Водное поло как вариативная форма развития двигательных навыков старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

долгих андрей ильич

В статье кратко изложена суть работы в данном направлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vp.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Долгих Андрей Ильич,

                                                                                   инструктор бассейна

                                       МБДОУ ЦРР «Детский сад № 402», г.о. Самара

Водное поло как вариативная форма развития двигательных навыков старших дошкольников

Давайте же мыться, плескаться,

                                                                 Купаться, нырять, кувыркаться

                                                                       В ушате, в корыте, в лохани,

                                                                       В реке, в ручейке, в океане,

                                                                       И в ванне, и в бане—

                                                                       Всегда и везде—

                                                                       Вечная слава воде!

Корней Чуковский,

детский писатель

Вода—колыбель жизни! Эта фраза с детства знакома всем. Вода представляет собой особую биологическую среду, оказывающую наиболее благотворное воздействие на человеческий организм и открывающую широкие возможности для физической активности.

Плюсы от водных занятий очевидны:                                                                       -мышцы развиваются без нагрузки на опорно-двигательный аппарат;                                 -улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем;                                   -оказывается положительное влияние на центральную и периферическую нервные системы;                                                                                                                                        -укрепляется иммунная система, совершенствуется механизм терморегуляции;             -нормализуется режим сна и бодрствования;                                                                            -повышается общий тонус организма;                                                                                        -совершенствуются движения, увеличивается выносливость;                                                 -формируются морально-волевые качества личности.                

Занятия в воде с раннего возраста создаёт, а затем поддерживает хорошую базу для более правильного физического развития ребёнка, даёт ощущение свободы действия. Лучше освоиться с водой помогают различные передвижения по дну бассейна и подвижные игры. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение держаться на воде, смело погружаться в воду, задерживать дыхание. Именно поэтому, в качестве вариативной части к программе по плаванию, мной была выбрана игра «мяч на воде» или водное поло.

 Водное поло – одна из наиболее увлекательных командных спортивных игр, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. Успеха в этой игре может добиться только та команда, игроки которой действуют слаженно, дружно, коллективно. Занятия водным поло способствуют воспитанию дисциплинированности и коллективизма, приучают действовать согласованно, подчинять свои интересы общим интересам, находить удовлетворение в успехе коллектива, команды.

За основу была взята рабочая программа по водному поло для ДЮСШ и адаптирована для ДОУ, с учётом возрастных особенностей воспитанников           (5-7 лет)  и технических условий (бассейн длиной 10 метров, шириной 4 метра, глубиной 0,7-0,9 метра). Основными формами занятий являются: игровые, учебно-тренировочные и теоретические занятия, восстановительные мероприятия, медицинский контроль, матчевые встречи. Организация образовательной деятельности осуществляется в течение всего календарного года.  Программа рассчитана на 2 года. Реализация программы представляет собой параллельное освоение способов передвижения в воде и приёмов техники владения мячом. На занятиях по плаванию, в конце основной его части, детям последовательно предлагается к изучению тот или иной элемент водного поло. Это добавляет эмоциональности, повышает интерес воспитанников и позволяет разнообразить монотонные плавательные упражнения.                                                                                                                      Целью  теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта;  формирование представления об оздоровительном и прикладном  значении таких видов спорта как плавание и водное поло. При проведении теоретической подготовки учитывается возраст, а материал излагается в доступной форме:  короткие сообщения, объяснения, обсуждения, рассказы и беседы, мультимедийные пособия, видеоролики, презентации, слайды, показ упражнений инструктором и т.д.                                      

С чего начинать?

      Конечно же, любому занятию в воде, предшествуют упражнения на суше. Так, в зале, в первый год обучения, помимо разминки и комплекса упражнений плавательной подготовки, дети выполняют имитационные упражнения «замах-бросок», знакомятся с мячом, учатся производить с ним различные действия: подбрасывания, отбивания от пола, ловля и держание; бросают мяч инструктору, партнёру, в ворота (с вратарём и без него) и в корзину. В соответствии с изучаемым на занятии двигательным навыком, подбираются игры: «Передай мяч», «Мяч водящему», «Играй, мяч не теряй», «Собачка» [Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать» 1983] и др. В воде пройденный материал повторяется, а к вышеперечисленным играм добавляются такие как: «Морской бой», «Ручеёк», «Водный баскетбол», эстафеты с мячом и т.д.

Второй год обучения.

Продолжается воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, закрепляются приобретённые навыки владения мячом, а методические приёмы и упражнения ступенчато усложняются по мере их приближения к структуре осваиваемого двигательного действия. Так, в водном поло, практикуются два вида учебно-тренировочных занятий: тематические и комплексные.                               На тематических занятиях юные спортсмены имеют возможность многократного повторения упражнения, что позволяет быстрее овладеть изучаемым движением. Усложняются задачи и темы занятий, например: «Навесной бросок», «Толчок мяча», «Ведение мяча», «Игра вратаря», «Игра защитника», «Игра нападающего», «Обманные действия» и т.д. Усложняются и игры. В зале это: «Зайчик», «Гонка мячей», «Баскетбол», «Ручной мяч» [Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. 2013]. Каждому ребёнку предоставляется возможность проявить себя в качестве любого игрока (вратарь, защитник, нападающий). Это способствует выявлению способностей детей и склонностей к определённой деятельности. Игры в воде: «Тюлени», «Пятнашки», «Мячик в домике», «Водный баскетбол», «Водное поло» по упрощённым правилам.                                                                                  Комплексные занятия способствуют совершенствованию всех аспектов подготовленности игроков за счёт широкого использования различных тренировочных средств. Такие занятия преобладают  в конце второго года обучения, когда дети уже владеют навыками игры и могут их применять. Обычно это матчевые встречи. Тренировочные игры в подготовительной группе проводятся по упрощённым правилам. Цель первых учебных игр в водное поло состоит в том, чтобы создать у начинающего ощущение раскованности, удовлетворить его потребность в движении, вызвать у него понимание необходимости и готовности к  изучению основ игры; а также отрабатываются простые тактические приёмы: мяч принял—отдал, отдал—открылся, если мяч у твоей команды—все бегут атаковать  ворота  соперника, если мяч у соперника—все обороняются,  защищают свои ворота.                                                              Занятие состоит из трёх частей:                                                                                                                   1. Задачи подготовительной части занятия организовать внимание занимающихся. С этой целью проводится построение и перекличка. Повторяются правила безопасного поведения на воде. Затем занимающиеся знакомятся с содержанием занятия и порядком выполнения упражнений. После этого начинается разминка, которая проводится на суше и в воде. В зависимости от характера предстоящей работы в разминке используется обще- или специально-подготовленные упражнения, с помощью которых организм спортсмена всесторонне подготавливается к выполнению заданий основной части занятия.                                                                                      2. В основной части решаются следующие задачи: повышение уровня общей работоспособности, улучшение плавательной подготовки, становление техники. В зависимости от задачи занятия подбираются соответствующие средства их реализации. К ним относятся специальные упражнения в плавании, разучивание отдельных элементов игры. Подбор упражнений, их сочетание и последовательность выполнений определяется конкретными условиями для работы, а так же уровнем подготовленности игроков.                                                                                       3.В заключительной части занятия интенсивность нагрузок постепенно снижается за счёт выполнения упражнений невысокой интенсивности, что бы привести организм в спокойное состояние. Пульс становится более редким, дыхание относительно равномерным, мышцы расслабляются. В этой части занятия используются плавание в медленном темпе и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

В рамках работы по данному направлению, кроме детей, инструктор бассейна взаимодействует с другими участниками образовательных отношений: воспитатели групп, медицинский персонал, семьи воспитанников, специалисты ДОУ. Так же проводятся различные мероприятия в бассейне: открытые занятия, показательные выступления, праздники водных видов спорта, чемпионаты по играм с мячом, эстафеты и т.д. В начале и в конце учебного года осуществляется мониторинг, проводятся контрольные упражнения:                                                                      1.Проплывание бассейна вдоль (10 метров) кролем на груди;                                                2.Проплывание кролем на спине;                                                                                                   3.Проплывание со сменой стилей;                                                                                                        4.Броски мяча на дальность;                                                                                                                 5.Броски мяча на точность (по воротам) с трёх метров и с пяти метров.  

В результате реализации программы дети имеют представление о спортивных и прикладных способах плавания, обладают широким кругом двигательных навыков; освоены: начальные приемы владения мячом, элементы техники выполнения основного броска, как на суше, так и в воде; получен необходимый минимум теоретических знаний по водному поло и плаванию для использования в игровой деятельности. Юные спортсмены более дисциплинированы; проявляют стойкий интерес к новым и знакомым игровым упражнениям в воде, избирательны при выполнении плавательных упражнений, стремятся к лучшему результату, осознают  зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом,  способны самостоятельно привлечь внимание  других  детей и организовать знакомую игру, имеют представления о своем здоровье, знают, как  можно поддержать, укрепить и сохранить его, следят за личной гигиеной; умеют практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения на воде.  

      Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был здоров физически и морально, научился уверенно чувствовать себя в воде, плавать и бороться, стал стройным, атлетически сложенным, ловким, сообразительным, умел общаться в коллективе, играть, мыслить и побеждать в игровых и жизненных ситуациях, возможно это то, что нужно вашему ребенку. В любом случае, даже если вы не добьетесь высот в большом спорте, эта игра, несомненно, окажет положительное воздействие на воспитание личностных качеств и физических способностей, сформирует навыки и умения, которые будут востребованы в жизни.

                                           

                                             Список литературы

Булгакова Н. Ж., Маринич М. Н., Максимова М. Н. Водные виды спорта –М.: Академия, 2003, -315 с.

Горбунов В. В. Вода дарит здоровье.—М.: Советский спорт, 1990, -32 с.

Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для детей 2-7 лет-М.: Мозаика-Синтез, 2013, -14 с.

Кабанов А. С. Мяч на воде. –М.: Физкультура и спорт, 1988. -79 с.

Рыжак М. М. Техника игры ватерполиста –М.: Физкультура и спорт, 1971, 127 с.

Фролов С. Н. Подружись с водой –М.: РУСАЙНС, 2016, -116 с.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной деятельности старших дошкольников на прогулках

организация осознанной двигательной деятельности старших дошкольников на прогулках средствами подвижных игр и упражнений в основных видах движений...

Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников от...

Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры

Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры...

Консультация инструктора по физической культуре для педагогов «Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры»

Консультация   инструктора по физической культуре для педагогов«Развитие двигательных качеств старших дошкольниковчерез подвижные игры»...

Консультация " Развитие двигательных навыков у дошкольников посредством музыки"

Обучение детей посредством движений, музыкально - ритмической деятельности, начиная со второй младшей группы и до школы....

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности старших дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....