Оздоровительная работа с ЧБД на летний период
учебно-методический материал
Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций. Частые заболевания – фактор риска в развитии хронической патологии и ухудшении генофонда нашего населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа коллектива ДОУ с ЧБД в летний период | 625.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительная работа с ЧБД на летний период
Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций. Частые заболевания – фактор риска в развитии хронической патологии и ухудшении генофонда нашего населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.
В нашем детском саду разработано комплексное медико - психолого-педагогическое сопровождение развития частоболеющего ребенка и осуществляется оно при участии разных специалистов ДОУ (медицинской сестеры, педагога-психолога, воспитателей):
∙ физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
∙ изучение состояния здоровья детей;
∙ привитие навыков здорового образа жизни.
Вся система мероприятий позволяет:
∙ обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;
∙ решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;
∙ предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;
∙ проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;
∙ организовать здоровьесберегающую среду в группе и ДОУ;
∙ пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей родителей и сотрудников;
∙ снизить страх у частоболеющих детей и их родителей перед медицинскими процедурами;
∙ сохранить и укрепить здоровье частоболеющих детей.
Для реализации этих задач в детском саду созданы все условия: физкультурный зал (совмещенный с музыкальным), процедурный кабинет, физкультурные центры, центры природы в группах, спортивная площадка на улице (спортивная дорожка, тропа здоровья, прыжковая яма, баскетбольный щит, шашки, елка для лазания).
Используются:
1. Сквозное проветривание в группах.
2. Санитарный режим.
3. Утренняя гимнастика на улице.
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей.
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день).
6. Витаминизация блюд.
7. Физкультурные занятия на улице.
8. Подвижные игры на улице.
9. Закаливание.
10. Точечный массаж.
11. Дыхательная гимнастика.
12. Релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.
13. Музыкальные занятия (музыкально-ритмические движения, игры, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
14. Сон с доступом воздуха.
15. Гимнастика после сна.
Традиционные виды закаливания детей.
- утренний прием, гимнастика на свежем воздухе
- оздоровительная прогулка
- воздушные ванны
- воздушные ванны с упражнениями
- сон с доступом свежего воздуха
- облегченная одежда
- умывание в течение дня прохладной водой
- полоскание рта прохладной водой
- хождение босиком до и после дневного сна
- хождение босиком по «дорожке здоровья»
- (массажные коврики) после дневного сна
- точечный массаж
- световоздушные и солнечные ванны
- обтирание
- контрастное обливание ног
- оздоровительный бег
Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет
- Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, на босу ногу. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.
- Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех— верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16.
- Дневной сон летом с доступом свежего воздуха.
- Сон без маечек. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
- Прогулка два раза в день.
- В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.
- Полоскание рта (дети двух— четырех лет), горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.
Способы закаливания
1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Организация закаливающего мероприятия - контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35-36 С, и опять 24С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а прохладной соответственно снижают до 16 -18 С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой.
3. Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 16 ч
Начинать можно, если после еды прошло не меньше полутора часов, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
Солнечные ванны увеличиваются постепенно:
- в младших группах до 20-25 мин.
- в старших группах до 30-40 мин
4. Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов - 4 часов. Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной сон при открытых окнах (избегая сквозняков).
5. Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава ит.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд, Для детей группы ЧДВ - то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 С.
6. Для закаливания носоглотки рекомендуется ежедневно утром и вечером полоскать горло прохладной водой.
Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до t° воды из крана водопровода. Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с t° 25° снижая ее каждые 2-3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором
морской соли.
7. Точечный массаж «Волшебные точки» (по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка.
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7. Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9. Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Техника выполнения массажа. Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.
Комплекс оздоровительных мероприятий после сна
Воспитатель звонит в колокольчик:
Колокольчик золотой,
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит.
«Закаляйтесь!» - всем велит.
Комплекс закаливающих упражнений.
1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).
На коврике котята спят,
Просыпаться не хотят.
Вот на спинку все легли,
Расшалились тут они.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
Потянуться, улыбнуться
Всем открыть глаза и встать.
2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)
Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос!
Что за звери здесь шалят?
Переловит всех котят.
3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх,разгладить спинку, грудь)
4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»
1-я дорожка – массажные коврики
2-я – ребристая
3-я – с жесткой мочалкой
4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)
Зашагали ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
Топают ножки, топ-топ-топ!
Прямо по дорожке, топ-топ-топ!
5. Гигиенические процедуры.
Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Закаляйся! Закаляйся!
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Младшая группа
∙ Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика на улице
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина.
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Физкультурные занятия на прогулке 3 раза в неделю
- Прогулки
- Солнечные ванны
- Обливание ног
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Гимнастика после сна
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия
- Воздушные ванны
- Элементы обширного умывания
- После полдника полоскание полости рта
Средняя группа
- Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика на улице
- Физкультурные занятия на улице
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Перед прогулкой полоскание полости рта
- Прогулки
- Солнечные ванны
- Контрастное обливание ног
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Гимнастика после сна
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия
- Воздушные ванны
- После полдника полоскание полости рта
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице
- Утренняя гимнастика на улице
- Физкультурные занятия на улице
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
- Перед прогулкой полоскание полости рта
- Прогулки
- Солнечные ванны
- Контрастное обливание ног
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Гимнастика после сна
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Воздушные ванны
- Обтирание
Методические рекомендации воспитателю по проведению закаливающих процедур летом.
Закаливание — комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции. Помимо оздоровительного эффекта, закрепление навыков закаливания путем создания бодрого, жизнерадостного настроения способствует формированию утверждению принципов и правил здорового образа жизни
В работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
- Осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей;
- Интенсивность закаливающих процедур целесообразно увеличивать постепенно, соответственно возрастающим в процессе закаливающей тренировки компенсаторным возможностям растущего организма:
- Систематичность и последовательность - залог эффективности закаливания;
- Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма ребенка простудным факторам;
- Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства), что может приводит к невротическим расстройствам;
- Избегать перегревающей одежды.
В летний оздоровительный период из системы закаливающих мероприятий исключается контрастное обливание ног. Оно заменяется обливанием ног прохладной водой (+18°С), которое проводится по возвращении с прогулки перед дневным сном.
Детей продолжают обучать прополаскивать рот водой комнатной температуры, мыть прохладной водой руки по локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по ребристым дорожкам.
Рекомендуется организовывать обширное умывание после дневного сна. Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать: «Раз», то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать: «Раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «Раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.
Примечание: через каждый месяц длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, грудь, шею лети умывают по 2 раза, проговаривая «раз», «два».
При рассеянном солнечном облучении рекомендуется принимать солнечные ванны на открытом воздухе, но при температуре ниже 18 градусов С и скорости ветра 5м/сек. и более время приема ванн сокращается. Необходимо обеспечивать двигательную активность во время приема воздушных ванн - это является непременным условием их эффективности. Не допустимо принимать воздушные ванны лежа, тем более на земле, даже в теплую погоду, так как известны случаи выраженного охлаждения уже при температуре воздуха +22 градуса С, потому что земля обладает выраженным теплоотнимающим действием.
Во время летнего — оздоровительного периода на время дневного сна детям надевают легкое белье с короткими рукавами, а в жаркие дни дети могут спать в трусах. Помещение, в котором спят дети должно быть проветренным. В спальне должно быть несколько градусников измерения температуры воздуха, на разном расстоянии от открытого окна, фрамуги.
Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи
Обширное умывание
Ребёнок должен:
- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков
пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими
одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части
груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно:
каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая
«раз, два» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план физкультурно - оздоровительной работы с детьми на летний период
материал представлен в виде таблице с распределением различных видов физической деятельности в летний период по дням недели на младший и старший дошкольный возраст. ...
Консультация для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период"
Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...
План коррекционно-оздоровительной работы на прогулке в летний период 2 мл.гр.
Лето – благоприятное время для физических, экологических, эстетических и многих других задач дошкольной педагогики. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей услови...
Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (летний период)
План работы на лето...
Доклад на педсовет "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в летний период"
Доклад для выступления на педагогическом совете в детском саду о организации физкультурно-оздоровительной работы в летний период....
консультация для воспитателей дошкольных учреждений "Оздоровительная работа с детьми в летний период"
В данной разработке представлены формы оздоровительной работы с дошкольниками в летний период...
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на летний период
Планирование физкультурно-оздоровительной работы в летний период...
- Мне нравится (2)