«Методика работы инструктора по физической культуре с семьями детей».
консультация

Жарова Елена Юрьевна

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_raboty_s_semey.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика работы инструктора по физической культуре с семьями детей».

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье.

Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Здоровая семья – здоровая нация. Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье». В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (закон Российской Федерации «Об образовании» и Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении). Важность и необходимость такой работы озвучивают все специалисты дошкольных учреждений, в том числе и инструкторы по физической культуре.

Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. ВОЗ определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. 

Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания своего  ребёнка. Но, несмотря на различные жизненные проблемы, каждый из родителей хочет видеть своего ребёнка здоровым, сильным и крепким. Задача детского сада, в том числе и в лице инструктора по физической культуре помочь каждой семье вырастить и воспитать  здорового человека во всех аспектах данного понятия.  

Движение – основное проявление жизни, в то же время оно является и средством гармоничного развития личности.

В настоящее время родители отдают предпочтение умственному развитию своих детей, стремясь быстрее научить их писать, читать, забывая при этом, что на формирование мыслительных способностей ребёнка влияет именно физическая деятельность. Малогабаритные квартиры, темп современной жизни с использованием городского или личного транспорта, загруженность работой родителей, зачастую не представляет возможности повлиять на малоподвижный образ жизни ребёнка своим примером. Не смотря на все обстоятельства для ребёнка, как и во все времена, семья – источник опыта, где  он находит примеры для подражания.

Если мы хотим вырастить здоровое поколение, то должны решать проблемы «всем миром»: детский сад, семья общество. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Целью взаимодействия инструктора по физической культуре и семьи является: содействие повышению двигательной активности и общего физического развития детей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.

Приоритетными задачами в работе с семьёй выделяют:

  • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка,
  • приобщение родителей  к  участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы,
  • понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности,

Инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе использует  разные формы работы с семьёй:

1. Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.

2. Физкультурные праздники – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

3. День открытых дверей в спортивном зале —  помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности. 

4Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

5. Консультации. Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

7. Родительское собрание  позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

8Анкетирование  необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

  От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, а главное – дети. Они учатся с уважением, любовью и гордостью смотреть на своих мам, пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, такие сильные, ловкие, выносливые и смелые.

Поэтому задача инструктора состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также положительного опыта семейного воспитания детей

Таким образом, применение в работе инструктора по физической культуре различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность работы по оздоровлению детей; сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье.

Так же нужно использовать гимнастику для мозга 

Гимнастика для мозга призвана синхронизировать работу правого и левого полушарий головного мозга

Задача нейрогимнастики, гимнастики для мозга – синхронизировать работу

двух полушарий.

УПРАЖНЕНИЕ №1 «ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ»

Перекрестно-латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга.

Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажимается, губы свободны.

  • «Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
  • «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.


УПРАЖНЕНИЕ №2 «КНОПКИ МОЗГА»

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой стимулировать точки под ключицами между ребрами. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.

Массируйте углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.
Поменяйте руки

Кнопки Мозга находятся как раз над местом, где разветвляются две сонные артерии.

  • Упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга, укрепляет сосуды головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого чтения.


УПРАЖНЕНИЕ №3 «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНИЯ»

По логике это упражнение должно быть №1! Выполнять его следует сразу, как вы проснулись. Скорее всего многие знают, а некоторые испытали эффект микроакупунктуры в точки ушной раковины. Массаж ушных раковин – обязательный элемент всех видов восточной гимнастики.

Что нужно знать, чтобы с боⁱльшим эффектом выполнить упражнение, который позволит поменять «ночной колпак» на «колпак для думания»?

Ушная раковина – это проекция тела и ухо можно назвать его пультом управления. Человечек на ухе перевернут вверх ногами: на мочке уха проекция головы,противозавиток – позвоночник, начиная от мочки: шейный, грудной, поясничный отделы. В нижней чаще (углубление на уровне слухового прохода) проекция органов грудной клетки, в углублении выше козелка – точки брюшной полости, в углублении между ножками протиовозавитка – органы малого таза.



Возьмитесь за верхнюю часть уха, и мягко массируйте сверху вниз, как бы растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.

Поверните голову влево до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.
Поверните голову вправо до предела, без усилий. Начните массировать ушную раковину сверху вниз. Глядя назад, позволяем голове уходить все дальше и дальше, до предела.

  • Активно массируйте ушную раковину, как только проснулись. Это простое упражнение избавит вас от утренней скованности, вечной спутницы пожилых людей, и сделает каждое утро добрым! 
  • Повторяйте  «колпак для думания», когда устали и голова отказывается работать, когда нужно быстро собраться с мыслями. Учитывайте простой факт: это массаж, который вызовет прилив крови уши покраснеют.


УПРАЖНЕНИЕ №4 «СОВА»

Положите правую руку на левое плечо посередине между шей и плечевым суставом, немного поверните голову влево. Начинайте разминать надплечье: на выдохе сжимайте пальцы и говорите «УХ». Глаза расширьте и смотрите как сова.
Голову слегка поворачиваете из стороны в сторону.
Затем возьмитесь левой рукой за правое плечо и повторите упражнение.

  • Упражнение расслабляет плечевой пояс. Повторяйте упражнение «Сова» перед публичным выступлением, когда хотите свободного общения, (помогает расслабить плечевой пояс); когда нужно быстро снять стресс и восстановить дыхание, например, после того, как произнесли тост на юбилее друга и разволновались. 


УПРАЖНЕНИЕ №5 «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ»

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты, тело расслаблено.

Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд.


Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку. Большой палец руки на серединной линии тела, плавным движением руки описываем восьмерку не выпуская его из поля зрения.

Поменяйте руки и повторите упражнение
Нарисуйте восьмерки двумя руками. Кисти рук сцепить в замок, большие пальцы верх, начинаем описывать восьмерки, не выпуская большие пальцы из поля зрения.

  • «Ленивые восьмерки» активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля (правое и левое), помогают в периоды творческого застоя. 
  • Повторяйте «Ленивые восьмерки», когда засиделись в чате до рези в глазах, когда после просмотра «мыльного» сериала хотите переключиться на чтение любимой книги. Доказано, что чтение даже одной главы в день продлевает жизнь на два года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни в детском саду и в семье!» (из опыта работы инструктора по физической культуре)

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня  развития здравоохранения и образо...

Статья из опыта работы «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС»

Одним из важнейших требований ФГОС является "взаимодействие сродителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"....

планирование работы инструктора по физической культуры с родителями детей младшей группы

в планировании представлена вся работа с родителями детей на весь учебный год с названиями консультаций и бесед...

Методика работы инструктора по физической культуре с семьями дошкольников

Методика работы инструктора по физической культурес семьями дошкольников...

Кинезиологические методики в работе инструктора по физической культуре ДОУ.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях...

Опыт работы инструкторов по физической культуре на тему: «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста (направление «Горизонтальный пластический балет»)».

laquo;Горизонтальный пластический балет» - это новое синтетическое направление в физическом воспитании и развитии дошкольников, объединяющее черты художественной гимнастики, аэробики, балета, а...