Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
учебно-методический материал
Инновационный педагогический опыт по теме
«Экологическое воспитание дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ДС №250 «Совушка»
г.Челябинска
Воспитатель: Кузнецова О.А., 1 квалификационная категория.
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом? Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
И если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, любить свою родину, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Исходя из этого, целью является воспитание физически крепкого и здорового, активного и пытливого ребенка. Для достижения этой цели определила следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
В процессе работы реализуются проекты «Растения наши друзья», «Здоровый ребенок – успешный ребенок» и др.
Теоретическая база опыта
Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C.Н. Николаевой “ Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой и др.
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:
- С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”
- М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;
- О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.”;
- И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”
- Л.И. Грехова “В союзе с природой”;
- Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “ Формирование экологической культуры дошкольников”;
- Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”
- Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
- Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно – правовые документы, рекомендации / сост. М.С. Горбатова. – изд. 2 – е испр. И доп. – Волгоград: Учитель, 2011. – 413.
Приоритетами в работе по формированию экологического воспитания дошкольников стало:
- наличие материала для поисково-исследовательской деятельности; разработана экологическая тропа на территории детского сада «Шаги в удивительный мир»;
- наличие на территории детского сада огорода, клумб.
- наличие экспериментальной площадки.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
Новизной и отличительной особенностью опыта является формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, основ здорового образа жизни и мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье. Потребности поведенческих навыков здорового образа жизни; повышение уровня экологической культуры родителей, так как именно она определяет культуру ребёнка, способствует формированию экологически развитой личности, определяет силу и стойкость семейного воспитания.
Новизна опыта состоит в:
- определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- определении целей и результатов;
- нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- обогащении жизненного опыта;
- связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей
Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому в работе еще использую принцип интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
В своей педагогической деятельности эффективно использую следующие формы работы с детьми:
- циклы наблюдений за растениями в уголке природы;
- целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей;
- игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- чтение литературы природоведческого содержания;
- инсценировки, театрализованные представления;
- проведение опытов и экспериментов с песком, глиной, водой, воздухом;
- экологические праздники;
- оформление гербариев листьев деревьев, лекарственных трав;
- изготовление поделок из природного и бросового материала;
- экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников.
Для удовлетворения детской двигательной активности используются здоровье сберегающие технологии. Создание атмосферы благоприятного социально – психологического микроклимата для каждого ребёнка. Двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания, закаливание, гимнастика, использование физкультминуток, пауз релаксации.
Одной из эффективных форм работы с детьми по экологическому воспитанию считаю осуществление проектной деятельности. Были разработаны и реализованы проекты на тему: «Растения наши друзья», «Здоровый ребенок-успешный ребенок!» и ряд других проектов. А также разработана экологическая тропа «Шаги в удивительный мир».
Для родителей ежемесячно оформляется на летней веранде папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы (поделки своими руками на станции Экологической тропы, совместные досуги, развлечения, консультации, конкурсы.
Совместно с родителями в группе оборудован Уголок природы, уголок экспериментирования.
Считаю, что без совместных усилий педагогов и родителей не будет положительных результатов.
В целях поддержки инновационной деятельности в МАДОУ, открыта экспериментальная площадка на тему «Экологическое воспитание дошкольников»
Анализ результативности
Считаю, что в результате реализации проектной деятельности добилась поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались умения правильно вести себя в природе, желания приносить пользу. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что 87 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.
Результаты диагностики позволяют говорить о целесообразности экологического воспитания младших дошкольников:
- сформированы начальные представления об экологической культуре;
- у детей сформировано начальное представление об осознанном правильном отношении к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание обращаться с природой и отражать свои впечатления, через различные виды деятельности.
Своими результатами планирую делиться на педсоветах, семинарах - практикумах, на районном методическом объединении воспитателей на тему «Создание экологической тропы», для воспитателей подготовительных, старших и средних групп детского сада было показано занятие «В гости к мудрой сове», и подготовила доклад на тему «Использование тропы здоровья в летний период –как элемент закаливания.
Трудности и проблемы при использовании опыта
Используя в работе данный опыт, я убедилась, что каждый дошкольник это маленький исследователь и наша задача не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот помочь. И для это нужно учитывать все возможности:
- просвещение родителей;
- создание кружка по экологической направленности;
- использование взаимодействие всего коллектива;
- направление активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение природы;
Освоение поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формируют основы логического мышления, обеспечивают эффективность развития дошкольников и полноценную готовность к обучению в школе.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Полагаю, что данный опыт будет полезен педагогам средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям – обогатить свой опыт и передать его своим детям.
Для реализации данного опыта имеется методическое обеспечение:
- План работы по экологическому воспитанию с детьми и родителями;
- План опытно - экспериментальной деятельности с дошкольниками;
- Анкетирование для родителей «Экологическое воспитание детей»;
- Схема маршрута экологической тропы (приложение1);
- Методические копилки: птицы, звери, цветы и деревья нашего края.
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с природой представлен в публикациях, на личном сайте http:/ https://nsportal.ru/kuznetsova-o-1/.
-Конспект мероприятия НОД «Я природе помогу, мусор весь я уберу» в средней группе (4-5 лет). https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/05/18/konspekt-meropriyatiya-nod-ya-prirode-pomogu-musor-ves
-Прогулка в летний период "Наш огород" https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/06/09/progulka-v-letniy-period-nash-ogorod
-Конспект по экологическому воспитанию "Какие бывают облака" https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2020/06/02/konspekt-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-kakie-byvayut
-Проект Экологическая тропа https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/07/09/proekt-ekologicheskaya-tropa
Приложение
Экологическая тропа в детском саду
«В гости к мудрой сове»
Кузнецова О.А..
МАДОУ «Детский сад №250 г. Челябинска «Совушка»
Детский сад работает над проблемой экологического воспитания. Цель работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы. Для достижения поставленной цели используем различные формы и методы работы: экологические беседы, конкурсы и викторины знатоков природы, защиту проектов, экологические праздники и природоохранные операции и др. Одной из интересных форм экологического воспитания является создание экологической тропы.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения
Количество станций может меняется по мере появления интересных и увлекательных объектов живой и не живой природы..
Была составлена картосхема тропинки с нанесением маршрута и всех объектов (станций) в виде рисунков. .
Оформили паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства,. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.
Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:
- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;
- развивать сенсорные качества каждого ребенка;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков. Возле каждого объекта экологической тропинки вместе с ребятами выставили таблички «Охраняется детским садом». Ребята следят за состоянием объектов. Совместно с родителями мы проводим экологические природоохранные акции:«Кормушка»; «Скорая помощь» раненому дереву, разрушенному муравейнику; «Посади дерево».
Разработана структура опытно - исследовательской деятельности на экологической тропе. Ребята исследуют, какие условия нужны растениям, кто живет в траве, сколько цветков посетит пчела за одну минуту, сколько разнообразных растений произрастает на экологической тропе, зачем лягушке зеленый цвет и т.д.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/08/19/img14.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/22/picture-643782-1500755390.jpg)
Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»...
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...
Инновационный педагогический опыт по теме: "Экологическое воспитание детей через развитие познавательного интереса к родному краю"
Экологическое воспитание детей - одна из важнейших составляющих развития страны. 2017 год объявлен годом экологии в России. Настоящая статья содержит основные аспекты накопленного опыта работы по экол...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1113145-1549446241.png)
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и поведения. При ознакомлени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/07/picture-1057995-1631046885.jpg)
Педагогический опыт по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/07/picture-1057995-1631046885.jpg)
Педагогический опыт по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...