Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".
план-конспект занятия (старшая группа)

Князева Нина Александровна

Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dif-tsiya_s-sh.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Тема:

Дифференциация звуков С – Ш

Подготовила учитель – логопед:

                                                                            Н. А. Князева

2019 г.

Цель: дифференцировать звуки С – Ш в словах, чистоговорках и предложениях.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Учить согласованию существительных с прилагательными в роде и числе.
  2. Учить образованию относительных прилагательных, сложных слов.
  3. Упражнять в построении сложных предложений.
  4. Расширить словарный запас относящихся к теме «Зима".

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать фонематическое восприятие
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  3. Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать начальное представление о здоровом образе жизни и доброжелательное отношение друг к другу.
  2. Закрепить знания детей о правилах поведения зимой на улице.

Оборудование:

медиа проектор, магнитная доска, песочница с кинетическим песком, мелкие игрушки, в названии которых звуки С – Ш; предметные картинки: снежинка, снегокат; картинки – символы для составления схемы, сюжетные картинки, дыхательные дудочки, зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.

Вы пришли сегодня к нам,

Рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся.

Гости улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети: Здравствуйте!

Дети и логопед встают в круг.

Вводная часть

Ребята, вчера, разбирая электронную почту в своём компьютере, я увидела странное сообщение. Послушайте его. (На слайде фотография африканцев).

«Здравштвуйте жители Сибири. Мы живём в Африке. Наш пригласили к вам на зимние каникулы. У наш в Африке никогда не было зимы. Мы не знаем, сто это такое? Рашкажите нам, пожалуйшта, про зиму, как себя вешти зимой. Мы не умеем читать по-рушки и дейштвуем только по шхемам. Заранее благодарим!».

- Какие звуки перепутали африканцы? (Звуки С и Ш)

- И посылка пришла из Африки, давайте посмотрим, что в ней (песочница с песком, в песке зарыт клад - мелкие игрушки).

1. Пальчиковая гимнастика

Достаём из песка предметы, в названии которых звуки С и Ш.

Логопед: - Что ты нашёл? – Какой звук слышим?

Давайте расскажем африканцам, как произносим звуки С и Ш

(Звук С: губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха холодная

Звук Ш: губы трубочкой, язык «чашечкой» упирается в нёбо, струя воздуха теплая)

- Наши друзья из Африки просят нас о помощи.

Ребята, а как бы вы объяснили, что такое зима? (Это холодное время года).

2. Артикуляционная гимнастика

- Разогреем свои язычки?

«Лопатка»
Мы лопатки в руки взяли,

И тропинки отгребаем

«Сосулька» 
Села детка на карниз 

И растет все время вниз.

 «Саночки» («чашечка»)

Мы на санки дружно сели

Быстро с горки полетели.


Логопед: - Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замёрзнут.

Зимой выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга).

  1. Дыхательная гимнастика «Метель»

Логопед делает вывод: «Зима - удивительное время года. Она приносит много радости, забав, игр, развлечений, но может быть и опасной. Давайте расскажем об этом нашим африканцам и, поскольку они изучают всё по схемам, изготовим им план подсказку. Всё самое важное и интересное мы будем изображать на нашей доске, на снежинке».

Основная часть.

1. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?» 

Логопед:

- Что нужно сделать африканцам прежде, чем они отправятся на улицу зимой? Давайте поможем нашим друзьям выбрать необходимую одежду, для прогулки зимой.

Ребёнок: -     Я сам надену шапку,

 Я сам  надену шубу,

 И шарфик тоже теплый

 Надеть  не позабуду.

 И варежки надену,

 и теплые штаны,

 И зимние морозы,

 Тогда мне не страшны.

Логопед:

- Какую зимнюю одежду надо надевать?

- варежки из шерсти, какие варежки?

- шуба из меха, какая шуба?

- шарф красного цвета, какой шарф?

- штаны на ватной основе, какие штаны?

- шапка из песца, какая шапка?

  1. Дидактическая игра «Найди место звуку». СЛАЙД 3

Логопед вместе с детьми делает вывод:

- Одеваться надо всегда по погоде. Зимой одеваемся тепло, чтобы не замёрзнуть и не простудиться. (На доске выкладывается первый символ схемы.)

Логопед:

- Вам нравится зима? Чем? (Зимой можно кататься на санках, лыжах, с горки, играть в снежки …). Следим, чтобы дети давали полные ответы

Ребёнок:    - Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой,

Съели суп и спать легли.

Физкультминутка 

Подвижная игра: «Что нам нравится зимой?»

Логопед: «Ребята, давайте покажем африканцам, в какие игры ещё можно поиграть зимой на улице?»

Логопед показывает езду на снегокате. Дети угадывают.

Словарная работа со словом снегокат (показ картинки).

- Кто догадался, почему так назвали?

Логопед: - Вот сколько разных развлечений зимой на улице, чтобы нам не замёрзнуть. (Выставляем новый символ к схеме).

  1.  Дидактическая игра «Кто у кого?» СЛАЙД 4.

У Светы – жёлтые варежки. У кого Света?

У Славы - красный шарф.

Паша – играет в снежки.

У Маши – красное пальто.

Миша и Оксана – катаются на санках.

(Ребенок показывает соответствующую картинку, пользуясь образцом педагога:

- Это Света. У нее синяя шапка).

  1. Дидактическая игра «Это можно или нет?»

Логопед:

- Зимой не только радостно, весело, интересно, но и может быть опасно.

 (перед словесным ответом дети топают – ответ «нет» и хлопают – ответ «да» и сидят на стульчиках).



Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Я тихонько говорю, 

На морозе не кричу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Я почистил всю дорожку

От участка до дверей – 

На морозе расстегнулся – 

Очень жарко стало мне

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

На морозе языком

Прикоснусь к железу я.

Вы ответьте мне друзья

Это можно иль нельзя?

Буду я в снежки играть

Но в лицо не попадать

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Если кто – то едет с горки

Я не стану его ждать

Я за ним поеду следом

И не дам ему там встать

Дайте дети мне ответ:

Это можно или нет?

Логопед вместе детьми делают вывод: 

- Зимой на участке необходимо быть аккуратным, соблюдать правила, чтобы не нанести вред себе и окружающим. (Схема африканцам – новые символы).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Логопед: - Мы рассказали африканцам о зимних играх, об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице. Мы с вами выяснили, чтобы не было неприятностей, необходимо (по схеме):

  • Одеваться тепло
  • Знать интересные игры, развлечения, забавы
  • Соблюдать правила поведения на участке


Логопед: «Ребята, мы ничего не забыли? Мне кажется на этой схеме чего - то не хватает?»

Ребёнок:   - Сапоги не просушил,

Сунул в шкафчик и забыл,

А домой пошел когда,

В них захлюпала вода!

Дети с педагогом делают вывод:

- По возвращению с улицы необходимо просушить одежду (на схеме появляется новый символ).

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Логопед:

- Итак, ребята схема наша готова. Нам остаётся сейчас её сфотографировать и отправить по электронной почте африканцам. А чтобы они научились различать звуки С и Ш, давайте им пошлём схемы наших скороговорок.

Дети берут на выбор мнемосхемы скороговорки и произносят их, четко проговаривая звуки С – Ш.

Логопед предлагает ребенку вспомнить, где он побывал на занятии и какие звуки он учился различать.

Логопед оценивает работу ребенка, отмечая все положительные моменты

Использованные источники:

http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-logopeda-s-ispolzovaniyem-zdorovyesberegayushchikh-tekhnologiy-zima.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

конспект открытого занятия для родителей и с привлечением их. "Автоматизация звука Л через лексическую тему "зима"

представляю конспект занятия , где родители могут не только посмотреть, что умеют и как занимаются их дети, но сами принять участие  в подборе слов- описаний, слов- действий, совместно с детьми п...

Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».

Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".

Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует  развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...