Здоровье и здоровый образ жизни - неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения
статья (подготовительная группа)

Гобеева Элла Викторовна

Отсутствие на уровне дошкольного образования системы воспитания потребности в здоровом образе жизни, формирования валеологически целесообразного поведения детей подчеркивает особую актуальность вопроса разработки методики обучения здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. В отличие от взрослого «за здоровьем» ребенок не побежит. Необходима  технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на  самосохранение и саморазвитие ребенка.   Что касается оценки здоровья, то большинство ученых (И.И. Брехман, Ю.Ф.Змановский, Л.Г.Татарникова) рекомендуют проводить её в динамике для каждого отдельного человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье и здоровый образ жизни - неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения

   Отсутствие на уровне дошкольного образования системы воспитания потребности в здоровом образе жизни, формирования валеологически целесообразного поведения детей подчеркивает особую актуальность вопроса разработки методики обучения здоровому образу жизни детей дошкольного возраста. В отличие от взрослого «за здоровьем» ребенок не побежит. Необходима  технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на  самосохранение и саморазвитие ребенка.   Что касается оценки здоровья, то большинство ученых (И.И. Брехман, Ю.Ф.Змановский, Л.Г.Татарникова) рекомендуют проводить её в динамике для каждого отдельного человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием.

Существуют два принципиальных способа обеспечения здоровья: прямой, когда объектом воздействия является человек, не носящий в себе болезни, не требующий медицинского вмешательства, и обратный - путем излечения уже существующей болезни[4,с.212].

           В последние годы появился третий способ - формирование и сбережение здоровья, относящийся к новому направлению в науке - валеологии. Первая попытка формирования данной науки о здоровье сделана И.И.Брехманом [1,с.115].

                    Валеологическое обучение,  как считают ученые, есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание- есть процесс формирования установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения [4,с.201].

         Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств  контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Валеологическое воспитание безусловно связано с воспитанием чувства долга и ответственности за своё здоровье и здоровый образ жизни, создание у человека стойкой мотивации на здоровье.

       Как отмечает Л.И. Лубышева, конечной целью системы валеологического  обучения и воспитания является формирование валеологической культуры, в основе которой должна стать концепция, определяющая программу формирования здоровья[2,с.68].

        Разработка концептуальной модели здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, дошкольной организации, школы, органов здравоохранения, физкультурных организаций является приоритетным направлением валеологии, как науки.

Именно с рождения следует учить ребенка искусству управления своим здоровьем. Успех решения данной задачи зависит от действия комплекса факторов, ведущими из которых являются условия и образ жизни. Как интегральное понятие «образ жизни» включает в себя категории:

  • экономическую, как уровень жизни;  
  • социологическую, как качество жизни, объективное соотношение возможного и обеспечиваемого обществом потребления человеком материальных и духовных благ;
  • социально-психологическую или стиль жизни;  
  • социально-экономическую-уклад жизни, как целенаправленную деятельность, ориентированную на удовлетворение потребностей.

        Движения являются биологической потребностью ребенка. Степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма. В преддошкольном и дошкольном возрасте необходимы правильно организованные, целенаправленные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений. Именно в этом возрасте организм ребенка наиболее пластичен и любое, даже самое незначительное, но систематически повторяемое воздействие, легко воспринимается и оставляет прочный след в развитии ребенка.

           Врачебно-педагогические наблюдения последних лет свидетельствуют о целесообразности применения относительно продолжительных, но умеренных по интенсивности упражнений в дошкольном и раннем дошкольном возрасте. Это даст возможность в доступной форме развивать здоровьесберегающие системы организма - сердечно-сосудистую и дыхательную. Такого рода упражнения на выносливость лучше использовать в форме подвижных игр. Возможность использования спорта в интересах здорового образа жизни основывается на закономерностях развития физических качеств в онтогенезе и на особенностях физиологического влияния отдельных видов спорта. Однако следует учитывать индивидуальные различия уровня физического и функционального развития, обусловленные разными темпами биологического созревания[3,с.65].

         

Библиографический список

  1. Брехман И.И.Валеология-наука о здоровье.-М.:Академия ФКиС, 2013.-С.114-128. Бальсевич В.К.Физическая культура для всех и для каждого.- М.:Линкасс-Пресс,-208с. http://vospitatel.com.ua/ (дата обращения 21.10.17.)
  2. Лубышева Л.И.Концепция формирования физической культуры человека.-М.:ГЦОЛИФК, 119с.- http://www.menobr.ru/products/192/(Дата обращения 04.10.17.)
  3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. Уч.пос. – М.: Академия, 2013. – С. 64-66.
  4. Татарникова Л.Г.,Захаревич Н.Б.,КалининаТ.О.Валеология-основы безопасности жизни ребенка(пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени).-2-е изд.-СПб:изд. «Петроградский», 2013.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будем здоровы! Практический материал по формированию представлений о здоровом и безопасном образе жизни в ДОУ. часть III "Безопасность"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....