Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении.
методическая разработка
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimniy_sportivnyy_prazdnik.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гумманизации образования, т. к. от того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в раннем возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармоничного развития личности. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях. Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни. Успех воспитания здорового ребёнка в детском саду обеспечивается следующими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;
- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
- активным участием родителей в воспитательном процессе;
- установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительно образования.
Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Валеологическое воспитание дошкольников мы основываем на следующих принципах:
- системный подход – т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребёнка.
Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
Мероприятия проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
-Соблюдение личной гигиены.
-Рациональное питание.
-Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
-Соблюдение режима дня.
-Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
-Профилактика простудных заболеваний
-Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
-Создание условий для двигательной активности.
-Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
-Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
-Проведение игрового модуля по валеологии.
Основопологающим принципом в работе мы считаем – принцип «Не навреди», который предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровления.
Немаловажным для нас является принцип гуманизма, признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма, в свою очередь, предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи друга»
И наконец, принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Чтобы помочь детям лучше запомнить информацию, в занятие включается несколько приёмов запоминания – через звуки, запахи, вкус, движения, воображение. Например, через физкультурные минутки и гимнастику для глаз, рассказы и сказки на нравственно-эстетические темы и т. д. При этом включается максимальное количество органов чувств.
В теплый период времени, когда учебный год закончен, организовываются экскурсии и целевые прогулки к школе, на водоем, в лес, в музеи и кинотеатры, библиотеки и выставки. Проводятся беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.
Какими бы слабыми способностями ни обладал человек, он может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приёмов запоминания. Один из таких приёмов называют мнемотехническим. Составление коллажей и мнемотаблиц – творческая работа. Их можно сделать разнообразными и интересными.
Таким образом, коллажи – учебные пособия, выполняющие следующие задачи:
1) Развитие зрительной памяти,
2) Умение говорить, рассказывать,
3) Обучающая задача, т. к. они содержат различную информацию.
Мнемотаблицы – это схемы, структуры, в которые можно заложить различную информацию.
Совместная работа воспитателей, музыкальных руководителей и медицинского персонала нашего ДОУ и детской поликлиники способствует дальнейшему их внедрению валеологических принципов.
Валеологические игровые модули очень важны. Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии – научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов "Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи"
Формирование валеологического сознания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
«Применение валеологических принципов в дошкольном учреждении»
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека &nda...
Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.
Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ....
Статья "Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении"
Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.В общей пе...
Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС
Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС...
Статья "К вопросу воспитания валеологической культуры в дошкольном учреждении"
К вопросу воспитания валеологической культуры в дошкольном учреждении(Название журнала: "Традиции и новации в дошкольном образовании" №1, 2020год. Рубрика: "Формирование здорового образ...