«Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
консультация (старшая группа)
Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым»и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
- способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- приобщать детей к спорту;
- способствовать развитию основных физических возможностей;
- способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- проводить профилактику вредных привычек, закаливание;
- создавать оптимальный режим дня;
- отслеживать состояние здоровья.
Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.
В группе должны быть физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки:
1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.
Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.
2. «Полезные продукты»
3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
5. «Витамины и здоровый организм»
6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.
7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
8. «Врачи - наши помощники»
9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.
Для реализации данной работы используют следующие формы и методы:
-Занятия.
- Чтение художественной литературы и познавательных книг.
- Изодеятельность и творчество.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Экспериментальная и опытническая деятельность.
- Взаимодействие со специалистами.
- Тематические беседы.
- Работа с родителями.
- Кружковая работа.
- Взаимодействие со спортивными учреждениями.
- Анкетирование и мониторинг.
Задача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО
в данной статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях дошкольной организации.Ключевые слова: Всероссийский физкульту...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Консультация для воспитателей ...
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...
Выступление из опыта работы: "Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей 2-3 лет посредством развития культурно-гигиенических навыков"
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный пусть противодействия этому влиянию- правильная орг...
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО...