Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.
консультация
Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.pptx | 277.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Я не боюсь еще и еще раз сказать : забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя . От жизнерадостности , бодрости детей зависит их духовная жизнь , мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. Сухомлинский Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью . Значение культа здоровья значительно выросло . Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии . Что такое валеология ? Термин « валеология » происходит от латинских слов « вале », что означает «быть здоровым » и «логос» - «наука». Таким образом , валеология - наука о здоровье . Применительно к дошкольным учреждениям , валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни : активный труд, рациональный отдых , закаливание , занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др .
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья ; формирование психологического здоровья дошкольника ; профилактика заболеваний. Задачи : - Охранять и укреплять здоровье детей , совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей; - Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью ; - Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни ; - Приобщать детей к спорту; - Развивать основные физические возможности; - Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта; - Проводить профилактику вредных привычек , закаливание ; - Создавать оптимальный режим дня; - Диагностировать состояние здоровья .
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды . В группе создаются физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья . Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи . Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями : дни открытых дверей, родительские собрания , консультации , педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах: Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру. Задачи валеологического воспитания: Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ. Накопление знаний о здоровье. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др. Формы организации деятельности детей . НОД с валеологической направленностью. Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ. Задачи: Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества. Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью. Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой. Выработка навыков личной гигиены. Закаливание детей. Профилактика и устранение вредных привычек. Осуществление валеологического мониторинга. Этапы формирования понятий: Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек». Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе. Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции . Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
Младшая группа 1. Я и моё настроение. 2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями). 3.Я умею одеваться. 4.Что такое хорошо, что такое плохо. 5.Глазки - подсказки. 6.Носики – курносики . 7.Микробы. Средняя группа 1.Как ухаживать за собой. 2.Почему я вижу. 3.Почему я слышу. 4.Нос и уход за ним. 5.Приятного аппетита. 6.Какая пища полезней. 7.Зачем мы спим. 8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья . Старшая группа 1.Как устроен человек. 2.Красивая осанка. 3.Сердце моё. 4. Как мы дышим. 5. Как мы едим (органы пищеварения). 6.Береги зубы. 7. Личная гигиена. 8.Откуда берутся болезни.
Подготовительная группа 1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание). 2.Моё зрение. 3.Работа сердца. 4.Как я распознаю запахи. 5.Мой мозг. 6.Самая быстрая улитка в мире (слух). 7. Витамины и здоровый организм. 8. Спорт – это здоровье. .Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем. Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д. .Самостоятельная деятельность детей.
Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки : 1. «Ребенок и здоровье »: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья . Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов. 2. «Полезные продукты» 3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. 4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения . 5. «Витамины и здоровый организм » 6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения. 7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья , польза подвижных игр и занятий спортом. 8. «Врачи - наши помощники» 9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности
Для реализации данной работы используют следующие формы и методы : -Занятия. - Чтение художественной литературы и познавательных книг. - Изодеятельность и творчество. - Экскурсии и целевые прогулки. - Дидактические и сюжетно-ролевые игры. - Экспериментальная и опытническая деятельность. - Взаимодействие со специалистами. - Тематические беседы. - Работа с родителями. - Кружковая работа. - Взаимодействие со спортивными учреждениями. - Анкетирование и диагностика. Сверхзадача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни , формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью .
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями: -Снижение заболеваемости. - Рост уровня физического и психического здоровья. - Повышение двигательной активности детей. - Динамика показателей физической подготовленности дошкольников. - Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления . - Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни . Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ. Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги». Задачи : Установление доверительно-делового контакта с родителями; Повышение педагогической культуры родителей; Пропаганда ЗОЖ; Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Примерные темы бесед и родительских собраний Младшая группа «Индивидуальные особенности моего ребёнка». «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое». «Ещё раз о витаминах и правильном питании». «Научите ребёнка радоваться». «Семья – надёжный щит психического здоровья детей». «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания». Средняя группа Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом. «Почему ругаются дети». «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок. « Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка». «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях». «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка». Старшая группа День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия ». « Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка». «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой». Подготовительная группа «Критерии готовности ребёнка к школе». «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье». « Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?». «Я боюсь». О детских страхах. «Причины плохого аппетита».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии
В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Семинар для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
· «ЗДОРОВЬЕ» - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (Большая советская энцикл...
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО
в данной статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях дошкольной организации.Ключевые слова: Всероссийский физкульту...
Консультация для воспитателей "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"
Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является физическое развитие воспитанников, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярн...
Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
Консультация для воспитателей ...
Консультация для воспитателей. «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
консультация...
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО...