Профилактика эмоционального выгорания у специалистов ДОУ. Конспект №3
план-конспект занятия
Во вложении представлен авторская разработка занятия психолога с педагогами на тему: "когнитивные искажения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_3.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почему мы ошибаемся или ловушки мышления»
Когнитивные искажения
Дорогие коллеги, приветствую всех вас после перерыва, спасибо, что пришли! Предлагаю сегодня такой же формат, как и в предыдущих встречах, т.е. обсуждение в кругу и релаксацию. Скажите, вам нравится такой вариант или хотите что-то другое? Важно услышать мнение каждого.
Сегодня мы обсудим историю, с которой сталкивались, пожалуй, все. Возможно, сегодня вы узнаете еще больше о себе, обнаружите вопросы и найдете ответы. Все мы совершаем ошибки, но, как правило, даже не осознаем этого. Наш мозг запрограммирован ошибаться. Никто не может быть абсолютно беспристрастным, всегда делать точные расчеты и объективно оценивать обстановку. Нам просто-напросто не дано видеть мир таким, каков он есть. Именно поэтому очень важно помнить о ловушках мышления и хотя бы иногда анализировать причины своих эмоций и поступков.
Существует огромное количество разнообразных ошибок, т.е. когнитивных искажений.
Каждое когнитивное искажение существует по определенной причине — в основном, чтобы мозг сохранял энергию и тратил меньше времени на раздумья. Это такие автоматические мысли. Казалось бы, когнитивные искажения не такая уж и плохая штука? В чем подвох?
Давайте представим, что Вам на карту упала приятная сумма денег. Что подумали? Что почувствовали? А если задуматься? Давайте еще историю. Ваш ребенок не берет телефон. Раз не берет, два не берет. Что думаете?
Так вот, мозг может нас обманывать, например, предлагая версии, которые более привычны (натренировался, грубо говоря, так реагировать), и таким образом, возможно, не замечая важных моментов. Мы не всегда останавливаемся и задумываемся. Чаще действуем на автомате. С точки зрения КПТ: Мысли влияют на эмоции и действия человека. Если изменить образ мыслей, то можно изменить эмоции и поведение.
Давайте попробуем узнать каким же образом мы обманываем сами себя?
Существует большое количество когнитивных искажений, порядка 150. Я отметила для вас, как мне кажется, самые распространенные:
- Сверхобобщение: на основе одного события или фактора по поводу чего-либо делаются глобальные выводы: «я неудачник», «я навсегда останусь одна», «я всегда проигрываю», «меня никто не любит»;
- «Выборочное восприятие»: фиксация только на негативе, обесценивание позитивного. Даже если случилось что-то хорошее, вы не придаете этому значение. А если уж что-то плохое, то это становится главным событием;
- Долженствование: Постоянные требования к себе и окружающим. Высокие стандарты, которым невозможно соответствовать. «Мне надо быть всегда на высоте», «они не должны так поступать», «я хочу, чтобы было по-другому». Меняйте слово «должен» на «мне бы хотелось».
- Чтение мыслей: иногда мы убеждены, что точно знаем, что думает другой. Не поздоровался? Значит, что-то там думает, а может обо мне думает плохо? Что случилось? Неохотно разговаривает? Наверное, хочет скорее избавиться от меня. Но правда в том, что мы никогда не узнаем на 100% мысль другого. Лучше прямо спросить.
- Персонализация: «Это наверное я»: Связано с предыдущим пунктом. Причина считать, что именно вы причина всего, что происходит с другими или вокруг вас. На поведение других может влиять множество факторов. И вы не на первом месте в списке причин. Какие еще обстоятельства могли внести свои коррективы?
- Катастрофизация «делать из мухи слона»: да, иногда случаются плохие вещи. Но как часто происходит что-то действительно ужасное и неисправимое? То, что невозможно пережить?
- Эмоциональное объяснение: привычка использовать свои эмоции как доказательство. Если вы чувствуете что-то, то значит это правда. Но мы уже знаем- эмоции изменчивы, переменчивы. Так стоит ли им доверять? Смотрите на факты. Насколько эмоциональные реакции соответствуют раздражителю?
- Предсказание будущего: Убеждение, что вы точно знаете, что произойдет. Как правило, что-то плохое. Например, «я все равно провалю/ не справлюсь…стоит ли вообще подписываться на эту движуху?».
Задания
- Запишите три когнитивные искажения, которые вы делаете чаще всего;
- Для каждой ошибки напишите ситуации, которые их провоцируют. Сухие факты, что за ситуация, где, где вы были, кто был рядом, что произошло и тд.
- Затем напишите, что почувствовали? Запишите эмоции, которые вы испытывали в этих ситуациях.
Схема: Когнитивное искажение, ситуация, эмоция.
Видите ли Вы какие-то привычные реакции в вашем поведении? Если да, то запишите их.
Заключительный этап: релаксация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"
В статье обобщен опыт работы с педагогами....
Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Профилактика эмоционального выгорания у специалистов ДОУ. Конспект №2
Во вложении представлен авторская разработка занятия психолога с педагогами на тему: "стресс и тревога"....
Методическая разработка на тему: «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста»
Программа «Профилактика эмоционального выгорания воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста» направлена на формирование у воспитателей и специалистов компе...