Использование кинетического песка в работе с дошкольниками
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева Мария Павловна

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков.

У каждого есть эти воспоминания из детства.

Современные детки тоже любят возиться в песке.

Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

Использование кинетического песка в работе с дошкольниками

Подготовила: Григорьева М.П.

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Инновационное оборудование — контейнер с космическим песком

Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.

Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.

В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Совет. В ДОУ следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно соберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.

Песочница для младших дошкольников

Предметно-пространственная среда в детском саду способствует развитию ребёнка. Воспитанники младших групп (1,5–4 года) исследуют мир чувственно: первым делом трогают и ощупывают новый предмет, испытывают вещи на прочность, норовят всё попробовать на вкус.

Занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.

Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями:

  • Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.
  • Упражнения с волшебным песком расслабляют детишек. Развитие мелкой моторики рук. Игровые действия с мелкими предметами стимулируют важные рецепторы на кончиках пальцев. Поиск игрушек в песочнице, выдавливание лунок и узоров ладошками способствуют интеллектуальному развитию малышей.
  • Игры с кинетическим песком и камешками развивают мелкую моторику малышей. Формирование исследовательских умений. Под руководством наставника ребёнок узнаёт о свойствах кинетического песка: лепится, не рассыпается. Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельностью) органично переносятся в песочницу: здесь можно изучать различные формы (кубики, шары, цилиндры), животных, растения, цветы (играя в фигурки или делая куличики).

Картотека игр с кинетическим песком для детей 1,5–4 лет

  • «Знакомство с волшебным песком». Педагог показывает ребёнку или нескольким малышам контейнер с кинетическим песком. Взрослый демонстрирует, что можно делать с новым материалом (мять, надавливать, скатывать, раскатывать, лепить), дети повторяют.

  • «Готовим угощения». Дети лепят ручками пирожки, кексики, торты. Воспитанники второй младшей группы могут попробовать себя в украшении «блюд».

  • «Отпечатки на песке», При помощи фигурной скалки или кончиками пальцев дети создают различные отпечатки (рекомендуется подбирать по актуальной теме в календарном планировании).

  • «Строим башню». Руками или при помощи формочек ребёнок лепит башню как можно выше.

  • «Угадайка». Воспитатель заранее прячет в песке фигурки (тематические наборы «Животные», «Геометрические фигуры», «Птицы»). Ребёнок отыскивает игрушки и называет, что это.

Игровое занятие примечательно использованием куклы-посредника для стимулирования интереса у детей. Обратите внимание, работа с кинетическим песком организована в подгрупповой форме: по два ребёнка у двух песочниц. Младшие дошкольники только начинают коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Занятия с песком для средних и старших дошкольников

К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:

  • побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
  • поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
  • развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.

Важно! В начале занятия с детьми необходимо проговаривать технику безопасности:

  • Не брать песок в рот.
  • Играть над контейнером или клеёнкой.
  • Не кидаться песком.
  • После игры в песочнице вымыть руки с мылом.

Картотека игр и опытов с кинетическим песком

для детей 4–6 лет

  • «Фигуры». Воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок рисует её на песке и украшает отпечатками и/или мелкими деталями.

  • «Сосчитай». Ребёнок ищет и вслух считает игрушки, закопанные в песке.

  • «Составь слово». В песке спрятаны пластмассовые буквы. Задача ребёнка — отыскать их и сложить слово.

  • «Подбери слова». Развитие умения пользоваться прилагательными в речи: ребёнок достаёт из песка игрушки и называет её признак. Например: «Это машинка. Машинка красная».

  • «Чего не стало». Теперь ребёнок закапывает игрушки из набора и говорит, что пропало, тренируясь в употреблении падежных окончаний существительных. Например: «Не стало кубиков. Не стало котят».

  • Опыты на сравнение свойств сухого, влажного и кинетического песка:
  • что обладает рассыпчатостью,
  • что лучше лепится,
  • взвешивание песочных масс,
  • опыты на окрашивание песка (в т. ч. способы рисования на песке).

Как играть с песком будущему первокласснику?

Дети 6–7 лет максимально заняты подготовкой к школе. Волшебная комната с песочницей может стать местом уединения и релаксации. Ребёнок имеет свободный доступ к песку, играет или просто мнёт в руках, когда необходимо расслабиться в психоэмоциональном плане.

На занятиях с выпускниками ДОУ кинетический песок подойдёт для тренировки в письме, решении элементарных примеров.

Опыты и эксперименты переходят в русло практической значимости.

Картотека игровых упражнений с умным песком

в подготовительной группе

  • «Создание космического песка». Воспитанники под контролем педагога пробуют приготовить пластичную массу:
  • песок + крахмал,
  • сода + средство для мытья посуды,
  • кварцевый песок + мука,
  • крахмал + пена для бритья/бальзам для волос.

  • «Сравнение образцов». Дети разбиваются на пары, каждая готовит пластичную массу по одному из знакомых рецептов (как в предыдущем пункте). Затем ребята коллективно оценивают, какой кинетический песок обладает лучшими качествами.

  • «Извержение вулкана». Воспитатель заранее изготавливает макет вулкана: вокруг пластиковой бутылки налепливает кинетический песок. Для извержения в жерло вулкана насыпается 2 ложки пищевой соды, добавляется гуашь красного цвета и 1 ложка жидкого мыла. Затем вливается разведённая в воде лимонная кислота.

  • «Школа на песке». Деревянной палочкой (стекой) ребята записывают на песке знакомые слова или числа для сравнения под диктовку воспитателя.

  • «Нарезка». Дети скатывают из кинетического песка подобие продуктов: колбасу, сыр, батон хлеба. Пластиковым ножам учатся аккуратно делать нарезку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

В данной статье описан опыт работы  учителя-логопеда в использования кинетического песка....

Использование кинетического песка в работе с детьми 2-3 лет.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успок...

Практикум для педагогов ДОУ «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками».

знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности....

Использование кинетического песка в работе с младшими дошкольниками

Использование кинетического песка в условиях детского сада с детьми младшего дошкольного возраста. Подборка игрового материала и картотека игр....

Статья на тему: "Использование кинетического песка в работе с дошкольниками"

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает...

Работа по теме самообразования на 2017-2019 год "Использование кинетического песка в работе педагога-психолога"

План работы педага-психолога по теме самообразования на 207-2019 уч.годМероприятия с родителями, педагогами и детьми...

Использование кинетического песка в работе с дошкольниками

Использование кинетического песка в работе с дошкольниками...