«Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
консультация (старшая группа)
Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. Сухомлинский
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым»и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
Задачи:
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
- способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- приобщать детей к спорту;
- способствовать развитию основных физических возможностей;
- способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- проводить профилактику вредных привычек, закаливание;
- создавать оптимальный режим дня;
- отслеживать состояние здоровья.
Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.
В группе должны быть физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки:
1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.
Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.
2. «Полезные продукты»
3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
5. «Витамины и здоровый организм»
6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.
7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
8. «Врачи - наши помощники»
9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.
Для реализации данной работы используют следующие формы и методы:
-Занятия.
- Чтение художественной литературы и познавательных книг.
- Изодеятельность и творчество.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Экспериментальная и опытническая деятельность.
- Взаимодействие со специалистами.
- Тематические беседы.
- Работа с родителями.
- Кружковая работа.
- Взаимодействие со спортивными учреждениями.
- Анкетирование и мониторинг.
Задача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/18/picture-166827-1355846588.jpg)
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-322690-1382440870.jpg)
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО
в данной статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях дошкольной организации.Ключевые слова: Всероссийский физкульту...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»
В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/07/picture-1442208-1670444989.jpg)
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Консультация для воспитателей ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/14/picture-767892-1457946399.jpg)
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/26/picture-1492285-1698321878.jpg)
Выступление из опыта работы: "Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей 2-3 лет посредством развития культурно-гигиенических навыков"
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный пусть противодействия этому влиянию- правильная орг...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/22/picture-1539797-1732224251.jpg)
Консультация для родителей « Формирование предпосылок здорового образа жизни у дошкольников»
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ...