Знай свой организм. Методическая разработка по познавательному воспитанию старших дошкольников
методическая разработка (средняя группа)
Данная методическая разработка посвящена познавательному развитию детей. Автор рассматривает варианты образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и определенные методические материалы, необходимые для реализации данного проекта (в частности, представлены варианты наблюдений за состоянием своего организма, опытов, которые можно провести с детьми), сценарий игры -путешествия «Мое здоровье - в моих руках».Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педвузов и педучилищ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знай свой организм. Методическая разработка по познавательному воспитанию старших дошкольников. Автор-составитель Куляк Т.А. воспитатель. МБДОУ №16, ст. Петропавловская,2019 г., 32 стр.
МБДОУ №16
352402,Краснодарский край, Курганинский район,
ст.Петропавловская, ул.Пролетарская, 68
т.8(86147) 62370
Электронный адрес: mbdou-16petropavlovka@mail.ru
Данная методическая разработка посвящена познавательному развитию детей. Автор рассматривает варианты образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и определенные методические материалы, необходимые для реализации данного проекта (в частности, представлены варианты наблюдений за состоянием своего организма, опытов, которые можно провести с детьми), сценарий игры -путешествия «Мое здоровье - в моих руках».Пособие адресовано практикам дошкольного воспитания, преподавателям и студентам педвузов и педучилищ.
Куляк Т.А.,2019 г.
МБДОУ№16,2019 г.
Подписано в печать 10.03.2018 г.Формат 260 84/16
Усл. печ. листов 28Тираж 12 экземпляров.
Отпечатано в МБДОУ№16
Оглавление
- Актуальность.
- Проект «Я и мой организм».
- Проект «Познаю себя».
- Проект «Тело человека и его здоровье»
- Знакомство со строением человека.
- Игра – путешествие «Мое здоровье - в моих руках»
- Литература.
- Приложение.
Актуальность:
Проблема развития детей и сохранения их здоровья является одним из актуальных направлений совершенствования обучения и воспитания .
Работая воспитателем много лет и наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое, и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это - познание себя. Строение своего тела, организма, значение и функции каждого органа. Отсюда забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела, должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Недостаточнаясформированность у детей элементарных представлений о себе, о строении своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Проект «Я и мой организм»
Старший дошкольный возраст
Тип: Познавательно-творческий, оздоровительный.
Вид: игровой, интегрированный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: с 01.10.16. по 30.05.17.
Результат: презентация проекта. Итоговое развлечение «Лучшее лечение - игры и развлечения».
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.
Актуальность. Ознакомление дошкольников с природными особенностями человека является новым направлением в системе дошкольного образования. На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Правильно организованная развивающая среда дает ребенку возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах. Учитывая все это, появилась необходимость разработки и реализации проекта о строении тела человека.
В пять – шесть лет ребенка интересует не только то, что находится вокруг, но и собственный организм и все, что с ним происходит. Наш организм – творение природы – совершенен и достоин интересного рассказа.
Цель данного проекта рассказать и объяснить ребенку какой орган, где расположен в нашем организме, как он работает, оберегает его от опасных заболеваний. Дать много полезных советов о том, как правильно построить свой режим дня, заботиться о сне и питании. Что надо ухаживать за своим телом. Что нужно делать, чтобы сохранить здоровье до глубокой старости.
Постановка проблемы. На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Всем известно, что человек - неотделимая часть окружающего мира и сам он должен постоянно находиться в неразрывной связи и гармонии с окружающим миром. Все мы сегодня, и не без основания, глубоко обеспокоены проблемой здоровья наших детей. К сожалению, современные дети очень много времени проводят за телевизором, компьютером, что очень вредит здоровью. Поэтому в систему дошкольного обучения рационально вводить знания о валеологии, нацеленной на формирование у дошкольника отношения к человека, его биологическим строением.
Задачи: формировать у детей представление о человеке (строение, назначение внутренних органов, органов чувств); формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; поддерживать интерес к здоровому образу жизни; развивать желание сохранить свое здоровье; приобрести необходимый личный опыт.
Цель проекта: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о природных особенностях человека
Реализация проекта. Реализация проекта «Я и мой организм» началась с анализа знаний родителей о здоровом образе жизни, и диагностирования детей на предмет изучения особенностей культуры здоровья, которые показали, что работа по теме здоровьесбережения детей очень важна и актуальная. Для повышения уровня педагогических знаний родителей проводился ряд мероприятий: круглый стол «Охрана жизни и здоровья ребенка»; индивидуальные и групповые консультации для родителей; был оформлен консультативно – практический материал, направленный на коррекцию и профилактику здоровья детей дома и в детском саду.
Постановка проблемной ситуации для детей «Зачем человеку нужно здоровье?» подтолкнуло детей к размышлениям о себе и своем здоровье. Дети узнали много нового о своем теле, об организме в целом и о здоровье из игр – занятий, вследствие прочитанной художественной литературы, входе индивидуальных и групповых бесед. На данный момент работа по проекту продолжается.
План реализации проекта.
Реализация данного проекта рассчитана на 6 месяцев
Этапы реализации проекта:
1. Этап – подготовительный
- Беседа с детьми по теме проекта.
- Диагностика детей.
- Обсуждение цели и задач, обоснование, предсказание путей реализации проекта со всеми участниками проекта.
- Подборка и изучение необходимой литературы.
- Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Этап — основной
- Внедрение в воспитательно–образовательный процесс инновационных и эффективных методов и приёмов по расширению знаний о здоровом образе жизни.
- Заготовка материалов для создания огорода на окне, посев и семян и посадка растений, уход за ними.
- Выставка детских работ по теме проекта. Создание фотовыставки «Мама, папа, я – здоровая семья».
- Уточнение представлений детей о том:
- что такое здоровье и как его сберечь;
- что такое внутренние органы, для чего они работают;
- что такое режим, гигиена и закаливание;
- что такое витамины, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
- что такое полезные и не полезные продукты;
- какие бывают болезни, что их вызывает, что такое микробы и вирусы;
- как предупреждать болезни, некоторые правила оказания себе первой помощи;
- что такое аптека, для чего она нужна;
- что такое лекарственные растения, лекарственные растения нашего края.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка консультаций по теме проекта.
3. Этап — заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Итоги диагностики.
- Фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья»
- Итоговое развлечение совместно с родителями.
Формы и методы: непосредственная образовательная деятельность, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями
Ежедневная профилактическая работа
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
- гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
- воздушное закаливание;
- прогулки с включением подвижных игр;
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- ходьба по массажным коврикам, песку, гальке.
Беседы, чтение художественной литературы:
- «Беседа о здоровье, о чистоте». Решение проблемных ситуаций;
- «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
- Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);
- «Что вкуснее таблетки или овощи?»;
- Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании;
- Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?»;
- Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища»;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;
- Заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», "Вовкина победа" А. Кутафин и др.
Игры:
- Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Кафе».
Совместная деятельность с родителями: анкетирование, анкетирование родителей по темам: «Состояние здоровья вашего ребёнка»; «Условия здорового образа жизни в семье», подбор с помощью родителей фотоматериала для выставки «Мама, папа, я – здоровая семья».
Консультации: «Больше внимания осанке»; «Роль питания в профилактике и лечении ряда заболеваний детского возраста», «Компьютер – плюсы и минусы».
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
- Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
- Фотовыставка «Мама, папа, я- здоровая семья»
Ожидаемые результаты: Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Повысить заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о здоровье детей и взрослых.
Привлечь родителей к реализации проекта.
Через различные задания ребенок получит знания о себе, о своем теле, научится осознавать важность каждой системы организма для формирования здоровья, станут увереннее в себе. У детей появится чувство уважения к себе и сверстникам. Появится заинтересованность родителей о ведении здорового образа жизни. Повысится интерес родителей к вопросам воспитания детей. Занимаясь вместе с детьми, родители будут стараться правильно относиться к своему здоровью.
Проект «Познаю себя»
Старший дошкольный возраст
Срок реализации проекта – 4 месяца (долгосрочный).
Тип проекта: творческий, информационно — практико — ориентированный.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники подготовительной группы — 30 человек, родители (законные представители).
Возраст воспитанников: 6 — 7 лет.
Проблема, значимая для воспитанников, на решение которой направлен проект: помочь подрастающему воспитаннику реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь. Проблема охраны здоровья воспитанников в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе залогом хорошего здоровья воспитанников является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.
Объект исследования: познавательное развитие
Цель проекта: Создать условие и познакомить воспитанников со своим телом, из чего оно состоит, с возможностями организма, с основными функциями органов тела.
Задачи проекта:
Для воспитанников:
Создать условие и формировать у воспитанников элементарные представления о человеческом организме;
Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания первой помощи;
Создать условие и формировать представление о том, что вредно, что полезно;
Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья;
Создать условие и научить элементарным приемам сохранения здоровья.
Создать условие и воспитать любовь к себе, своему организму;
Создать условие и воспитать потребность в здоровом образе жизни;
Создать условие и формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у воспитанников дошкольного возраста;
Создать условие и формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Создать условие и развивать представление о строение человеческого тела и назначении внутренних органов;
Создать условие и развивать у воспитанников потребность в активной деятельности
Для воспитателей:
Изучить материал, касающейся данной темы;
Подобрать детскую и педагогическую литературу, дидактические игры.
Подготовить практический материал;
Методические разработки конспектов занятий, проектов, мероприятий;
Подбор материала для консультаций.
Для родителей (законных представителей – з. п.):
Участие в праздниках и развлечениях.
Чтение воспитанникам русских народных сказок, потешек, песенок, беседа по содержанию.
Консультации и памятки.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: НОД по познавательному развитию.
Название итогового продукта: «Я и мое тело».
Ожидаемые результаты:
Снижение заболеваемости ;
Наблюдение положительной динамики;
Овладение практическими навыками и умениями по самокоррекции собственного состояния;
Развитие познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
Воспитанники должны знать правила личной гигиены, ухаживать за своим телом, овладеть навыками элементарной помощи. Знать значение режима дня, выполнять его.
Пользоваться элементарными приемами закаливания (мытье рук холодной водой, хождение босиком и т.д.). Вместе с родителями вести здоровый, активный образ жизни.
Тело человека и его здоровье
Проект в старшей группе детского сада
Цель проекта: Расширить представление воспитанников о своём организме и его строении.
Задачи проекта:
Познакомить детей с внутренним строением человеческого организма.
Развивать представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов
Формировать представление о том, что вредно, а что полезно для организма.
Объяснить взаимосвязь, что здоровье человека зависит от здоровья тела.
Обучать уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Воспитывать желание быть красивым и здоровым.
Воспитание любви к себе, своему телу.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Заинтересовать родителей в ведении здорового образа жизни в семье.
Тип проекта:
Информационно-практикоориентированный.
Вид проекта:
Коллективный.
Участники проекта:
Воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Длительность проекта:
Месяц
Ожидаемый результат:
• У детей сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях.
• Умеют различить понятия «части тела», «орган», «вредные» и «полезные» продукты.
• Знают пословицы, поговорки, стихотворения, загадки о здоровье.
• Приобретены простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
• Родители заинтересованы данной проблемой, у них сформирована потребность к ведению здорового образа жизни.
Реализация проекта
Рассматривание иллюстраций, чтение детских энциклопедий на данную тему.
Разучивание пословиц и поговорок о здоровье
Чистота - половина здоровья.
Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Больному все горько.
Больному и мед горько.
Будь не красен, да здоров.
В здоровом теле - здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Лук с чесноком родные братья.
Рисование иллюстраций к прочитанным произведениям, загадкам, пословицам.
Просмотр мультимидийных презентаций по теме проекта.
Беседы о внутреннем строении человека
Беседы о важности личной гигиены для своего здоровья
Сюжетно ролевая игра "Больница"
Индивидуальные беседы по теме «Заболел – идём к врачу»
Исследовательская деятельность "Слух, вкус, обоняние"
Исследовательская деятельноть "Сердцебиение и дыхание"
Беседа "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Закаливающие мероприятия и подвижные игры
Знакомство со строением человека
В дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего формированияпредставлений о здоровье человека и предупреждении заболеваний. Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мыслительных процессов детей дошкольноговозраста, в основу занятий должна быть, положена практическая деятельность:самонаблюдение, эксперименты и собственная исследовательская деятельность детей.
Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний очеловеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения иэксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически.Наработанный практический материал пока невелик.
Поэтому целью данной подборки из различных источников является представление ряда экспериментов, которые можно использовать при ознакомлении детей с организмом человека.
Внешнее строение - это устройство тела человека снаружи.
Это – голова
Это – шея.
Это – грудь.
Это – живот.
Это – спина.
Это – две руки. На каждой руке – пять пальцев.
Это – две ноги. На каждой ноге – тоже пять пальцев.
КОЖА
• Кожа кажется ровной и гладкой. Рассмотрите ее в лупу. Что вы видите? (накоже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки).
Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок.
Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок?
• Сделаем отпечатки ваших пальцев на бумаге. Обмакните пальчик в краску.
Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите поплотнее. Получится
отпечаток вашего пальчика. Рядом с вашим пальцем пусть оставит след ваш
сосед. Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются?
(рассмотреть в лупу). Можно сделать отпечаток ладони.
• Что можно узнать с помощью кожи? Воспитатель предлагает детям по
очереди определить на ощупь предмет, спрятанный в сюрпризном мешочке. Кожа может рассказать нам о форме и твердости предметов. Воспитатель завязывает глаза ребенку шарфиком и последовательно прикладывает к его руке банку с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь банками к ладоням, предплечью, шее. Кожа может рассказать нам о температуре предмета.
• Ущипните себе кожу. Что вы почувствовали? Боль. Боль предупреждает нас об опасности, чтобы мы успели правильно отреагировать и не причинить себееще больше вреда.
СЕРДЦЕ
Где находится сердце? Как вы определили? (на ощупь) как стучит сердце,
покажите кулачком. Сердце стучит ровно и спокойно. А сейчас мы узнаем,
что будет с сердцем, когда мы бегаем. Начинаем бег на месте. Как теперь
стучит сердце? Когда человек занимается физкультурой, его сердце работает
быстрее.
• Прослушивание сердца в фонендоскоп.
• Толчки крови можно прочувствовать и на крупных сосудах. Это называется
«пульс». На каких участках тела можно прощупать пульс? (самообследование
детей - на шее, на висках, на руке).
«Почему кровь течет?»
Эксперименты в старшей группе
Цель:
познакомить детей с понятиями «кровь», «пульс», «сердце», формировать способность анализировать результаты опытов.
Материалы:
1,5 литровые бутылки, спринцовка, соединенная с капельницей, раствор марганцовки, фонендоскоп, шприц с иглой.
Ход эксперимента:
Ребята, у вас у всех есть кровь? Вы её видели? Как она выглядит? А для чего она нужна? Кровь переносит кислород и пищу всему организму, а уносит ненужные вещества. Кровь жидкая и её в организме человека очень много. Например, у вас её 1,5 литра – вот такая бутылка, у мамы 3 таких бутылки, а у папы -4.
Почему кровь из нас не выливается? Она течет по особым трубочкам, которые называются сосуды. Они бывают тонкие и толстые. Давайте рассмотрим у себя под кожей толстые сосуды. Положите руки на стол ладошками вверх. Вы видите на запястье синеватые полосочки? Это и есть сосуды. Можно рассмотреть сосуды у соседа, потому что у всех они разные.
Помните, если кто-то поранит ногу, то течет кровь. А почему она течет, кто её толкает? (выслушать ответы детей). А толкает кровь сердце, именно оно сжимается и выталкивает кровь в сосуды. Сожмите кулачок и посмотрите на него. Такого размера ваше сердце, вы растете и сердце растет. Положите свой кулачок туда, где находится ваше сердце, сожмите его, расслабьте, опять сожмите и расслабьте. Вот так и работает наше сердце. Сожмется сердце, вытолкнет кровь, опять сожмется – опять вытолкнет.
Воспитатель набирает подкрашенную воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и слегка нажимая, показывает, как из сердца выталкивается кровь. Вода вытекает в тазик. Дети по желанию могут участвовать в эксперименте.
Вывод: кровь движется по сосудам потому, что её толкает сердце.
Во второй половине дня можно пригласить врача, который расскажет о фонендоскопе и даст детям возможность самим прослушать удары сердца.(В сердце есть специальное отверстия, через которые течет кровь. Они то открываются, то закрываются, как дверь. Можно продемонстрировать, как хлопает дверь. Так и сердце издает звуки, которые мы можем услышать. Это называется пульс.)
Еще эксперименты, направленные на выяснение особенностей кровеносной системы.
1.Прослушивание пульса.
Толчки крови можно почувствовать на крупных сосудах. Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев с обеих сторон. Сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках. Можно прослушать пульс и на запястье, только главное условие при проведении эксперимента – это тишина.
2.Перевязывание ниткой кончика пальца
Не обязательно проводить этот опыт, как плановый, чтобы избежать чрезмерного интереса детей к данному действию, так как перевязывание пальчика может привести к травматизму. Лучше воспользоваться данным опытом тогда, когда кто-то из детей сам перевяжет пальчик. Пальчик вскоре посинеет, а воспитатель объяснит причину: «Вы перевязали сосуды, и кровь из пальчика не вытекает. Если нитку держать долго, то палец может совсем погибнуть. Так же трудно работать сердцу, если у вас тугая резинка на штанах. Надо, чтобы ничего не мешало движению крови по сосудам»
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Как дышит человек. Самонаблюдение. Дыхание может быть спокойным ичастым. В каких случаях это происходит?
• Определение частоты дыхания. Воспитатель засекает время, а дети считают,сколько вдохов они сделают за одну минуту.
• Определение силы дыхания. Дети строятся по одной линии, воспитатель
каждому ребенку кладет на ладонь перышко или скомканный в шарик
маленький кусок бумаги. Чье перышко улетит дальше всех? Если перышко
летит далеко, значит, дыхание сильное.
• Сколько времени человек может прожить без дыхания? Воспитатель засекает
время, дети пробуют не дышать. Кто сколько продержится.
• Пути распространения инфекции. Возьмите зеркало и поднесите его ко рту.
Спокойно дышите. Что происходит? Зеркало запотело. Значит, изо рта
выходят капельки воды. Когда человек болеет, в этих капельках содержатся
микробы. Теперь наденьте марлевые повязки. Снова подышите на зеркало.
Что заметили? Капелек нет. Значит, как можно предохраниться от инфекции?
УХО
• Как мы слышим. Представьте себе, что воронка — это ухо. Широкая часть
воронки — ушная раковина, узкая наружный слуховой проход. Вода — это
звук, который проходит в ухо. Картонка — барабанная перепонка.
Воспитатель демонстрирует опыт. Воздух через ушную раковину идет к
барабанной перепонке и ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее
звук, тем сильнее дрожит перепонка.
• Как помогает ушная раковина слышать звуки. Взять бумажную воронку и
приложить к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Когдабудет лучше слышна музыка? (воспитатель включает магнитофон так, чтобысила звука была слабой)
• Хороший ли у вас слух. Дети встают на определенном расстоянии.
Воспитатель произносит слова обычным голосом, а потом все тише и тише.
Ребята повторяют слова.
- Когда лучше слышно: когда слова произносятся тихо или громко? Что вы делали,чтобы услышать тихий голос?
• Определение расстояния до источника звука. Воспитатель завязывает глазаодному ребенку. Остальные дети по очереди бросают камушек, а ребенок сзавязанными глазами пытается определить, где упал камушек — далеко илиблизко.
• Определение направления, откуда раздается звук.дети встают в круг. Одномуребенку завязывают глаза, ставят его в центре круга.дети издают любой звук,а водящий пытается определить, откуда раздается звук.
• Анализ слуховых раздражителей. Воспитатель предлагает послушать тишину.
Кто больше услышит в ней звуков.
Звуки бывают разные. Пусть дети попытаются определить по звукам, что делает заширмой ведущий (мешает чайной ложкой в стакане, переливает воду, рвет бумагу,шелестит фольгой и т. д.)
ГЛАЗА
• Зачем человеку глаза. Ребенку завязывают глаза.
- Что я держу в руках? (ребенок не видит)
- Что я делаю?
Ребенок снимает повязку с глаз, делает вывод.
• Зачем нам два глаза. Перед детьми лежат листы бумаги, на которых
нарисованы круги. Возьмите карандаш и поставьте точку в центре круга. А
теперь одной рукой закройте один глаз и поставьте точку в центре другого
круга. Посмотрите, когда центр определен более точно.
Детям предлагается обвести фигуру по контуру. А теперь проделать это же задание с
завязанным одним глазом. Когда удобнее было выполнять задание?
• Что я вижу одним глазом? Дети садятся в круг. Одному завязывают один глаз.
Он садится в центре. Держа голову прямо, не поворачивая, он называет всех
детей, которые видят со стороны завязанного глаза. Теперь развязывают
глаза. Кого еще смог увидеть
Игра – путешествие
Мое здоровье - в моих руках
Программное содержание:
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.
Ход развлечения
Воспитатель. Доброе утро
Дети. Доброе утро.
Воспитатель. А чтобы утро было действительно доброе, давайте встанем в круг и пожелаем, друг другу доброго утра, и пусть это пожелание будет тёплым и искренним.
Воспитатель. Ребята, а какое настроение у вас сегодня?
Дети. Хорошее, бодрое.
Воспитатель. Вы все здоровы? А что такое здоровье?
Дети. Когда у тебя ничего не болит, когда ты радуешься, и у тебя хорошее настроение.
Воспитатель. А как вы себя чувствуете, когда болеете?
Дети. Не хочется играть, разговаривать…
Воспитатель. Здоровье — радость, богатство человека. Болезнь — горе, беда.
Ребята, а в какой бы стране вы хотели бы жить, в стране Болезни или в стране Здоровья?
Дети. В стране Здоровья.
Воспитатель. Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие по стране Здоровья. Вы согласны?
Дети. Да.
Воспитатель. А чтобы мы не сбились с пути, давайте мы с вами рассмотрим карту – схему страны Здоровья. (Смотрят карту). В стране здоровья много улиц и путь к нужным улицам нам укажут следы. Все улицы отмечены цифрами. Давайте сосчитаем, сколько улиц в стране здоровья?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Молодцы. В страну Здоровья мы отправимся на поезде. Каждому из вас необходимо получить билет на проезд, а для этого надо отгадать загадку. (Использование ИКТ)
Воспитатель.
1. Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Дети. (Яблоко.)
На экране появляется яблоко.
Воспитатель.
2. Синий мундир,
Жёлтая подкладка
А в середине — сладко.
Дети. (Слива.)
На экране появляется слива.
Воспитатель.
3. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи —
Меня ищи.
Дети. (Капуста.)
На экране появляется капуста.
Воспитатель.
4. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Дети. (Помидоры.)
На экране появляется помидоры.
Воспитатель.
5. Сидит старый дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Дети (Лук.)
На экране появляется лук.
Воспитатель.
6.Апельсину он братишка,
Но поменьше, фрукт-малышка.
Тоже делится на дольки,
Но они поменьше только.
Дети. (Мандарин)
На экране появляется мандарин.
Воспитатель.
7. Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее...
Дети. (Морковка).
На экране появляется морковка.
Воспитатель.
8. Золотой каретой в сказке
Этот овощ был когда-то.
Отгадайте без подсказки,
Как зовется он, ребята.
Дети. (Тыква)
На экране появляется тыква.
Воспитатель.
9. Белый зубчик от простуды
Пожевать совсем не худо.
От простудных от болезней
Нету овоща полезней.
Дети. (Чеснок)
На экране появляется головка чеснока.
Воспитатель.
10. Он похож на апельсин,
С грубой кожей, сочный.
Недостаток есть один
– Кислый он уж очень.
Дети. (Лимон)
На экране появляется лимон.
(За правильные ответы дети получают билеты, занимают места согласно указанным цифрам.Воспитатель проверяет билеты, собирает их, просит запомнить свои места.)
Воспитатель. Поезд отправляется! (Звучит музыкальное сопровождение.Воспитатель вместе с детьми имитирует движение поезда.)
Воспитатель. Вот мы и приехали. Нужную улицу нам укажут следы. Давайте найдём цифру 1 на карте . По следам, какого цвета нам нужно начинать путь?
Дети. Оранжевого.
Воспитатель. Итак, в путь.
Воспитатель. Вот мы и пришли. Первая остановка —улица «Витаминкино». Ребята, чтоб быть здоровыми, нам нужны витамины. Какие вы знаете витамины?
Дети. А, В, С, Д.
Воспитатель. Молодцы. А для чего нужны витамины? Вся ли еда одинаково полезна? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.
Воспитатель. Витамин А: очень важен для зрения и роста, а есть он…….
Дети. В моркови, рыбе, яйце, тыкве, перце, картошке.
Воспитатель. Чтобы проверить, правильно ли вы ответили, надо найти поднос слева первый.
Воспитатель. Витамин В: помогает работать нашему сердцу. Его можно найти…..
Дети. В молоке, мясе, хлебе, горохе, орешках, сыре, гречке, кукурузе.
Воспитатель. Чтобы проверить себя, найдите поднос справа третий.
Воспитатель. Витамин С: укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть…..
Дети. В апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке, ананасе.
Воспитатель. Давайте проверим себя, найдите теперь поднос справа второй.
Воспитатель. Ребята, про какой витамин мы ещё забыли? Правильно, про витамин, Д. В каких продуктах он содержится?
Дети. Витамин Д содержится в молочных продуктах: сыр, сметана, молоко, йогурт, а также в рыбе.
Воспитатель. Для чего он нужен человеку?
Дети. Для того, чтобы мы хорошо росли, чтобы наши косточки были крепкими и нам не болели ножки и ручки.
Воспитатель. Молодцы, а теперь поиграем в игру Д/и «Полезное -вредное» (полезное – хлопаем, вредное – топаем)
Воспитатель. Мы отлично справились с заданием.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и побеседовали про витамины. Отправляемся на другую улицу. Давайте найдём на карте цифру 2. По следам, какого цвета нам нужно начинать путь?
Дети. Синего.
Воспитатель. Итак, в путь.
Воспитатель. Вот мы и пришли. Наша следующая улица «Мечта». (Воспитатель показывает конверт). Дети, королева Здоровья прислал вам игру «Валеология» и предлагает поиграть в неё. Вы знаете, что означает слово «валеология»?
Дети. Да. (Рассуждение детей)
Воспитатель. Это наука о здоровье человека. Вы все, наверное, мечтаете вырасти здоровыми и сильными?
Дети. Да.
Воспитатель. Сейчас и проверим, как вы умеете сохранять свое здоровье. (Воспитатель раздает карточки детям, а они должны к ним найти и собрать все правильные ответы).
Дети. (Ответы детей.)
Воспитатель. Молодцы. Давайте пожелаем здоровья себе, родителям, друзьям, всем людям. (Воспитатель выслушивает пожелания каждого ребёнка.)
Воспитатель. Хорошо. Отправляемся дальше. Давайте найдём на карте цифру 3. По следам, какого цвета нам нужно начинать путь?
Дети. Зеленого..
Воспитатель. Итак, в путь.
Воспитатель. Вот мы и пришли. Наша улица «Чистоты»
Воспитатель: Здоровье надо укреплять, его всегда оберегать,
заботиться о нём всегда. Болеть не будешь никогда!
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины. Нужно еще знать и выполнять правила личной гигиены.
Воспитатель. Какие правила гигиены ребята мы соблюдаем дома и в детском саду?
Дети. Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы, купаемся, причёсываемся, надеваем чистую одежду.
Воспитатель. Молодцы. Правила вы все знаете. Ребята, королева Здоровья прислал вам волшебный сундучок. Что в нем лежит, я не знаю. Вы хотите узнать?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте сядем на коврик в кружок, и по очереди будем засовывать руку в волшебную коробочку. Взяв предмет в руку, вы должны назвать его. Затем вы достаете предмет из волшебной коробочки и рассказываете, чего он нам нужен. Понятно?
Дети. Да.
Воспитатель. Начинаем игру. (Ребята выполняют задания).
Воспитатель. Молодцы. Давайте еще раз назовем, какие предметы нам необходимы для личной гигиены.
Дети. (Один ребенок перечисляет все предметы).
Воспитатель. А скажите-ка ребята, можно ли давать другим людям свои предметы личной гигиены и почему?
Дети. Нельзя (рассуждение детей).
Воспитатель. Ребята, какие правила нужно выполнять, чтобы сохранить свое здоровье?
Дети. …..не есть и не пить на улице;
…..всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета;
…...есть только мытые овощи и фрукты;
…..когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
…..есть только из чистой посуды.
Воспитатель. Молодцы! Все знаете, давайте, продолжим наше путешествие. Отправляемся на другую улицу. Давайте найдём на карте цифру 4. По следам, какого цвета нам нужно начинать путь?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Итак, в путь.
Воспитатель. Вот мы и пришли. Наша последняя улица «Спортивная»
Воспитатель: И, конечно, не секрет, быть здоровым много лет
Физкультура вам поможет, укрепить здоровье сможет.
Вы подвигайтесь, ребятки, занимаемся зарядкой.
ПАНТОМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
— Будто взяли в руки мяч, он об пол стремится вскачь.
— А теперь вы наклонитесь, штангу поднимать боитесь?
— Вот скакалки вы берите, через них сейчас скачите!
— Взяли обручи, и вот крутим бёдрами, народ!
Энергичнее крутите, обручи не уроните!
— А теперь бегом, бегом, бег на месте и кругом!
— Мы теперь уже поплыли, вот и к берегу приплыли!
Воспитатель. Дети! А что может помешать здоровью? (Использование ИКТ)
Дети. Нож, иголка, ножницы, утюг, таблетки. (На экране по очереди появляются опасные предметы —нож, иголка, ножницы, утюг , таблетки.)
Воспитатель: Ребята мы все с вами знаем правила хранения опасных предметов и правильного обращения с ними. Давайте вспомним правила обращения с ними.
1 ребёнок: Все иголки и булавки не разбрасывай по лавкам,
А на место положи и в порядке их держи!
2 ребёнок: Электричество не трогай, не включай. Ударит током.
3 ребёнок: Не бери ты острый нож, никогда его не трожь!
4 ребёнок: Брать таблетки в рот нельзя, это яд, мои друзья!
5 ребёнок: Порошок стиральный брать могут лишь отец и мать.
Воспитатель: Молодцы. Очень важно соблюдать время спать, гулять, играть.
Режим дня вы выполняйте и здоровьем управляйте.
Дети. Да.
Воспитатель. Здоровье – это зарядка, это розовые щёчки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и весёлые. А главное – это подвижные игры. Вы любите играть?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте все вместе поиграем в игру « Если весело живётся – делай так» (Звучит музыка гости, и дети по музыку выполняют движения)
Воспитатель. Молодцы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места в «поезде». Поезд отправляется! (Звучит музыкальное сопровождение.Воспитатель вместе с детьми имитирует движение поезда.)
Воспитатель. Приехали. Молодцы ребята!!! Устали? Понравилось вам наше путешествие?
Дети. (Ответы детей)
Воспитатель. Сегодня мы совершили путешествие в Страну здоровья. Ребята, мы вспомнили о том, что необходимо делать, чтобы сохранить здоровье. Я уверена, вы все запимните, как важно быть здоровым. И обязательно будете соблюдать правила, которые помогут вам быть здоровыми! Будьте здоровы! Давайте друг другу улыбнемся.
Завершением проекта стала игра-путешествие по станциям «Мое здоровье в моих руках», в которой активное участие приняли родители воспитанников, ставшие на время «знатоками» правил здорового образа жизни и принимавшие ответы детей, что дало им возможность при непосредственном общении с детьми увидеть уровень их знаний, полученных в ходе данного проекта.
Литература
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
Картушина М.Ю., Зеленый огонек здоровья. Методическое пособие/ М.Ю. Картушина - Архангельск, 2000.
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
Аронова Е.Ю, Хашабова К.А. Физкультурно – оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома., М..Школьная пресса 2007
Дик Н.Ф, Жердева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. Р.Дону 2005
Дошкольная педагогика №8 2009
Дошкольная педагогика № 1 2008
Приложение
Технология обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика- проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурное занятие проводится 2 раза в неделю в спортивном зале (перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение) и одно - на улице. Длительность 25-30 мин.
Проблемно-игровые тренинги (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Занятия из серии «Уроки здоровья» - могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Коммуникативные игры – строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. Проводятся 1 - 2 раза в неделю по 30 минут. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Самомассаж, точечный самомассаж. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Самомассаж доступен всем, даже малышам.
Сказкотерапия – занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот - он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.
Грамотное использование всех этих технологий помогло достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Главное назначение таких новых технологий - объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное - самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Критерием результативности нашей работы является снижение процента детей с проблемами нарушения речи и с простудными заболеваниями.
Регулярно проводимый мониторинг состояния здоровья и речевой активности воспитанников в этом направлении показывает положительную динамику. Так мониторинг обследования речи детей за 2014- 2015 уч год показал следующие результаты: показатели фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, артикуляционной моторики, звуко - слоговой структуры слова и звукопроизношения выросли в 3-4 раза, значительно снизился процент заболеваемости детей группы.
Таким образом, применение системы здоровье сберегающих технологий способствует личностному, физическому интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Считаю, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Методы и приёмы работы
(с учётом интеграции с различными образовательными областями)
♥Рассматривание иллюстраций.
♥Наблюдение.
♥Ситуативные разговоры с детьми;
♥Решение проблемных ситуаций.
♥Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная), использование приемов самомассажа и др.)
♥Рассказы, беседы.
♥Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.
♥Игровые задачи и проблемные ситуации.
♥Дидактические игры.
♥Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.
♥Цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т.п.
♥Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
♥Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»…
♥Вовлечение родителей в образовательный процесс (совместные проекты,; игротренинги с детьми и родителями; круглые столы и т.п.).
Интеграция с различными образовательными областями:
«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека).
«Социально – коммуникативное развитие» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе,формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека, накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).
«Художественно – эстетическое развитие (использование средств продуктивных видов деятельности).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...
Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»
В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...
Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с пейзажной живописью
Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчив...
Методическая разработка Ознакомление старших дошкольников с Великой Отечественной войной методом проекта
Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят го...
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"
Методическая разработка "Приобщение старших дошкольников к культуре народов разных стран"...
Методическая разработка призентациядля старших дошкольников "Изготовление ткани".
для дошколят. обучающая призентация об изготовлении тканей:как раньше и как сейчас....
Методическая разработка: профориентация старших дошкольников. Проект "В мире профессий"
Данный материриал содержит основные направления работы по профориентации дошкольников...