Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
статья на тему

Особое внимание в своей профессиональной деятельности   уделяю  экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы.  Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._oboshch_opyta_2.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Слайд 2Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Особое внимание в своей профессиональной деятельности   уделяю  экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы.  Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…

 И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…

Все ли в порядке в нашем зеленом доме?

В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать...

Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: повышение квалификации педагогов, экологическое воспитание детей и пропаганда экологических знаний для родителей.

Слайд 3.  Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экологического воспитания  дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.

        Основным содержанием экологического воспитания является  формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном  ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знаний особенностей жизни, роста и развития живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

        Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

        Основными компонентами культуры личности должны стать:

   - экологические знания;

   - экологическое мышление;

   - экологически оправданное поведение;

   - чувство любви и бережное отношение к природе.

Слайд 4  Новизна  и оригинальность  идеи состоит в интеграции экологических знаний в системе воспитательной – образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

Тщательно продуманная интеграция экологических знаний в различные   образовательные  области позволило сохранить  актуальность  программы  при вступлении  в  силу   новой  редакции  комплексной  программы  «Детство»,  переработанной  в  соответствии с  Федеральными государственными  требованиями.

 Слайд 5  Цель педагогического опыта:

- создать  условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры;

- формировать  экологически - грамотное поведение в природе;

- воспитывать  гуманное  отношение  к живым  объектам флоры и фауны.

 Слайд 6.На пути достижения цели были поставлены следующие задачи:

- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе;

- учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса;

- научить  конкретным способам экспериментирования  и  исследования объектов природы;

- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;

- развивать познавательные и творческие способности;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, животным, человеку.

 Слайд 7      Практическая значимость заключается в следующем:

          Основным  содержанием   экологического  воспитания  является  формирование   у  ребенка  осознанно – правильного  отношения  к  природным  явлениям  и  объектам,  которые  окружают  его,  и с которыми  он  знакомится  в  дошкольном  детстве.

         Процесс  становления    осознанного   -  правильного  отношения  сопровождается  определенными  формами  поведения  ребенка. Положительного  результата в развитии нравственного  отношения  к  природе  можно  достичь  только  систематической  работой.

      Формирование  экологических  представлений  является  содержательной  основой  для  осуществления  разнообразной  детской  деятельности  со  всеми  образовательными  областями («Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественное – эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

        Интеграция  экологического воспитания с другими разделами может состоять в следующем:

  - участие  детей в  целевых  прогулках;

  - обсуждение  правил  безопасного  поведения  в  природе;

  - участие  в  совместном  с  воспитателем  труде  на  участке  детского  сада в разное  время  года;

 - развитие  эстетического  восприятия  и  суждений  в  процессе  чтения  произведений  художественной  литературы  о  природе;

  - придумывание  сказок  и  историй  о  животных, растениях, птиц,  человеке.

 -  рассматривание  дидактических  картинок, иллюстраций  о  природоохранных  акциях.

  - участие  с  родителями и  воспитателями в  природоохранных акциях.  

  - участие  в  проектной  деятельности.

Работая  уже не первый год  по этой теме всегда стараюсь уделить  достаточно  внимания,  необходимости формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств.

Слайд 8     Этапы накопления и систематизации опыта:

  1. этап – 2010 - 2011  Диагностический (1 полугодие)
  2. этап – 2010 - 2011 Организационный (2 полугодие)
  3. этап – 2011 - 2012 - 2013 Практический
  4. этап – 2012 - 2013 Итоговый (результативный)

Слайд 9.На  первом  этапе была изучена  методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению:

- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования  детей «Мы»,

- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях»,

- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»,

- Е. В. Гончарова, Л. В. Моисеева «Технология  экологического образования детей в старшей группы ДОУ».

          Также был осуществлен анализ  имеющего    программно- методического  обеспечения; анализ  предметно – развивающей среды  в группе. Была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста.

На  втором   этапе было определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста; составление перспективных планов работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление и изготовление наглядного, дидактического материала; разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед.

 Слайд 10   Разработан долгосрочный проект  по экологическому воспитанию -  «Друзья природы», обучение рассчитано  на два  учебных  года и представлен  четырьмя взаимосвязанными  тематическими блоками:

  1. «Наблюдаем. Рассуждаем. Познаем»  -  учить  наблюдать явления природы, анализировать  делать  выводы о некоторых  закономерностях  и взаимосвязях  живой и неживой природы.
  2. «Неповторимый мир  растений»  -  познакомить  детей с разнообразием  растительного  мира,  формировать понимание  зависимости  между внешним  строением  и условиями  их  существования.
  3. «Любить животных – любить себя» -  расширять  знания  детей о диких  и домашних  животных, показать  взаимосвязь  живого  со средой  своего  обитания.
  4. «Наша Земля – наше богатство»  -  формировать понятие о  себе  как  жителе  планеты  Земля,  от которого  зависит  жизнь  всего живого, учить беречь  и защищать  природу, познакомить с Красной  книгой.

На третьем этапе (2011-2012 учебный год) с группой общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет была практическая работа по проекту.Результатом данных  этапов  является дальнейшее накопление практического материала и систематизация работы.

На четвертом этапе (2012-2013 учебный год) с группой общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет осуществляется дальнейшая реализация комплекса мероприятий, как обязательных, так и дополнительных, бала проведена диагностика с цельюопределения экологических знаний и практических умений.  Для педагогов было проведено на педагогическом часе обобщение  и  распространение  опыта  по проекту.

При реализации данного проекта использовала  свои  разработки:

- методические разработки непосредственно образовательной деятельности, которые позволяют повышать интерес детей к получению экологических знаний, увлекать игровыми сюжетами и необычным содержанием; «Гуманное отношение к природе», «Весенние радости», «Зимнее путешествие в лес» и др.

- методические разработки сценариев мероприятий, которые позволяют реализовывать творческий и познавательный потенциал детей;КВК, развлечения.

- авторские дидактические игры«Живые кубики», «Пищевая цепочка», «Найди, чей след» и др.;

- сборники иллюстративных материалов «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Деревья» и др.;

- видеотека: созданы презентации «Животные Югры», «Леса Югры»; «Лиственные деревья», «Хвойные деревья»,  «Лето»,

- сборник сказок «По тропинке к сказке»;

- дидактическое пособие «Одуванчик», «Лягушка», «Угадай правило».

Экологическое воспитание дошкольников  должно проходить непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке - они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

С учетом изученного, начала применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль определяю  непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми, так как считаю это важнейшими средствами  воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В работе  я следую следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.

Все воспитание и обучение я детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Считаю, что необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды при сохранении  трех принципов: активности, побуждающей к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В своей группе создала  богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много наглядного материала и художественной литературы.

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы объектам природы, учатся определить, чего им  не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении я должна найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по уходу за объектами природы  повышает экологическую воспитанность детей.

Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, отличать  доброе от злого,  учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.

Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.

Мое педагогическое  общение  с детьми принимает познавательную окраску: стараюсь  задавать  четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую  на каждое сообщение. И самое главное – хвалю  за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением  с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается  причина наблюдаемого явления, дети стараются  самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют  формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают  наблюдательность, мыслительную деятельность.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями.  Мы  с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах  помогаю  детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах  учу  ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки  используем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой обучаю  детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю  детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь,  осуществляется познавательное общение с дошкольниками, - показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, - в общем, доброжелательно помогаю  им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками провожу  обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю  детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю  игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использую  разнообразные игровые упражнения « Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных», «Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) Детям очень понравится  играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром «Султанчики», «Разноцветные ленточки». Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Немаловажное значение в моей работе имеет  «экологическая тропа».  На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты посещали много раз, особенно в разные сезоны года.

На тропе мы проводим: наблюдения, игры,  экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем  и т. д. Свои впечатления об увиденном они выражали на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может  показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда  найдется что-то новое и необычное.

Своих дошкольников и их родителей стараюсь  включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проходят  в дошкольном учреждении. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Дети старшего дошкольного возраста и родители  принимают участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, «Помогите птицам  зимой» - изготовление кормушек и развешивание их на территории д/с и дома, «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году, изготовление скворечников и др.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу  личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.  Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

Тщательно продуманная интеграция экологических знаний в различные   образовательные  области позволило сохранить  актуальность  программы  при вступлении  в  силу   новой  редакции  комплексной  программы  «Детство»,  переработанной  в  соответствии с  Федеральными государственными образовательными стандартами .

        Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, составлен каталог «научных» игр.

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра.  Применяются игровые технологии.

        Технология проектной деятельности. Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проект «Друзья природы», « защитники природы »( летнее оздр работа)

        Информационно-коммуникационные технологии Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей. Создала презентации «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Животные севера», «Виды лесов», «Лето».

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Пищевая цепочка», «Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это  бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?»,  «Времена года», «С какого дерева листик», «Живые кубики» и другие.

Словесные  игры: «Узнайте по описанию»,  «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомым. Для более глубокого изучения этих тем подготовлен материал:

Большое внимание я уделяю сказке, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А. Рыжова. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают.

В своей практике я прибегала к помощи игрового персонажа – «Старичок-Лесовичок».  

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов.

Часто на занятиях использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.  Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю  вопросы.  Из этого  видно, как  в их глазах проявляется сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». В этих случаях важно донести до детей смысл произведения.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мной использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации,  буклеты, папки-передвижки, беседы), так и нетрадиционные (круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания", я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе".

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические папки- передвижки, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Вывод:

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы,  помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Слайд 8 диагностика

Разработанный план работы по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни  у детей с помощью интеграции экологического материала показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Природа в детских сердцах»Воспитатель: Татаринцева Е. А...

Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Инновационный педагогический опыт по теме «Экологическое воспитание дошкольников»...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание....

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и  поведения. При ознакомлени...

Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....