Консультация "Игры и упражнения с песком"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с песком
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песок воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
В результате проведения игр с песком укрепляется физическое и психическое здоровье малышей; повышение эмоционального тонуса; расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, развиваются познавательные способности; осуществляется педагогическая коррекция поведения “особых” детей.
Игры с песком и могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры помогают детям легче адаптироваться к условиям детского сада, дети становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация. Игры являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом.
Игры с песком можно разделить на две группы:
1. Игры с мокрым песком
2. Игры с сухим песком
Правила игры в песочнице для малышей
Помните: чем младше дети, тем короче правила.
«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя, малыш:
- Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы.)
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.)
- Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики.(Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.)
Организация игр-занятий с мокрым песком
Дополнительные условия организации занятий с мокрым песком:
- У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
- Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
- Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать – то есть происходит дополнительное закаливание детей.
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Песочная Фея: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?»
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
- «ручеек» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика;
- «дождик моросит» другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка
Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.
Песочная Фея: «Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры – вы превратитесь в волшебников-строителей».
Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.д.
Взрослый и ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только животные и т.д.
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.
Организация игр-занятий с сухим песком
Упражнение «Здравствуй, песок»
Взрослый от имени Песочной Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
- Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
- Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
- Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
- Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку («С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - …»).
Упражнение «Песочный дождик»
Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
- Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
- Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками (само это действие является диагностичным – говорит о закрытости или открытости миру), взрослый сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер»
Дыхательное упражнение.
Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку (при помощи трубочки на ладошке мы сдуваем перышко, кусочек ваты, бумаги (по выбору ребенка)), а детям постарше можно предложить сначала приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок»; можно так же выдувать углубления, ямки на поверхности песка.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Развитие тактильной чувствительности, воображения.
- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.
- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаячь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
- «Крокозябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать ссделать его жителем песочной страны).
Этап игр и упражнений с погружением рук в песок
В свободной игровой деятельности для некоторых детей этот этап будет последним, так они могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок. Для других детей этапы игр ни поверхности песка и с погружением будут чередоваться, в зависимости от их желания.
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей (например, крот, червячок, мышка).
Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так (взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное здание под землей. Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай как мой крот».
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание на изменения поверхности песка), а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем тоже самое проделывает ребенок. После этого раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Игра «Рисунки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, песок.
Ход игры:
Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?
Песок помогает расслабиться:
∙ руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
∙ песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;
∙ из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Делаем такие упражнения:
- отпечатки кулачков, костяшек пальцев, задание – найти сходство со знакомыми предметами (цветок, солнышко, ежик);
- скользить ладонями по поверхности песка – зигзагообразные и круговые движения, задание – показать, как едет машина, ползет змея, карусель. Тоже, поставив ладонь ребром;
- шаги пальчиками, задание – «пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой рук. Потом двумя руками одновременно;
- «игра на пианино», задание – «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино; движения мягкие, вверх – вниз, движется вся кисть);
- «следы невиданных зверей», задание – оставлять следы одновременно двумя пальцами, тремя, пятью. Фантазировать вместе: чьи следы, как выглядят, где живет данное животное и т.д.
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок говорит о своих ощущениях, развивает речь, произвольное внимание, память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В этой игре обыгрывается поэтапно целый день как в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (привод ребенка в детский сад, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а так же все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками реальным проблемам ребенка, например расставанию с родителями или приему пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, исполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучить действия своей игрушки. Песочной Фее отводится роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение и поддержку игрушке ребенка.
Среди больших игрушек в группе выбирается игрушка, которая в понимании ребенка может символизировать родителя для его игрушки-посредника. От имени игрушки-родителя педагог несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама и папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «Каждое утро ты идешь в детский сад»; «На некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей»; «Ты можешь весело поиграть с другими детьми»; «Воспитатель всегда поможет тебе»; «Ты должен слушать, что говорит и просит сделать тебя воспитатель»; «Родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"
Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования....
Игры-упражнения с песком и водой
Игры с песком и водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши по...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными . Психологи говорят о благоприятном воздействии процесса игры на таком столе для детей. Хотя это не совсем игра, на столе ре...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...
Буклет "игры -упражнения с песком".
Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб Вера в Детство не пропала.Простейший ящик от стола –Покрасим голубою краской,Горсть золотистого пескаТуда вольетс...
Комплекс игр и упражнений с песком на улице
Представлены разнообразные игры и упражнения с песком, которые можно предложить детям на прогулке в осенний период....