Фитбол - гимнастика как средство физического развития детей дошкольного возраста
материал по физкультуре

 Фитбол - гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная система, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость, способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционального раскрепощения детей, что усиливает положительный эффект эффект от занятий на фитболах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fitbol.docx395.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Зоренька» Курьинского района Алтайского края

СЕМИНАР

« ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

для педагогов дошкольного образования

Похожее изображение

Тема: Фитбол-гимнастика  как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов; активизировать реализацию образовательной области физическое развитие посредством внедрения инновационных технологий фитбол-гимнастики  в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- Раскрыть значимость фитбол-гимнастики в осуществлении образовательной деятельности.

- Оказать практическую и теоретическую помощь педагогам через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми по фитбол-гимнастики;

Добрый день и добрый час,

Очень рада видеть вас!

- Скажите громко и хором, друзья,

Деток вы любите? (Нет или да)

Пришли вы учиться,

Иль сил совсем нет?

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам(Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последний вопрос, ответьте, друзья

Активными будете(Нет или да)

Разминка « Через хлопки»

Большое спасибо и так начнем нашу работу.

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

СЛАЙД 1-8.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал«Человек должен быть сильным», другой сказал«Человек должен быть здоровым», третий сказал«Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так«Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал«Здоровье надо спрятать в самого человека Пусть он его поищет».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

А помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!

СЛАЙД 9-10

 В настоящее время происходит понимание того, что здоровье это не просто отсутствие болезней, а полнота жизненных сил, гармоничное развитие личности и ее взаимосвязи с окружающим миром. К сожалению, статистика говорит о том, что количество детей с первой группой здоровья катастрофически снижается. Это и рост в нарушении развитии речи, гипервозбудимость или наоборот заторможенность, это и рост в нарушении опорно-двигательного аппарата. В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления и сохранения здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности детей, а также формирования у них интереса к физической культуре. Для решения этой проблемы недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий и является использование фитбол-гимнастики.

СЛАЙД 11

Что такое фитбол? Фитбол (fit - оздоровление, ball-мяч) - гимнастический мяч, используемый в оздоровительных целях. Этот чудо-тренажер был придуман швейцарским врачом физиотерапевтом Сюзан Кляйнфогельбах в 50-х годах прошлого столетия. Отсюда и второе название – швейцарский мяч. Поначалу его использовали исключительно в лечебных целях – для реабилитации больных с нарушениями в цен-

тральной нервной системе, после травм позвоночника. В наше время мяч одинакововерно служит и больным и здоровым, как детям, так и взрослым.

СЛАЙД 12.

Какая польза от использования фитбола в двигательной деятельности? Как он действует на организм ребенка?

Фитбол-гимнастика – это почти единственный вид гимнастики, где в выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.

Безусловно фитбол гимнастика оказывает широкий спектр оздоровительного воздействия на детский организм, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная система, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость, способствует развитию творчества, детской фантазии и эмоционального раскрепощения детей.

СЛАЙД 13

Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч не должен быть жёстким и упругим. Фитбол имеет определённые свойства – форма, цвет, запах, упругость. Имеет форму шара. Шар – идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Шар посылает информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, кожного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект от занятий.

Мячи могут быть разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Тёплые цвета усиливают возбуждение центральной нервной системы, что приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давления, учащению дыхания. Холодные цвета успокаивают нервную систему, в связи с чем снижается частота дыхания, сердцебиения, падает артериальное давление, ухудшаются скоростно-силовые качества.. С помощью цветовой гаммы можно лечить различные заболевания (цветотерапия).

Кроме цветового влияния на организм фитболы обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация воздействует на центральную нервную систему успокаивающе. При занятиях с детьми используется преимущественно лёгкая вибрация в спокойном темпе. Вибрация обладает обезболивающим действием, улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается обмен веществ, повышаются защитные свойства и сопротивляемость организма в целом.

Музыка вызывает положительные эмоции.

СЛАЙД 14-15

Каким должен быть фитбол?

  • Упругость: при надавливании на шар ладонь должна пружинить;
  • Прочность;
  • Идеальная поверхность – швы на качественных мячах совершенно незаметны;
  • Антистатические свойства;
  • Безупречно вдавленный в поверхность ниппель.

Современные модели оснащены системой безопасности «анти-разрыв»: при случайном проколе или порезе такой мяч не взорвётся и не травмирует ребенка, а медленно сдуется. Какой вес выдерживает фитбол при вертикальной нагрузке, обычно указано в технических характеристиках модели. Однако современные мячи достаточно прочны и выдерживают любой возможный вес (до 200-300 кг).

Фитбол- гимнастика проводиться на больших мячах, выдерживающих до 300кг.

Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим.

Давайте посмотрим в чем его преимущества:

ЛЕГКОСТЬ- имеет незначительный вес;

МОБИЛЬНОСТЬ – можно легко перемещать по залу/квартире без помощи;

БЕЗОПАСНОСТЬ- Легко сдувается и надувается, снабжен антивзрывной системой АВС (при порезе не взрывается)

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ- позволяет выполнять огромное количество упражнений;

НЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ!

СЛАЙД 16

Как правильно организовать двигательную деятельность детей дошкольного возраста на фитболах?

Во время проведения занятий обязательным условием является соблюдение правил фитбол-гимнастики, подробно описанных Т.С.Овчинниковой, А.А.Потапчук (2003):

1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь (резиновая подошва).

4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.  

5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя упражнения на мяче лёжа на животе, лёжа на спине (голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию).

9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Проведение комплексных занятий, с одновременным выполнением физических упражнений и речитативов. Особое внимание уделяется правильному произношению и темпу речи.

14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей выполнялись в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.  

СЛАЙД 17-29

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины и таза;
  • для укрепления мышц ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности в суставах; - для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для формирования осанки;
  • для развития ловкости и координации движений;
  • для развития танцевальности и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Большое количество и разнообразие упражнений на фитболах требует их упорядочения и, следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения в практической деятельности с детьми.

Научно-практическое значение классификаций физических упражнений определяется тем, какой именно признак положен в их основу. Если в основу классификации положен педагогический признак, то при этом классификация физических упражнений помогает ориентироваться в их многообразии и рационально использовать с целью физического воспитания. Прежде всего, все программы по фитбол-гимнастике можно классифицировать по цели занятий. Классификация средств фитбол-гимнастики дает возможность подобрать и составить определенные комплексы упражнений, выполняемые с музыкальным сопровождением в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств.

К основным средствам фитбол-гимнастики относятся:

  • гимнастические упражнения: разновидности ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие упражнения (ОРУ).
  • основные (базовые) движения, соединенные в блоки и комбинации.
  • танцевальные упражнения и элементы ритмики, хореографии и современных танцев.
  • упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний.
  • подвижные и музыкальные игры и эстафеты.
  • упражнения из других оздоровительных и спортивных видов физической культуры Первую группу представляют «гимнастические упражнения». В нее входят разновидности ходьбы, бега и прыжков, а также общеразвивающие упражнения (ОРУ), выполняемые с целью оздоровления и развития двигательных способностей.

Вторую группу упражнений на фитболах составляют «основные (базовые) шаги аэробики», которые адаптируются к специфике проведения упражнений сидя на мяче, марш на месте, марш по диагонали, приставные шаги вправо и влево и т.д.

В группу «танцевальные упражнения» входят элементы ритмики, хореографии.

Группу «упражнения лечебной физической культуры» составляют средства, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма, органов зрения.

Группа «подвижные, музыкальные игры и эстафеты» включает большое количество игр как с мячом, так и сидя на мяче («музыкальные стулья», игры на внимание и др.) для занятий фитбол-гимнастикой с детьми дошкольного возраста, эта группа упражнений включает и упражнения креативной гимнастики, способствующие развитию творчества, инициативы и самовыражения.

Популярность фитбол гимнастики основана на её отличительных чертах: эффективность, доступность, эмоциональность. Возможности применения широки. И под умелым руководством является мощным комплексным средством и методом воздействия на оздоровительном, образовательном и воспитательном направлениях развития личности человека.

Мячи помогли придать занятиям новизну, благодаря ним были созданы наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища, и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась равномерно. Также существенным фактором действия упражнений на фитболах является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий у ребенка повышается настроение, появляется чувство радости и удовольствия.

Таким образом, фитбол-гимнастика являющаяся на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC05103.jpg

C:\Users\Татьяна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC05153.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Фитбол - как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре в ДОУ. Об  эфективности использовании фитбола на занятиях, в игровой деятельности и индивидуальной работе с детьми дошкольного ...

Оздоровительная гимнастика , как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Актуальность и необходимость оздоровительной гимнастики в современных дошкольных учреждениях....

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе» как нетрадиционное средство физического развития детей дошкольного возраста

Хочу познакомить вас с интересной оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. В нашем саду мы взяли ее как парциальную. Также...

Фитбол-гимнастика как средство физического развития детей с ОВЗ

С древнейших времен в культуре любого народа мяч служил предметом для игр и развлечений. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с ним.Мяч имеет определенные свойства: это и размер, и цве...

Консультация для педагогов: «Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНС», как средство физического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов: «Танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНС», как средство физического развития детей дошкольного возраста»Хочу познакомить вас с интересной оздоров...

Оздоровительная гимнастика, как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

В настоящее время несмотря на разнообразие программ, внедряемых в дошкольных образовательных организациях, проблема совершенствования физического воспитания остаётся актуальной....