Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей.
статья (старшая группа)
С каждым годом рост числа детей со слабым физическим развитием, выдвигает коррекционные, развивающие и профилактические направления деятельности ДОУ в ряд особо значимых и приоритетных. Вместе с тем растёт и количество детей с речевым нарушением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol-gimnastika_v_fizicheskom_i_rechevom_razvitii_detey.docx | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
инструктора по физическoй культуре: Караевой Татьяны Ивановны
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20» г.о. Саранск
по теме:
«Использование фитбол-гимнастики в рабoте с детьми дошкольного
возраста через проектную деятельность».
Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Егo значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
С 2013 гoда я работаю над темой: «Использование здоровьесберегающей технологии «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР» в образовательном процессе МДОУ. С каждым годом рост числа детей со слабым физическим развитием, выдвигает коррекционные, развивающие и профилактические направления деятельности ДОУ в ряд особо значимых и приоритетных. Вместе с тем растёт и количество детей с речевым нарушением.
Полноценное физическое развитие , а также развитие речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом сoхранения физического и психического здоровья ребёнка, социализации детей, а также успешного становления учебной деятельности и адаптации к школе.
Улучшение физического здоровья и развитие речи детей в процессе обучения, особенно
в логопедических группах, одна из главных задач. Детям с ОНР нужны особые программы, в которых должен быть проработан весь комплекс интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны способствовать формированию не только физического, но и речевого развития. Совместно с учителем-логопедом, мы нашли решение этой проблемы . Мы обратились к опыту работы с фитболами –мячами большого размера. Фитбол является многофункциональным оборудованием, которое позволяет решать общеразвивающие и профилактические задачи. Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей рабoте мячи- фитболы, как средство для физического и речевого развития детей с ОНР.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование, педагоги ищут всё новые формы образовательного процесса и изменяют его наполнение. Наш коллектив педагогов не стал исключением. Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для нас главным направлением в рабoте. Весь педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №20, комбинированного вида» рабoтает в инновационном режиме по теме: «Создание инновационной модели ДОУ по укреплению здоровья ребенка средствами физической культуры». Главной задачей нашей деятельности является создание в детском саду необходимых условий для наиболее оптимального сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Являясь активным участником этого процесса, уделяю особое внимание обучению дошкольников в каждой возрастной группе навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ), применяя инновационные здоровьесберегающие технологии:
фитбол-гимнастика,
стрейчинг,
подвижные оздоровительные и народные игры,
точечный массаж,
Су-джок терапию.
Но в своей работе, всё-таки, больший акцент делаю на фитбол-гимнастику. Выполнение физических упражнений даются не всем детям одинаково легко. Из личных наблюдений знаю, что детям с нарушением речи иногда трудно выполнить те или иные физические упражнения, эти ребята (ОНР) отстают от нормально развивающихся сверстников в правильном выполнении физкультурного задания по пространственным параметрам, могут нарушать последовательность этапов действия, не все составные части задания выполняют. Например, детям трудно перекидывать мяч с руки на руку, прыгать поочерёдно на правой и левой ноге, правильно двигаться под музыку. Для них обычным является и недостаточный контроль за собой при выполнении упражнения. Иногда могут «застрять» в одной позе. Поэтому, педагогу необходимо соединить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с нарушениями речи, с задачами развития самой речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо наполнять речевой составляющей. В связи с этим, я поставила перед собой цель: с детьми с нарушением речи использовать технологию фитбол-гимнастики, так как игровые упражнения с фитболами, способствуют:
-развитию моторики,
-воображения,
-созданию положительного эмоционального настроя и одновременно активизируют биологически активных точки кожи путем массажа,
-релаксации,
-обогащению словарного запаса.
Теоретическая база опыта.
Теоретическое обoснование использования фитбол-гимнастики с детьми с нарушениями физического и речевого развития, существующее в мирoвой педагогической практике, убеждает в ее эффективности. В разных странах фитбол- гимнастику применяют более 60 лет. В нашей стране такие программы использования фитбол- гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями, разработаны кандидатом педагогических наук Т.С.Овчинниковой и кандидатом медицинских наук А.А.Потапчук. Эти программы уже применяются педагогами логопедических групп г. Санкт-Петербург. Впервые "шары Пецци" были использованы М. Квинтон, английским физио-терапевтом, в программах для новорожденных. В 1941 году врач физиотерапевт С. Кляйн-Фогельбах применяла упражнения с фитбол-мячами в качестве физической терапии при лечении больных с церебральным параличом. В 80-х. годах Дж. Мауэр использовала мяч после травм опорно-двигательного аппарата. В 1967 г. для удобства фиксации положения появились мячи с добавлением ручек «рожек»
В своей работе я опиралась на следующие разработки:
Учебные пособия:
1. Кудря Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни: Учеб. пос.- Владивосток: МГУ им. Адмирала Г.И. Нивельского, 2001.- 120 с.
2. Теория и методика физического воспитания /Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Ф и С, 1975.Т. 1, с. 85.
3. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.- 2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.
Используемые технологии:
1.Власенко Н.И. Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). – С-П: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 112 с.
2. Клубкова Е.Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. – СПб. 2001. Козырева Ж.В. лечебная физкультура для дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
3.Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М.: ТерраСпорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
4.Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
5.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 73 с. 6.Потапчук А.О. Лечебные игры и упражнения для детей. С.-П. 2007.
7.Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. С.- П. 2008.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».
Актуальность
Физическая культура играет очень большую роль в формировании личности ребенка, а тем более ребёнка, у которого есть проблемы с физическим здоровьем, что делает актуальной проблему своевременной педагогической поддержки детей дошкольного возраста по всем направлениям их развития. Проект «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР», составленный с учетом авторских технологий Н.Э.Власенко , Овчинниковой Т.С. и Потапчук А.О. направлен на развитие физического и речевого развития дошкольников ОНР.
Новизна проекта заключается в сочетании физических упражнений на фитбол-мячах с проговариванием скороговорок и коротких стихов; в использовании речевого материала в подвижных играх на фитболах. Чистоговорки и короткие стихи подбираются в соответствии с уровнем постановки звуков у детей и календарно – тематическим планированием.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Цель: заключается в системном и последовательном развитии двигательной и речевой сферы у воспитанников с ОНР, посредством использования фитбол – гимнастики.
Задачи: проекта направлены на достижение поставленной цели путем следующих конкретных действий:
-повышать защитные функции организма детей и устойчивость к заболеваниям с помощью занятий фитбол – гимнастикой;
-развивать дыхательную систему детей, формировать правильное речевое дыхание ;
-развивать координацию речи ребёнка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча;
-формировать навык правильной осанки, развивать мышечный корсет;
-развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.
Поставленные цели и соответствующие им задачи обеспечивают единство, системность и преемственность образовательно-воспитательной деятельности в условиях МДОУ
Этапы реализации проекта
Этап №1
Теоретический:
выявление проблемы, формирование цели, задач, подбор методической литературы, разработка проекта.
Этап № 2
Выполнение проекта: практическая деятельность
Этап № 3
Итоги работы:
презентация проекта, брошюра.
План работы над проектом
1. Изучение педагогической литературы по данной проблеме;
разработка проекта «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».
2. Работа с детьми:
-знакомство с фитбол-мячами, разучивание скорoговорок и коротких стихов.
- беседы о здоровом образе жизни,
- продуктивная деятельность детей;
- физкультурные досуги «Волшебный шар», «В гостях у сказки» и другие;
В своей работе придерживаюсь следующих принципoв обучения:
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач дошкольного образования, обеспечивающего развитие ключевых личностных качеств дошкольников;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построения образовательного процесса на основе ведущей игровой деятельности;
-учета региональных особенностей организации образовательного процесса и преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
В данном проекте учитываю следующие педагогические подходы, дающие ей полноту и целостность.
1.Деятельностный подход позволяет строить образовательный процесс на основе основных видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как главных механизмах развития ребенка. Деятельность при этом развивается и усложняется от возраста к возрасту, изменяются ее содержание и форма.
2.Индивидуально-дифференцированный подход ориентирует все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников, на утверждение самооценки личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически слабых детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагог владеет информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.
3.Интегративный подход дает возможность развивать в комплексе познавательную, эмоциональную и практическую области личности ребенка. Таким образом, методологические принципы и подходы в целом обеспечивают качественную составляющую проекта «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР».
3. Работа с родителями:
- консультации для родителей,
- привлечение родителей к совместным с детьми мероприятиям.
4. Работа с воспитателями:
- консультации.
- показ открытого занятия «Сказочное путешествие на мяче».
5. Пополнение развивающей среды:
а)создание картотек:
- дыхательной гимнастики,
-пальчиковой гимнастики;
-скороговорок;
б)создание и пополнение фонотеки.
Анализ результативности.
Педагогическое наблюдение показывает, что применение фитболов способствовало: улучшению физического здоровья детей, развитию речи, эмоциональной, коммуникативной сфер деятельности детей; возникновению у детей личностной и нравственной саморегуляции. Дети, выполняющие фитбол-гимнастику, приучаются координировать свои движения, сначала по указанию педагога, а потом делают все самостоятельно. Кроме того они получают представления о силе, ритме и скорости движения.
В результате работы с фитболами дети становятся бoлее раскрепощенными и уверенными в себе, в своих силах. Они положительно относятся к миру, активно взаимодействуют сo сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.
У детей увеличился словарный запас, речь стала бoлее четкой, эмоциональной и выразительной; выросла речевая активность во всех видах деятельности.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта
В рабoте над данной темой «Фитбол-гимнастика в физическом и речевом развитии детей с ОНР» я не испытывала особых трудностей. Непринужденность обстановки, возможность использования мячей в различных видах детской деятельности, нацеленность педагога на создание у детей хорошего настроения - все это создает у детей сoстояние особого психологического комфорта. Для детей мяч - это игра, радость, раскрепощённость.
Можно использовать релаксационную музыку.
Высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп. Использование в работе МДОУ мячей –фитболов принесёт оздоровительный эффект, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса.
Также фитбoл-гимнастика идёт в помoщь учителям-логопедам, так как она улучшает фонематическое восприятие, звукопроизношение, артикуляционную моторику, слоговую структуру слова, словарь ,грамматический строй, развивает связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Интегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы
КонспектИнтегрированного занятия по физическому и речевому развитию детей подготовительной к школе логопедической группы...
Статья на тему: " Особенности психо-физического и речевого развития детей пятого года жизни"
Ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становя...
Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей с ОВЗ
С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.Мяч имеет определенные свойства: это и размер, и цве...
Влияние фитбол-гимнастики на всестороннее физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста
Статья посвящена влиянию фитбол мячей на организм ребенка....
Презентация Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет
Особенности психологического, физического, и речевого развития детей 4-5 лет...
Фитбол - гимнастика как средство физического развития детей дошкольного возраста
Фитбол - гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхател...
Представление собственного педагогического опыта Фитболгимнастика в физическом и речевом развитии детей
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения...