Открытое занятие.Тема "Дифференциация звуков С-Ш". Лексическая тема "Зима".
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие рассчитано для детей старшей группы. В игровых ситуациях дети учатся контролировать собственное звукопроизногение, составлять с помощью символов схему здорового образа жизни и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dif-tsiya_s-sh.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Тема:
Дифференциация звуков С – Ш
Подготовила учитель – логопед:
Н. А. Князева
2019 г.
Цель: дифференцировать звуки С – Ш в словах, чистоговорках и предложениях.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Учить согласованию существительных с прилагательными в роде и числе.
- Учить образованию относительных прилагательных, сложных слов.
- Упражнять в построении сложных предложений.
- Расширить словарный запас относящихся к теме «Зима".
Коррекционно – развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
- Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать начальное представление о здоровом образе жизни и доброжелательное отношение друг к другу.
- Закрепить знания детей о правилах поведения зимой на улице.
Оборудование:
медиа проектор, магнитная доска, песочница с кинетическим песком, мелкие игрушки, в названии которых звуки С – Ш; предметные картинки: снежинка, снегокат; картинки – символы для составления схемы, сюжетные картинки, дыхательные дудочки, зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Логопед: – Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Вы пришли сегодня к нам,
Рады мы всегда гостям.
Давайте с гостями поздороваемся.
Гости улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).
Дети: Здравствуйте!
Дети и логопед встают в круг.
Вводная часть
Ребята, вчера, разбирая электронную почту в своём компьютере, я увидела странное сообщение. Послушайте его. (На слайде фотография африканцев).
«Здравштвуйте жители Сибири. Мы живём в Африке. Наш пригласили к вам на зимние каникулы. У наш в Африке никогда не было зимы. Мы не знаем, сто это такое? Рашкажите нам, пожалуйшта, про зиму, как себя вешти зимой. Мы не умеем читать по-рушки и дейштвуем только по шхемам. Заранее благодарим!».
- Какие звуки перепутали африканцы? (Звуки С и Ш)
- И посылка пришла из Африки, давайте посмотрим, что в ней (песочница с песком, в песке зарыт клад - мелкие игрушки).
1. Пальчиковая гимнастика
Достаём из песка предметы, в названии которых звуки С и Ш.
Логопед: - Что ты нашёл? – Какой звук слышим?
Давайте расскажем африканцам, как произносим звуки С и Ш
(Звук С: губы в улыбке, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха холодная
Звук Ш: губы трубочкой, язык «чашечкой» упирается в нёбо, струя воздуха теплая)
- Наши друзья из Африки просят нас о помощи.
Ребята, а как бы вы объяснили, что такое зима? (Это холодное время года).
2. Артикуляционная гимнастика
- Разогреем свои язычки?
«Лопатка»
Мы лопатки в руки взяли,
И тропинки отгребаем
«Сосулька»
Села детка на карниз
И растет все время вниз.
«Саночки» («чашечка»)
Мы на санки дружно сели
Быстро с горки полетели.
Логопед: - Размяли язычки? Теперь они у вас точно не замёрзнут.
Зимой выпадает много снега. Зимой бывают сильные морозы, метели, вьюга, пурга).
- Дыхательная гимнастика «Метель»
Логопед делает вывод: «Зима - удивительное время года. Она приносит много радости, забав, игр, развлечений, но может быть и опасной. Давайте расскажем об этом нашим африканцам и, поскольку они изучают всё по схемам, изготовим им план подсказку. Всё самое важное и интересное мы будем изображать на нашей доске, на снежинке».
Основная часть.
1. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
Логопед:
- Что нужно сделать африканцам прежде, чем они отправятся на улицу зимой? Давайте поможем нашим друзьям выбрать необходимую одежду, для прогулки зимой.
Ребёнок: - Я сам надену шапку,
Я сам надену шубу,
И шарфик тоже теплый
Надеть не позабуду.
И варежки надену,
и теплые штаны,
И зимние морозы,
Тогда мне не страшны.
Логопед:
- Какую зимнюю одежду надо надевать?
- варежки из шерсти, какие варежки?
- шуба из меха, какая шуба?
- шарф красного цвета, какой шарф?
- штаны на ватной основе, какие штаны?
- шапка из песца, какая шапка?
- Дидактическая игра «Найди место звуку». СЛАЙД 3
Логопед вместе с детьми делает вывод:
- Одеваться надо всегда по погоде. Зимой одеваемся тепло, чтобы не замёрзнуть и не простудиться. (На доске выкладывается первый символ схемы.)
Логопед:
- Вам нравится зима? Чем? (Зимой можно кататься на санках, лыжах, с горки, играть в снежки …). Следим, чтобы дети давали полные ответы
Ребёнок: - Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идём во двор гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу пришли домой,
Съели суп и спать легли.
Физкультминутка
Подвижная игра: «Что нам нравится зимой?»
Логопед: «Ребята, давайте покажем африканцам, в какие игры ещё можно поиграть зимой на улице?»
Логопед показывает езду на снегокате. Дети угадывают.
Словарная работа со словом снегокат (показ картинки).
- Кто догадался, почему так назвали?
Логопед: - Вот сколько разных развлечений зимой на улице, чтобы нам не замёрзнуть. (Выставляем новый символ к схеме).
- Дидактическая игра «Кто у кого?» СЛАЙД 4.
У Светы – жёлтые варежки. У кого Света?
У Славы - красный шарф.
Паша – играет в снежки.
У Маши – красное пальто.
Миша и Оксана – катаются на санках.
(Ребенок показывает соответствующую картинку, пользуясь образцом педагога:
- Это Света. У нее синяя шапка).
- Дидактическая игра «Это можно или нет?»
Логопед:
- Зимой не только радостно, весело, интересно, но и может быть опасно.
(перед словесным ответом дети топают – ответ «нет» и хлопают – ответ «да» и сидят на стульчиках).
Я сосульку полижу
И снежочком закушу
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Я тихонько говорю,
На морозе не кричу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Я почистил всю дорожку
От участка до дверей –
На морозе расстегнулся –
Очень жарко стало мне
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?
На морозе языком
Прикоснусь к железу я.
Вы ответьте мне друзья
Это можно иль нельзя?
Буду я в снежки играть
Но в лицо не попадать
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?
Если кто – то едет с горки
Я не стану его ждать
Я за ним поеду следом
И не дам ему там встать
Дайте дети мне ответ:
Это можно или нет?
Логопед вместе детьми делают вывод:
- Зимой на участке необходимо быть аккуратным, соблюдать правила, чтобы не нанести вред себе и окружающим. (Схема африканцам – новые символы).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Логопед: - Мы рассказали африканцам о зимних играх, об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице. Мы с вами выяснили, чтобы не было неприятностей, необходимо (по схеме):
- Одеваться тепло
- Знать интересные игры, развлечения, забавы
- Соблюдать правила поведения на участке
Логопед: «Ребята, мы ничего не забыли? Мне кажется на этой схеме чего - то не хватает?»
Ребёнок: - Сапоги не просушил,
Сунул в шкафчик и забыл,
А домой пошел когда,
В них захлюпала вода!
Дети с педагогом делают вывод:
- По возвращению с улицы необходимо просушить одежду (на схеме появляется новый символ).
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Логопед:
- Итак, ребята схема наша готова. Нам остаётся сейчас её сфотографировать и отправить по электронной почте африканцам. А чтобы они научились различать звуки С и Ш, давайте им пошлём схемы наших скороговорок.
Дети берут на выбор мнемосхемы скороговорки и произносят их, четко проговаривая звуки С – Ш.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, где он побывал на занятии и какие звуки он учился различать.
Логопед оценивает работу ребенка, отмечая все положительные моменты
Использованные источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".
Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...
конспект открытого занятия для родителей и с привлечением их. "Автоматизация звука Л через лексическую тему "зима"
представляю конспект занятия , где родители могут не только посмотреть, что умеют и как занимаются их дети, но сами принять участие в подборе слов- описаний, слов- действий, совместно с детьми п...
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в подготовительной группе на логопункте дети с ФФНР « Звуки –Н-М- « лексическая тема: « Дикие животные»
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в подготовительной гр...
Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».
Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....
Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с применением ИКТ по теме «Автоматизации звука «Р» на лексическом материале «Животные жарких стран» (индивидуальная форма)
Конспект индивидуального занятия...
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"
Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Мебель".
Данная игра способтвует автоматизации звука Л в слогах и словах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначена для детей старшего дошкольного...