Методические рекомендации для подготовки и проведении нетрадиционного мероприятия совместно с родителями и детьми по теме «Экология жилища»
методическая разработка (младшая группа)

Куликова Светлана Владимировна

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. 

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации для проведения экологического мероприятия совместно с родителями и ход данного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для подготовки и проведении нетрадиционного мероприятия совместно с родителями и детьми по теме «Экология жилища»

Куликова С.В.

(г. Санкт-Петербург, Россия,

ГБДОУ детский сад №32

Красносельского района,

kulikova.svetlana65@mail.ru)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. (1, с. 5) Экологическое воспитание – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оказывает интенсивное влияние на ум ребёнка, на его чувства и волю. Частью экологической культуры является здоровый образ жизни. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. (3, с. 3). С ранних лет сформированная определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. (2, с. 5) Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных. В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принятом ГД в 1999 году, экологическая безопасность – это состояние защищенности среды жизнедеятельности человека от возможного негативного воздействия различных экологических факторов. Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на то, что  чувствовать себя в абсолютной экологической безопасности нельзя даже в собственной квартире. В медицине сейчас даже появился новый диагноз: синдром больных зданий, а в санитарии и экологии - новая тема: экологическая безопасность жилища. Квартира – это экосистема, напоминающая город в миниатюре. Как и город, она существует за счёт поступления энергии и ресурсов, а её главные обитатели – люди и животные. Но квартира – это не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, в значительной степени определяющий состояние здоровья для человека. Измерение экологии квартир занимаются специальные организации, которых пока немного. А вот от чего в квартире ждать подвоха, можно узнать заранее, и соблюдать экологическую гигиену. Учёные выяснили, что в большинстве домов концентрации в воздухе вредных и токсичных химических веществ в 2 - 5 раз выше, чем на улице! В некоторых квартирах уровень загрязнения воздуха по отдельным токсинам внутри помещения выше, чем снаружи в 70 раз! А мы проводим в помещении большую часть времени. До 90%. Загрязнение воздуха является причиной шести процентов смертей в мире, как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения. На внешний вид квартиры в первую очередь влияет образ жизни, характеры и вкусы ее обитателей. Все мы стремимся к тому, чтобы оформление комнаты полностью соответствовало нашим представлениям об уюте и комфорте. Однако немногие, создавая интерьер в собственной квартире, задумываются о том, что он, в свою очередь, окажет заметное влияние на домочадцев и их здоровье. Материалы, используемые для оформления квартир, домашняя бытовая техника, мебель, газовые плиты и даже комнатные растения могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье обитателей квартиры. Предлагаю вашему вниманию конспект нетрадиционного мероприятия совместно с родителями и детьми «Экология жилища».

Цель: рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию экологически безопасной для здоровья человека среды обитания.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя. В жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность и чем меньше факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье, тем лучше. Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos – наука) – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 1-2)

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливает нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Квартира – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, возникающие в процессе приготовления пищи, вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, комнатные растения, электромагнитное загрязнение. По этим причинам решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными.

Игра: «Что нам стоит дом построить?!»

Дети и родители конструируют дом из разных материалов: пластилин, бумага, краски, кубики, конструктор «Лего» и т. д.

Воспитатель. Какие прекрасные дома у вас получились! Вы начинали конструировать дом со стен. Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способный провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с выделением радиоактивного газа – радона.

Вопрос для «круглого стола»: что может помешать такому загрязнению помещения?

Родители высказывают свои предположения.

Воспитатель. Снижает содержание радона в воздухе – регулярное проветривание помещений. Выделение из стен радона уменьшается благодаря штукатурке и плотными бумажными обоями.

Продуктивная деятельность: «Маленькие дизайнеры». (Дети раскрашивают рисунки для обоев.)

Воспитатель: пока дети примеряют роль дизайнеров, оформляют обои, предлагаю пройти небольшой тест.

Тест: «Технология ремонта и отделки жилых помещений».

1. Профессиональную разработку вариантов отделки квартир осуществляют

А) архитекторы

Б) художники-дизайнеры

В) строители

Г) специалисты, занимающиеся ремонтом и отделкой квартир

2. Современные лакокрасочные материалы состоят из следующих компонентов:

А) лаки, эмали, масляные краски

Б) скипидар, уайт-спирит, ацетон и др.

В) связующее вещество, пигмент, растворитель

Г) растворы смол и наполнитель

3. Наиболее экологичными красками, предназначенные для окрашивания различных поверхностей внутри помещения считают

А) краски, содержащие свинец

Б) краски, изготовленные на акриловой основе

В) водоэмульсионные краски

Г) масляные краски

4. Для расчистки поверхностей, нанесения и разравнивания шпатлевки применяют специальный инструмент

А) валик

Б) ручник

В) кисть

Г) шпатель

5. Флейцы – это…

А) ножницы, для разрезания обойных листов

Б) легкие плиты, используемые для ремонта потолка

В) ручные краскопульты

Г) плоские кисти, применяемые для окрашивания и сглаживания свеженанесенной краски.

6. Обои, состоящие из двух слоев бумаги, которые склеиваются между собой в процессе изготовления

А) симплекс

Б) филенка

В) дуплекс

Г) фриз

7. Оклейку стен обоями начинают

А) от середины стены в любую сторону

Б) от угла, ближайшего к окну, с переходом вглубь помещения

В) с наклеивания цельного полотна в угол

Г) от двери в сторону окна

8. Обойные полосы на бумажной основе с нанесенным рисунком, предназначенные для наклеивания по верхнему срезу обоев

А) бордюр, фриз

Б) плинтус

В) штапик

Г) карниз

9. Какие из обоев являются наиболее пожаробезопасными

А) виниловые

Б) жидкие обои

В) стекловолокнистые обои

Г) текстильные обои

10. Дощечки из твердых пород древесины, соединяемые в шпунт

А) ламинат

Б) паркетная доска

В) шпунтованная половая доска

Г) линолеум

Воспитатель. Прошу обратить внимание на слайд, проверьте правильность ваших ответов. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 3)

Физкультминутка: «Голова, плечо…» (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 4)

Воспитатель: бетонные плиты поглощают влагу из воздуха. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведёт к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

Вопрос для «круглого стола»: Какими способами можно увеличить влажность воздуха в квартире?

Родители высказывают свои предположения.

Воспитатель. Необходимы увлажнители воздуха. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые не только повысят влажность воздуха в помещении, но и успокаивают нервы, развивают эстетические чувства. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 5)

Предлагаю пройти на выставку авторских рисунков для обоев.

Родители рассматривают рисунки детей.

Воспитатель. Обои бывают виниловые, поливинилхлоридные, самоклеющиеся. Такие обои поставляют в воздух двойной набор ядов: не только «свои», но и токсичные вещества из сопутствующих растворителей, смягчителей, металлических пудр. Они должны быть достаточно плотными, иначе начнут быстро разрушаться, выделяя бумажную пыль – чрезвычайно активный аллерген. Экологически чистые обои – бумажные, но ещё лучше современные текстильные обои и стеклообои. Моющие обои с полимерной поверхностью экологически тоже не безвредны, но содержание в комнате радона и летучих полимеров они снижают почти в 10 раз.

Подвижная игра: «Передай предмет другому». (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 6)

Вопрос для «круглого стола»: как вы думаете, какое покрытие для пола можно использовать?

Родители высказывают свои предположения.

Воспитатель. Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Линолеум, синтетические ковровые покрытия, виниловые обои – служат источником ароматических углеводов, которые в избыточном количестве могут вызывать аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета. Лучше использовать деревянный пол – тёплый и экологически чистый.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в дидактическую игру «Закончи предложение» (Для покраски стен я выбираю …; для обработки дерева я выбираю … Родители высказывают свои предположения.)

Воспитатель. А теперь проверим правильность ответов. Экологичность красок связана с химическим составом растворителя и токсичным действием металлов. Таким образом лучше использовать дома водно-дисперсионные краски и отделывать дерево натуральным маслом.

Физкультминутка: «Если нравится тебе…» (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 7)

Воспитатель. Предлагаю посмотреть презентацию о пыли в помещениях и методах борьбы с ней.

Просмотр презентации. «Пыль – как фактор, влияющий на качество воздушной среды жилища».

Домашняя пыль представляет собой исключительно антропогенный субстрат, в состав которого помимо частичек песка и почвы входят текстильные волокна, волосы и эпидермис человека, шерсть домашних животных, а также пыльца растений, метаболиты синантропных организмов и т. д. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 8)

Постоянно идёт процесс пылеобразования – вытираются ковровые покрытия, осыпается и вышаркивается краска, с улицы попадают пыль и выхлопные газы автомобилей, люди и домашние животные теряют волосы, кожный эпителий, перхоть и т. д. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 9)

Воздух внутри дома практически всегда более пыльный, чем на улице. Ведь при проветривании комнаты, когда потоки уличного воздуха входят через форточку и выходят через вентиляционные решётки или другую форточку, скорость и направление воздушного потока постоянно меняются. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 10)

Клещ может стать постоянным спутником человека на протяжении всей его жизни. Основным питанием для клеща являются омертвевшие клетки кожи. А в год человек теряет до 2-х кг кожи, основная масса которой остаётся на постельном белье. Поэтому основным местом обитания и размножения клещей является постель, ковры с натуральным ворсом, места скопления пыли и т.д. В постели человека живут до 2 млн. клещей, - это оптимальная среда для их обитания и размножения. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 11-13)

Основную опасность для человека представляют, как сами клещи, так и продукты его жизнедеятельности (самые сильные из известных на сегодняшний день аллергенов!). 70% аллергических заболеваний дыхательных путей обусловлены присутствием именно этих веществ. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 14)

Чтобы уменьшить контакт с пылью, следует соблюдать следующие правила: хорошо проветривать и просушивать постель; чаще менять постельное белье; источником пыли являются книги, поэтому их нужно регулярно чистить пылесосом и    держать на застекленных полках и в шкафах; регулярно проводить влажную уборку; чаще проветривать комнаты; ковры нужно регулярно чистить пылесосом или выбивать на улице палкой, хорошо очищать от пыли с помощью снега; желательно, по возможности, установить в квартире прибор для увлажнения и очищения воздуха. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 15)

Подвижная игра-эстафета: «Генеральная уборка». (Дети и родители.)

Задание для «круглого стола»: перед вами картинки с изображением комнатных цветов. Распределите растения по комнатам: кухня, спальня, гостиная.

Родители выполняют задание, высказывают свои предположения.

Воспитатель: показывает презентацию о комнатных растениях. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, 16-27)

Подведение итогов мероприятия. (https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8, с. 28)

Подвижная игра «У оленя дом большой…» (Играют родители и дети.)

Литература:

  1. Воронкувич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 496 с.
  2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.
  3. Югова М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, занятия, игры – Волгоград: Учитель, 2016. – 137 с.
  4. Интернет-ресурсы: https://cloud.mail.ru/public/o2FT/25Tf9zMV8 (Презентация «Экология жилища».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по Формированию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.1. При проведении любо...

Конспект проведения открытого мероприятия совместно с родителями на тему: Мой Любимый город Санкт-Петербург" в средней группе.

Цель:совершенствовать знания о любимом городе, о его достопримичательностях.            Формирования словаря, нравствинного  и эстетического воспитания.  ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса

Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...

Презентация "Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания"

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания могут использоваться воспитателями, как один из методов взаимодействия с семьями воспитанников по повышению качества дошколь...

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми Разработчики: Крылова Т.А.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний и педагогических советов по проблемам профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми ...