Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
учебно-методический материал
Инновационный педагогический опыт по теме
«Экологическое воспитание дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ДС №250 «Совушка»
г.Челябинска
Воспитатель: Кузнецова О.А., 1 квалификационная категория.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
И если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Исходя из этого, целью является воспитание физически крепкого и здорового, активного и пытливого ребенка. Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
В процессе работы реализуются проекты «Растения наши друзья», «Здоровый ребенок – успешный ребенок» и др.
Теоретическая база опыта
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C.Н. Николаевой “ Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой и др.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
- С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”
- М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;
- О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.”;
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”
- Л.И. Грехова “В союзе с природой”;
- Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “ Формирование экологической культуры дошкольников”;
- Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”
- Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
- Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / сост. М.С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.
Приоритетами в работе по формированию экологического воспитания дошкольников стало:
- наличие материала для поисково-исследовательской деятельности; разработана экологическая тропа на территории детского сада «Шаги в удивительный мир»;
- наличие на территории детского сада огорода, клумб.
- наличие экспериментальной площадки.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта состоит в:
- определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- определении целей и результатов;
- нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- обогащении жизненного опыта;
- связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей
Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе еще использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
В своей педагогической деятельности эффективно использую следующие формы работы с детьми:
- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;
- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;
- игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- чтение литературы природоведческого содержания;
- инсценировки, театрализованные представления;
- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;
- экологические праздники;
- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;
- изготовление поделок из природного и бросового материала;
- экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников.
Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровье сберегающие технологии. Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребёнка. Двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, закаливание, гимнастика, использование физкультминуток, пауз релаксации.
Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Растения наши друзья», «Здоровый ребенок-успешный ребенок!» и ряд других проектов. А также разработана экологическая тропа «Шаги в удивительный мир».
Для родителей ежемесячно оформляется на летней веранде папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы (поделки своими руками на станции Экологической тропы, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы.
Совместно с родителями в группе оборудован Уголок природы, уголок экспериментирования.
Считаю, что без совместных усилий педагогов и родителей не будет положительных результатов.
В целях поддержки инновационной деятельности в МАДОУ, открыта экспериментальная площадка на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Анализ результативности
Считаю, что в результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 87 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.
Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников:
- сформированы начальные представления об экологической культуре;
- у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
Своими результатами планирую делиться на педсоветах, семинарах - практикумах, на районном методическом объединении воспитателей на тему «Создание экологической тропы», для воспитателей подготовительных, старших и средних групп детского сада было показано занятие «В гости к мудрой сове», и подготовила доклад на тему «Использование тропы здоровья в летний период –как элемент закаливания.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Используя в работе данный опыт, я убедилась, что каждый дошкольник это маленький исследователь и наша задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот помочь. И для это нужно учитывать все возможности:
- просвещение родителей;
- создание кружка по экологической направленности;
- использование взаимодействие всего коллектива;
- направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают эффективность развития дошкольников и полноценную готовность к обучению в школе.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Полагаю, что данный опыт будет полезен педагогам средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям – обогатить свой опыт и передать его своим детям.
Для реализации данного опыта имеется методическое обеспечение:
- План работы по экологическому воспитанию с детьми и родителями;
- План опытно - экспериментальной деятельности с дошкольниками;
- Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание детей»;
- Схема маршрута экологической тропы (приложение1);
- Методические копилки: птицы, звери, цветы и деревья нашего края.
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с природой представлен в публикациях, на личном сайте http:/ https://nsportal.ru/kuznetsova-o-1/.
-Конспект мероприятия НОД «Я природе помогу, мусор весь я уберу» в средней группе (4-5 лет). https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/05/18/konspekt-meropriyatiya-nod-ya-prirode-pomogu-musor-ves
-Прогулка в летний период "Наш огород" https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/06/09/progulka-v-letniy-period-nash-ogorod
-Конспект по экологическому воспитанию "Какие бывают облака" https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2020/06/02/konspekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-kakie-byvayut
-Проект Экологическая тропа https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/07/09/proekt-ekologicheskaya-tropa
Приложение
Экологическая тропа в детском саду
«В гости к мудрой сове»
Кузнецова О.А..
МАДОУ «Детский сад №250 г. Челябинска «Совушка»
Детский сад работает над проблемой экологического воспитания. Цель работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения
Количество станций может меняется по мере появления интересных и увлекательных объектов живой и не живой природы..
Была составлена картосхема тропинки с нанесением маршрута и всех объектов (станций) в виде рисунков. .
Оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства,. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:
- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
- развивать сенсорные качества каждого ребенка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции:«Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево».
Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Из опыта работы...
Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...
Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"
Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и поведения. При ознакомлени...
Педагогический опыт по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания....
Педагогический опыт по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...