Педагогический опыт по теме "Экологическое воспитание дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_po_teme_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»
Большеигнатовского муниципального района
Республики Мордовия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
воспитателя I квалификационной категории
МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»
Кистановой Анны Владимировны
Жизнь – это большой мир, в котором так много дорог. Как выбрать ту единственную, которая наполнит твою жизнь смыслом? Говорят, что не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Так произошло и со мной. Ещё со студенческих лет меня притягивала работа с детьми, и поэтому всё время своего обучения в колледже я ещё успевала работать в лагерях: Санаторий Алатырь 3 смены вожатой и 5 старшей вожатой, детский лагерь Орлёнок 3 смены вожатой, летний лагерь Вастома 2смены старшей вожатой. И уже тогда, я поняла что с детьми мне хочется творить, они наполняют меня свежестью, радостью, новыми знаниями, мудростью, счастьем и просто заставляют меня развиваться и главное мне это нравится! И вот четыре года назад я пришла работать в МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида». И даже представить не могла, что работа воспитателя так захватит меня, внесёт в жизнь сколько интересного, неожиданного, раскроет во мне все самые хорошие качества.
Придя в детский сад передо мной встал выбор направления по которому я не только буду вести свою работу, но и которая будет мне по душе.
И выбор был очевиден это экологическое воспитание детей! И вот уже 4 года я активно веду работу по экологическому воспитанию дошкольников, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы.
На сегодняшний день, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ, и представляет, широкие возможности для экологического воспитания.
Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе. Когда мы рассказываем о правилах поведения в природе, о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое.
Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Для того чтобы начать вести работу по экологиескому воспитанию детей мною было изучено много литературы по данной теме. Мною был разработан долгосрочный проект на 4 года. За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог» Проект представлен четырьмя взаимосвязанными тематическими блоками:
- «Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем» - учить наблюдать явления природы, анализировать делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.
- «Неповторимый мир растений» - познакомить детей с разнообразием растительного мира, формировать понимание зависимости между внешним строением и условиями их существования.
- «Любить животных – любить себя» - расширять знания детей о диких и домашних животных, показать взаимосвязь живого со средой своего обитания.
- «Наша Земля – наше богатство» - формировать понятие о себе как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого, учить беречь и защищать природу, познакомить с Красной книгой.
Так же проект включал в себя решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей. Экологическое воспитание дошкольников должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.
С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила непосредственно образовательной деятельности и дополнительным образовательным услугам, так как считаю это важнейшими средствами воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Образовательный процесс с детьми осуществляется через разнообразные формы работы: игровые обучающие ситуации, наблюдение, труд в Центре природы, целевые прогулки, экспериментирование и опыты, развивающие игры, досуги и развлечения.
Я поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках
Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.
В нашей группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы. Который часто пополняется. Каждый раз стараюсь найти для детей что то новое, и интересное.
Систематически проводятся наблюдения за погодой -
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения дети ежедневно рассматривают небо, солнце, травку, деревья и всё ,что каждый день их окружает вроде простое , а с другой стороны такое интересное и неизведанное если присмотреться с этой целью дети совместно с родителями установили на территории детского сада «Метеостанцию» Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряной мельницы дать относительную оценку силы ветра,
- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Мы с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах учу ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
«Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году
Наряду с традиционными формами работы с детьми в я эффективно реализуется проектную деятельность. Это краткосрочные и долгосрочные проекты экологической направленности, участниками которых являются воспитанники и их родители. За 4 года мною было реализовано 15 краткосрочных проектов по темам «Осень золотая», «Береги Лес», «Удивительный мир природы», «Спасём природу от мусора» «Природа наш дом» «Огород на окне», «Красная книга», «Покормите птиц зимой »«Юные экологи» и.т.д
Рассмотрим для примера краткосрочный проект «Огород на окне»
Целью которого является формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Перед началом любого проекта с детьми проводим много бесед по теме;
«Что такое огород и что на нём растёт»; «Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
Затем начинаем подбирать материал для него и конечно знакомим и подключаем родителей, для сбора необходимого материала для создания огорода; В этом году дети совместно с родителями украсили горшочки и контейнеры для посадки нашего огорода.
Считаю что от проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с растениями и культурами которые можно вырастить на окне, получили знания необходимые для роста растений
увидели многообразие посевного материала. И конечно же дети стали бережнее относиться к растительному миру.
Считаю, что проектная деятельность положительно влияет для воспитание детей.
Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «Пищевая цепочка», «Зимующие и перелетные птицы»», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «С какого дерева листик», «Живые кубики» и другие.
Словесные игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомым.
Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей
Дети старшего дошкольного возраста и родители принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Помогите птицам зимой» Начиная с осени, дети совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц ,которые мы развешиваем на территории детского сада и называем мы её «Птичья столовая»
Потому что не мало важным в экологическом воспитание является забота о братьях наших меньших. Дети от природы очень любознательны, эмоциональны, и всегда готовы оказать посильную помощь. Видя бедственное положение птиц на участке, пыпытались больше узнать об их жизни. Вместе с детьми обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелет труден и опасен. Как живется зимующим птицам у нас в России? Где зимуют, чем питаются?
И выходя на прогулку дети в первую очередь бегут смотреть есть ли корм в «Птичьей столовой». Если нет, то обязательно его насыпали. Мы определили, что на территорию площадки действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. Таким образом, мы подтверждаем, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Ну а весной не забываем про скворечники и кормушки, которые дети тоже изготавливали совместно с родителями.
Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, папки-передвижки, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). Например, перед родительским собранием я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем
Так же не мало важным, считаю участие детей в конкурсах экологической направленность. В которых мы стараемся участвовать.
И можем гордиться своими результатами.
Моя группа ежегодно участвует в республиканском конкурсе, «Птичий дом», за 4 года на этот конкурс было отправлено более 10 работ ,где нередко становимся победителями –
- в 2018 году победителем стал воспитанник моей группы в номинации «Самый юный участник»- Прытков Денис .
В 2021 году мною был разработан и смонтирован видеоролик на тему «Берегите птиц» где я в целом рассказала о своей работе и детей
и стали дипломантом 3 степени .
( https://vk.com/club199774200?z=video-199774200_456239024%2F55becbae4018057cfc%2Fpl_wall_-199774200 ) ссылка для просмотра видеоролика.
Также ежегодно участвуем в региональных конкурсах, проводимых ФГБУ «Заповедная Мордовия» - «Птицы на кормушках», «Марш парков», конкурс экологических листовок «Чистый лес». «Куда поселим мы питомца?» В этом году два воспитанника группы стали победителями в конкурсе листовок «Чистый лес» (Пьянзина Ульяна, Сулимов Андрей)
Конкурс птицы на кормушках –Карпова Лера стала победителем в своей возрастной категории.(5-7 лет).
Конкурс «Куда поселим мы питомца?» участие приняла воспитанница моей группы Пьянзина Ульяна
Так же я не забываю и сама повышать свой педагогический опят по экологическому воспитанию изучаю много литературы и стремлюсь всегда к чему-то новому. В марте 2021 года присоединилась к всероссийскому экологическому диктанту, который успешно прошла.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Разработанный план работы по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни у детей с помощью интеграции экологического материала показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.
Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки.
Формы и методы эстетического воспитания дошкольников....
Опыт инновационной педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ д\с "Теремок" комбинированного вида г.Ардатов Камаевой Н.Н.
Мой опыт эколого-педагогической работы показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков....
Инновационный педагогический опыт на тему: "Воспитание cоциокультурной толерантности у дошкольников"
Современный мир жесток.Жестокими стали и детиА нормой жизни каждогоЧеловека - взрослого иРебёнка – должна статьтолерантностьВ настоящее время проб...
Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников.
Материал для воспитателей по работе с детьми от 3 до 7 лет....