Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях вДОУ. «Танцетерапия»
консультация
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ. Конспект для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях вДОУ.
«Танцетерапия»
Выполнила: музыкальный руководитель
Филимонова Наталья Владимировна.
Еманжелинск
Немного истории развития терапии
У каждого человека есть физиологическая потребность в движении. Танцетерапия (или танцевально-двигательная терапия) основывается на том, что ритмические движения, очень благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.
Собственно говоря, танцы всегда были неотъемлемой составной частью человеческой жизни. Их воздействие настолько мощное, что на заре истории они использовались в основном не для развлечения, а в ритуалах – религиозных и военных.
Кому может помочь танцетерапия
Танцы – приятный способ лечения. Сегодня танцевальные занятия с детьми практикуются в каждом хорошем детском саду. Но для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра и лишний повод попрыгать. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие особую лечебную направленность. Врачами созданы целые комплексы танцевальной терапии:
● для детей с нарушениями зрения;
● для детей с нарушениями слуха;
● для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»
Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна.
Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.
Что дает нам танцевальная терапия?
- снять психоэмоциональное напряжение
- выплеснуть энергию
- переработать свою агрессию и страх
- осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
- проиграть свои внешние и внутренние ощущения
- совместно пережить волнующие ситуации
- пробудить положительные эмоции
- развивает коммуникативные качества, проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
- сплочение
Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.
Все танцевальные игры можно разделить на две части:
1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:
— ритмические игры;
— «игры-повторялки»:
— игры на перестроения в пространстве;
— игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)
2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:
— импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);
— импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);
— импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);
— контактные импровизации (в паре, в группе);
— упражнения на релаксацию.
При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:
1. разработка конкретного упражнения,
2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д
Заниматься танцетерапией можно даже дома
Занятия танцами представляют собой очень позитивную встряску для всего организма, отлично повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но также замечательная возможность выразить эмоции, почувствовать ритмическую структуру музыки и ее темповые изменения, воплотив все это в собственном хореографическом произведении.
Кроме того, танцетерапия создает уникальную ситуацию востребованности самых разных психических функций, что очень положительно сказывается на психическом развитии ребёнка.
Занятия танцами требуют простора, музыки и грамотного руководства, поэтому для занятий танцетерапией детей лучше отводить в специальную студию. Но, к сожалению, такие группы есть далеко не во всех городах. В этом случае простейшие занятия можно проводить и самостоятельно. Но для этого ребенку потребуется партнер. Примерный комплекс занятий выглядит следующим образом:
● Зеркало. 15-минутное занятие.
Один из участников пары – ведущий, другой – ведомый. Танцующие встают лицом друг к другу. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь плавные (желательно изящные) движения руками, ногами или всем корпусом. Задача ведомого партнера – как можно точнее повторить движения ведущего, как будто он является его зеркальным отражением. Чтобы выполнить это упражнение правильно, требуется хорошая концентрация внимания.
Через несколько минут партнеры меняются ролями: ведущий становится ведомым, и наоборот.
● Зоопарк. 30-минутное занятие.
Сначала каждый участник занятия должен задумать образ какого-нибудь животного, но не называть его вслух. Затем всем предлагается в течение 20 минут играть роль своего задуманного животного: воспроизводить его движения и даже звуки. При этом все участники могут взаимодействовать друг с другом. В конце занятия все стараются отгадать, кто какое животное изображал.
Подобная двигательная активность существенно улучшает память, развивает внимание и совершенствует телесные навыки.
● Следуй за лидером. 30-минутное занятие для группы из 4-5 человек. Групп может быть несколько.
Группа выбирает ведущего и выстраивается в ряд друг за другом. Ведущий начинает совершать танцевальные движения, а все остальные члены группы должны повторять их как можно точнее, сохраняя при этом стройность ряда.
Через несколько минут руководитель подает сигнал, и ведущий перебегает в хвост ряда, а тот участник группы, который стоял за ним, в свою очередь становится ведущим.
● Круг. 30-минутное занятие.
Все участники группы садятся в круг. Каждый участник по очереди выходит на середину круга и в течение нескольких минут исполняет импровизированный танец. Затем и садится на свое место, и его сменяет следующий участник.
Особенность этих занятий заключается в том, что в них полностью отсутствует элемент соревнований. Руководитель не ставит оценок, никто не выбирает «лучших танцоров». Каждый ребенок сам создает свой танец и сам его исполняет. Все эти упражнения прекрасно подходят и для детей дошкольного возраста, и для взрослых. Они обычно вызывают у детей настоящий восторг, и даже самые стеснительные немедленно включаются в общее движение, начинают азартно фантазировать. Поэтому любое из приведенных здесь упражнений можно использовать, например, для развлечения во время праздников, когда вокруг много гостей, и группы могут быть достаточно большими.
Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....