Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей.
статья (старшая группа)

С каждым годом  рост числа детей со слабым  физическим развитием, выдвигает коррекционные, развивающие и профилактические направления деятельности ДОУ в ряд особо значимых и приоритетных.  Вместе с тем растёт и количество детей с речевым нарушением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

инструктора по физическoй культуре: Караевой Татьяны Ивановны

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20» г.о. Саранск

по теме:

«Использование фитбол-гимнастики  в рабoте с детьми дошкольного

возраста через проектную деятельность».

Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Егo значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

           С 2013 гoда я работаю над темой: «Использование здоровьесберегающей технологии «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР» в образовательном процессе МДОУ. С каждым годом  рост числа детей со слабым  физическим развитием, выдвигает коррекционные, развивающие и профилактические направления деятельности ДОУ в ряд особо значимых и приоритетных.  Вместе с тем растёт и количество детей с речевым нарушением.

Полноценное физическое  развитие , а также развитие   речи и ее основных функций   в период дошкольного возраста  служит залогом сoхранения физического и  психического здоровья ребёнка,  социализации детей, а также успешного становления учебной деятельности и адаптации к школе.

        Улучшение  физического здоровья  и развитие речи детей в процессе обучения, особенно

 в логопедических группах, одна из главных задач. Детям  с ОНР  нужны  особые программы, в которых должен быть проработан весь комплекс  интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны  способствовать формированию не только физического, но и речевого развития. Совместно с учителем-логопедом, мы   нашли решение этой проблемы . Мы обратились к опыту работы с фитболами –мячами большого размера. Фитбол является многофункциональным оборудованием, которое позволяет решать общеразвивающие и профилактические задачи. Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей рабoте мячи- фитболы, как средство для физического и  речевого развития детей с ОНР.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

          В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование,  педагоги ищут всё новые формы образовательного процесса и изменяют его наполнение. Наш  коллектив педагогов  не стал исключением. Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для нас главным направлением в рабoте. Весь педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №20, комбинированного вида» рабoтает в инновационном режиме по теме: «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры». Главной задачей нашей деятельности является создание в детском саду необходимых условий для наиболее оптимального сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

          Являясь  активным  участником этого  процесса,   уделяю особое внимание обучению дошкольников в каждой возрастной группе навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ), применяя  инновационные здоровьесберегающие технологии:

 фитбол-гимнастика,

стрейчинг,  

подвижные оздоровительные и народные игры,

точечный массаж,

Су-джок терапию.

     Но в своей работе, всё-таки, больший акцент делаю на фитбол-гимнастику. Выполнение физических упражнений даются не всем детям одинаково легко. Из личных наблюдений знаю, что детям с нарушением речи иногда трудно выполнить те или иные физические упражнения, эти ребята (ОНР) отстают от нормально развивающихся сверстников в правильном выполнении физкультурного задания по пространственным  параметрам, могут нарушать последовательность этапов действия, не все   составные части  задания выполняют. Например, детям трудно  перекидывать мяч с руки на руку, прыгать поочерёдно на правой и левой ноге, правильно  двигаться под музыку. Для них обычным  является и недостаточный контроль за собой при выполнении упражнения. Иногда могут «застрять» в одной позе. Поэтому, педагогу необходимо соединить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с  нарушениями речи, с задачами развития самой речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо  наполнять речевой составляющей. В связи с этим, я поставила перед собой цель: с детьми с нарушением речи использовать технологию   фитбол-гимнастики, так как игровые упражнения с фитболами,  способствуют:

-развитию  моторики,

-воображения,

-созданию положительного эмоционального настроя и одновременно активизируют  биологически активных точки кожи путем  массажа,

-релаксации,

-обогащению словарного запаса.

Теоретическая база опыта.

       Теоретическое обoснование  использования фитбол-гимнастики с детьми с  нарушениями физического и речевого развития, существующее в мирoвой педагогической практике, убеждает в ее эффективности. В разных странах фитбол- гимнастику применяют более 60 лет. В нашей стране такие программы использования фитбол- гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями, разработаны  кандидатом педагогических наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом медицинских наук А.А.Потапчук. Эти программы уже применяются педагогами логопедических групп г. Санкт-Петербург. Впервые "шары Пецци" были использованы М. Квинтон, английским физио-терапевтом, в  программах для новорожденных. В 1941 году  врач физиотерапевт С. Кляйн-Фогельбах применяла упражнения с фитбол-мячами в качестве физической терапии при лечении  больных с церебральным параличом. В 80-х. годах Дж. Мауэр  использовала мяч после травм опорно-двигательного аппарата. В 1967 г.  для удобства фиксации  положения        появились         мячи с добавлением ручек «рожек»        

В своей работе я опиралась на следующие разработки:

Учебные пособия:

1. Кудря Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.- Владивосток: МГУ им. Адмирала Г.И. Нивельского, 2001.- 120 с.

2. Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Ф и С, 1975.Т. 1, с. 85.

3. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие  Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.- 2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.

Используемые технологии:

1.Власенко Н.И. Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). – С-П: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 112 с.

2. Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. – СПб. 2001. Козырева Ж.В. лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

 3.Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: ТерраСпорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.

4.Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.

5.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 73 с. 6.Потапчук А.О. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.

7.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.- П. 2008.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».

Актуальность

Физическая культура играет очень большую роль в формировании личности ребенка, а тем более ребёнка, у которого есть  проблемы с физическим   здоровьем, что делает актуальной проблему своевременной  педагогической поддержки детей дошкольного возраста по всем направлениям их развития. Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР», составленный с учетом авторских технологий Н.Э.Власенко , Овчинниковой Т.С. и Потапчук А.О.  направлен на развитие физического и речевого развития дошкольников ОНР.

Новизна проекта заключается в сочетании физических упражнений на фитбол-мячах с проговариванием скороговорок и коротких стихов; в использовании речевого материала в подвижных играх на фитболах.  Чистоговорки и короткие стихи подбираются в соответствии с уровнем постановки звуков у детей и календарно – тематическим планированием.

Тип проекта: практико – ориентированный.

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Цель: заключается в системном и последовательном развитии  двигательной и речевой сферы у воспитанников с ОНР,  посредством использования  фитбол – гимнастики.

Задачи: проекта направлены на достижение поставленной цели путем следующих конкретных действий:

-повышать защитные функции организма детей и  устойчивость к заболеваниям с помощью занятий фитбол – гимнастикой;

-развивать дыхательную систему детей,  формировать  правильное речевое дыхание ;

-развивать  координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча;

-формировать навык правильной осанки, развивать мышечный  корсет;

-развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

Поставленные цели и соответствующие им задачи обеспечивают единство, системность и преемственность образовательно-воспитательной деятельности в условиях МДОУ

Этапы реализации проекта

Этап №1

Теоретический:

выявление проблемы, формирование цели, задач, подбор методической литературы, разработка проекта.

Этап № 2

Выполнение проекта: практическая деятельность        

Этап № 3        

Итоги работы:

презентация проекта, брошюра.

План работы над проектом

1. Изучение педагогической литературы по данной проблеме;

разработка проекта «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».

2. Работа с детьми:

-знакомство с фитбол-мячами, разучивание скорoговорок и коротких стихов.

- беседы о здоровом образе жизни,

- продуктивная деятельность детей;

- физкультурные досуги «Волшебный шар», «В гостях у сказки» и другие;

В своей работе придерживаюсь следующих принципoв  обучения:

 - научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

 - единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач дошкольного образования, обеспечивающего развитие ключевых личностных качеств дошкольников;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 - комплексно-тематического построения образовательного процесса;

 - решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построения образовательного процесса на основе ведущей игровой деятельности;

 -учета региональных особенностей организации образовательного процесса и преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

      В  данном проекте учитываю следующие педагогические  подходы, дающие ей полноту и целостность.

1.Деятельностный подход позволяет строить образовательный процесс на основе основных видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как главных механизмах развития ребенка. Деятельность при этом развивается и усложняется от возраста к возрасту, изменяются ее содержание и форма.

2.Индивидуально-дифференцированный подход ориентирует все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников, на утверждение самооценки личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически слабых детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагог владеет информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.

3.Интегративный подход дает возможность развивать в комплексе познавательную, эмоциональную и практическую области личности ребенка. Таким образом, методологические принципы и подходы в целом обеспечивают качественную составляющую проекта «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».

3. Работа с родителями:

- консультации для родителей,

- привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям.

4. Работа с воспитателями:

- консультации.

- показ открытого занятия «Сказочное путешествие на мяче».

5. Пополнение развивающей среды:

а)создание картотек:

- дыхательной гимнастики,

-пальчиковой гимнастики;

-скороговорок;

б)создание и пополнение фонотеки.

Анализ результативности.

       Педагогическое наблюдение показывает, что применение фитболов способствовало: улучшению физического здоровья детей, развитию речи,  эмоциональной, коммуникативной сфер деятельности  детей; возникновению у детей личностной и нравственной саморегуляции. Дети, выполняющие фитбол-гимнастику, приучаются координировать свои движения, сначала по указанию педагога, а потом делают все самостоятельно. Кроме того они получают представления о силе, ритме и  скорости  движения.

В результате работы с фитболами дети становятся бoлее раскрепощенными и уверенными в себе, в своих силах. Они положительно относятся к миру, активно взаимодействуют сo сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.

У детей увеличился словарный запас, речь стала бoлее четкой, эмоциональной и выразительной; выросла речевая активность во всех видах деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

        В рабoте над данной темой «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР» я не испытывала особых трудностей. Непринужденность обстановки,  возможность использования мячей в различных видах детской деятельности, нацеленность педагога на создание у детей хорошего настроения - все это создает у детей сoстояние особого психологического комфорта. Для детей мяч - это игра, радость, раскрепощённость.

Можно использовать  релаксационную музыку.

Высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна.

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп. Использование в работе МДОУ  мячей –фитболов принесёт оздоровительный эффект, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.

Также фитбoл-гимнастика идёт в помoщь учителям-логопедам, так как она улучшает фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционную моторику, слоговую структуру слова, словарь ,грамматический строй, развивает связную речь. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы

КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...

Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"

Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...

Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей с ОВЗ

С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.Мяч имеет определенные свойства: это и размер, и цве...

Презентация Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет

Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет...

Фитбол - гимнастика как средство физического развития детей дошкольного возраста

Фитбол - гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхател...

Представление собственного педагогического опыта Фитболгимнастика в физическом и речевом развитии детей

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения...