Нетрадиционная физкультура по Н.Н.Ефименко. Добро пожаловать в сказочную физкультуру.
статья

Макарова Лилия Николаевна

Материал представляет собой выступление на семинаре-практикуме с педагогами ДОУ по теме: "Нетрадиционная физкультура по Н.Н.Ефименко. Добро пожаловать в сказочную физкультуру". Семинар проходит в двух частях.

1 часть -презинтационно-теоритическая, где раскрывается суть методики системы организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками талантливого представителя педагоггичекой науки, кандидата педагогических наук в области физического развития дошкольников, автора программы "Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников".

2 часть - практическая - проведением мастер-класса с педагогами по организации ситуационной мини-игры для детей старшего дошкольного возраста  "Приключения домашних тапочек". Здесь прилагается  конспект-сценария с подробным описанием всех игровых упражнений и приложением наглядных схем-рисунков выполнения движений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnaya_fizkultura_po_n.n.efimenko.docx116.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад № 1 «Ромашка» Алексеевского

муниципального района Республики Татарстан

Практический семинар для педагогов ДОУ

«Нетрадиционная физкультура по Н.Н.Ефименко.

Добро пожаловать в сказочную физкультуру»

                                                                                   Макарова Лилия Николаевна

инструктор по физическому воспитанию

первой квалификационной категории

п.г.т. Алексеевское

2017-2018 уч.г.

Нетрадиционная физкультура Н. Н. Ефименко.

Добро пожаловать в сказочную Физкультуру.

Л.Н. Макарова, инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №1 «Ромашка»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

I часть выступления – презентационная

Нетрадиционная физкультура Н. Н. Ефименко.

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Н.Н.Ефименко - талантливый представитель педагогической науки,  руководитель  авторского методического центра, кандидат педагогических наук в области физического развития дошкольников, автор программы «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников», автор ряда книг и методических разработок по физической культуре детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 3

Так вот, театр физического воспитания Ефименко – это совершенно иной стиль проведения физкультуры, отстоящий от военно-спортивной структуры ее организации, но более демократичный и комфортный для ребенка театрализованный стиль. Физкультурные занятия – это поистине физкультурный театр. Поэтому им разработанная методика физической культуры отличается сказочностью, некой волшебной притягательностью, принципом необыденности. За основу либретто занятия (сюжета, сопроводительного текста) рекомендуется брать знакомые детям сказки, и вполне допустимы авторские или по методу ТРИЗа изменение сюжета известных популярных сказок, которые необходимо подогнать под методическую основу.

СЛАЙД 4

А вот собственно сама методическая основа лежит на им же, Ефименко, разработанных золотых формулах здоровья двигательного развития ребенка. Это есть определенная последовательность выполняемых движений:

СЛАЙДЫ 5-12

- от положения лежа – к положению стоя;

- от низких поз – к высоким;

- от сгибательных поз и движений – к разгибательным;

- темечка – к пяточкам, от туловища – к пальцам;

- чем ниже положение тела над опорой – тем медленнее движения, чем выше – тем быстрее;

-  в горизонтальных положениях следует расслабляться, в вертикальных – сильнее напрягать мышцы;

- в крупных мышцах надо делать медленные движения, а в мелких и отдаленных – более быстрее!

Итак, эта авторская методическая основа физ.воспитания и оздоровления детей была апробирована на протяжении более 30-ти лет в работе как со здоровыми детьми, так и с детьми ДЦП, имея подтвержденные факты положительного результата.

Спросите: «Почему именно физкультуру начинать надо от положения лежа к положению стоя?»

«Золотые формулы здоровья»  базируются на выведенной автором педагогической заповеди «Следуй логике природы», ведь именно матушка-природа стоит в основе всех процессов жизнедеятельности.

В основе любой технологии, программы д/н лежать принцип природосообразности, т.е. следование логике природы развития детского организма. Если взять за основу эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении человека ( а она является сегодня доминирующей в мире), то мы увидим путь формирования физического (телесного)  статуса всего живого на земле: от рыб – к земноводным (амфибиям), рептилиям (пресмыкающимся), затем – к млекопитающим, птицам, приматам и, наконец, к Homo erektus (человек прямостоящий), нашему с вами предшественнику.

СЛАЙД  13

В этом плане особое значение приобретает общеизвестный биогенетический закон Э.Геккеля (немецкого естествоиспытателя, философа).  – ОНТОГЕНЕЗ(индивидуальное развитие человека) ПОВТОРЯЕТ ФИЛОГЕНЕЗ (общий ход развития жизни, живых организмов и человека, т.е. историческое становление животного мира и человека)!!!  Ефименко  дополняет эту формулу: «онтогенез повторяет филогенез, а система физического развития детей должна в своей  методической основе повторить логику онтогенеза».   Это разумная структура физического развития ребенка!!!

СЛАЙД  14-16

Ему принадлежит следующая цитата, с которой гармонирует и мое отношение к целостному восприятию такой категории составляющей человеческой личности, как здоровье:  «Физическое воспитание есть огромный, прекрасный, но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью»

Авторы серьезных  и проверенных временем систем оздоровления начинали свои книги с гимна законам природы. Знаменитый Борис Павлович Никитин  сказал: «Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и такт  природе. Иначе музыка  жизни  перестает быть  гармоничной».

Само занятие по физической культуре Н.Н.Ефименко предлагает проводить  в стиле «эволюционного ролика»,всякий раз повторяя в своей основе логику развития животного мира и человека, тогда как при традиционной системе все происходит с точностью наоборот.

СЛАЙД 17,18.

ИТОГ: в своей педагогической деятельности воспитатели, учителя, инструктора по физическому воспитанию должны следовать  логике природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики  на более глобальных  законах биологического развития человека!!!  И это относится не только к направлению физическое развитие.

II часть выступления – практическая

Добро пожаловать в сказочную Физкультуру!!!

Таким образом, я сегодня предлагаю участникам конференции не быть сторонниками повтора реальной жизни на предлагаемом мной фрагменте физкультурного занятии, но пусть сюжет сказки уведет нас за горизонт обычного и привычного.

План-сценарий

БТИ  «Дом» (квартира)

СМИ «Приключения домашних тапочек»

В одной уютной городской квартире жило-поживало вместе со своими хозяевами семейство домашних тапочек. На полу под обувной полкой в своем любимом темном уголке лежали и важно посапывали дедушкины тапки-чувяки с мягкой кожаной подошвой и теплыми войлочными боками. Любили эти мягкие растоптанные тапки поспать не только ночью, но и днем — сказывался возраст...

Упр. 1. «Любители поспать»

Из исходного положения (и. п.) лежа на спине, руки в стороны —поочередные повороты головы влево-вправо, слегка касаясь ухом поверхности опоры.

Папины же тапки-шлепанцы были самыми большими. Они любили лежать на животе и вечно всех расталкивали. 

Упр. 2. «Папины шлепанцы»

Из и. п. лежа на животе, голова повернута виском на ковер, руки согнуты и упираются ладонями — поднимая голову и плечевой пояс на умеренную высоту, одновременно выполнять разгибательные движения рук, приговаривая при этом: «Посторонись — подвинься!»

http://pandia.ru/text/80/391/images/image003_36.jpg

Конечно же, все остальные тапочки почтительно расступались — они ведь знали, кто был глава семьи! Справа от папиных шлепанцев, всегда рядышком, стояли мамины — зеленого цвета, мягкие и легкие — тапочки с изящными бабочками сверху. Они всегда были чистыми, аккуратными и очень любили наводить ежедневный порядок на обувной полке, что стояла в прихожей у входной двери

Упр. 3. «Ежедневная уборка»

Из и. п. лежа на животе — медленно и плавно переворачиваться на спину и обратно на живот — сначала в одну, затем в другую сторону.

Самыми же непоседливыми были, конечно же, стертые на носках, стоптанные тапочки сына Коли. Он никогда не сидел на месте, а носился из комнаты в комнату по всей квартире.

Упр. 4. «Непоседы»

Из и. п. лежа на животе — ползание по-пластунски по периметру зала, сначала против хода часовой стрелки, а затем по ее ходу (вернуться в исходное положение).

К маминым тапочкам, словно два пушистых котенка, всегда ласково прижимались розовые тапочки-пушинки, которые носила дома дочка Ира. Они о чем-то тихо шептались — наверное, о нарядах, прическах, красивых туфельках... Да-да, они немного завидовали черным туфелькам на шпильке, которые часто выезжали в театр, в гости — на дни рождения или просто на чашечку кофе.

 Упр. 5. «Пушистые котята»

Ползание на четвереньках (низкое положение) в центр зала (круга) с последующим возвращением в исходное положение ягодицами вперед.

Праздничные, блестящие лаком черные мамины туфли гордо красовались, всем видом показывая, какие они нарядные и изящные.

http://pandia.ru/text/80/391/images/image004_26.jpg

Упр. 6. «Изящные туфельки»

Из и. п. стоя на четвереньках (среднее положение) — поочередное поднимание левой и правой ноги, голова при этом тянется вверх, спина мягко прогнута в пояснице.

Домашние тапки всей семьи вместе с другой обувью жили в отдельном домике, которым для них была обувная полка с тремя «этажами».

Упр. 7. «Полка-домик»

Из и. п. стоя на четвереньках (высокое положение) — выпрямлять руки и ноги, максимально поднимая копчик: «В-о-о-т в каком большом доме жили тапочки!»

В этом домике, если долго не было уборки, тоже иногда заводились паучки, которые плели в темных углах свою паутину. 

Упр. 8. «Паучок»

Из и. п. упираясь руками за спиной и приподняв туловище — двигаться приставными шагами (согнув колени) вокруг вертикальной оси сначала в одну, затем в другую сторону.

 А чтобы не было паутины, нужно почаще протирать свою обувную полку влажной тряпкой! Тапки, наткнувшись на паутину, недовольно ворчали: «Давненько не было уборки...»

Упр. 9. «Ворчливые тапки»

Из и. п. (такого же, как в упр. 8) — вытягивать поочередно правую и левую ногу вверх, имитируя брезгливое прикосновение к пыльной паутине.

http://pandia.ru/text/80/391/images/image005_20.jpg

По утрам, когда все в квартире пробуждалось и начинало двигаться, просыпались и тапочки. Они сновали по комнатам, как автомобили по улицам.

Упр. 10. «Утреннее движение»

Ползание на четвереньках (высокое положение) в любых направлениях, но не толкая друг друга.

Иногда случалось, что одни тапочки случайно сталкивались с другими или слегка наступали друг на друга. При этом они расходились, давая «задний ход» и учтиво повторяя: «Извините, пожалуйста, это произошло совершенно случайно!» 

Упр. 11. «Вежливые тапки»

Хаотическое движение на четвереньках (высокое положение) ягодицами вперед, слегка соприкасаясь друг с другом. При этом нужно произнести слова извинения и с улыбкой разойтись в разные стороны.

Раньше всех, как всегда, поднимался дедушка и, кряхтя и охая, обувал свои теплые растоптанные тапки-чувяки.

http://pandia.ru/text/80/391/images/image006_17.jpg

Упр. 12. «Ах и ох!»

Из и. п. сидя на полу (коврике), гимнастической скамье или стуле — имитировать обувание тапок: поочередно поднимать ноги, сгибая их в коленях, топтаться на месте и поворачиваться, делая приставные шаги в обе стороны.

 Чуть позже дедушки быстро поднималась мама — ведь нужно было успеть приготовить завтрак всей семье. Ее тапочки порхали в ванной, прихожей и на кухне, словно бабочки!

Упр. 13. «Порхающие бабочки»

Из и. п. стоя на коленях — выполнять различные наклоны в сочетании с маховыми движениями рук, имитирующими движения крылышек. Затем, поднявшись с колен, выполнять те же самые движения стоя.

В это время из спальни твердой поступью выходил папа — его тапки вышагивали, как солдаты на военном параде. 

Упр. 14. «Парадный шаг»

Ходьба короткими шагами с высоким подниманием бедер, затем ходьба с небольшими выпадами и, наконец,— гигантскими шагами!

http://pandia.ru/text/80/391/images/image007_17.jpg

Услышав папины шаги и его громкий голос, тут же поднимались Коля с Ирой и, еще сонные, выходили из детской комнаты в зал, чтобы вместе с папой сделать утреннюю гимнастику. Поскольку глазки у детей еще не совсем открылись, они шли будто на ощупь, расставив руки в стороны, при этом они то и дело теряли тапки.

Упр. 15. «Сони-просони»

Осторожная ходьба в разных направлениях, руки вперед — в стороны, с периодическими наклонами к стопе, имитирующими обувание спавшего тапка.

 В конце зарядки папа любил немного побегать вместе с детьми — и тогда маленькие детские тапочки, громко топая, устремлялись вслед за папиными большими тапками-кораблями. Тапочкам-малышам казалось, что они похожи на гордые парусные яхты, бегущие по волнам!

Упр. 16. «Крейсерские яхты»

Выполнить сначала ускоренную ходьбу, а затем постепенно перейти на легкий бег. Во время бега руки могут занимать различные положения: вперед, назад, в стороны, вверх.

http://pandia.ru/text/80/391/images/image008_11.jpg

И вот уже Коля становился отважным капитаном Греем, плывущим на своем корабле под алыми парусами, а Ира — прекрасной Ассоль, ждущей своего прекрасного возлюбленного на берегу.

Так начинался новый день их жизни, обещающий так много интересного!

- А что интересного, мальчики и девочки, будет сегодня у вас? Что вы ожидаете от сегодняшнего дня? Чем будете заниматься?

Дети под руководством педагога переходят на ходьбу, успокаиваются и отвечают на поставленные вопросы.

Литература:

1.Ефименко Н.Н. ФГОС: от задачи – к результату. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве 3-7 лет. Методические рекомендации/ Н.Н.Ефименко.-М,:Дрофа, 2014.-288 с.

2. Ефименко Н.Н. ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игр-занятий 6-7 лет./ Н.Н.Ефименко.-М,:Дрофа, 2014.-144 с.

3.Интернет-ресурс:  https://yandex.ru/images/search?text=золотые%20формулы%20здоровья%20ефименко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "Добро пожаловать в театр"

Игра - путешествие знакомить ребят с правилами  поведения в театре. ...

Развлечение "Добро пожаловать на Кубань"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Фоторепортаж "Добро пожаловать к нам в группу"

Фотографии и описание некоторых игровых уголков подготовительной к школе группе в соответствии с темами недели....

"Добро пожаловать!"

Визитная карточка нашего детского сада...

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС....