«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики»
консультация (старшая группа)

Сальникова Юлия Петровна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

К.Д. Сухомлинский

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Во многих исследованиях физиологов, психологов, педагогов отмечается тесная взаимосвязь между психическим развитием ребёнка и состоянием его моторики.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Развитие моторики у детей происходит постепенно, начиная от элементарных двигательных реакций до формирования сложных двигательных навыков и предметных действий.

Так, недостатки развития двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, овладение учебной программой, доказано влияние физической активности на умственную деятельность и успеваемость (Н.И. Озерецкий, 1930; Н.А. Бернштейн, 1947; А.Н. Леонтьев, 1945; М.М. Кольцова, 1973).

Особая роль отводится чувствительности и подвижности пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брокка). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. 

Некоторые игры проводятся в сопровождении стихотворного текста. Взрослый сначала сам читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую родителем. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом. Можно выполнять упражнения под счет. 

Предлагаю вашему вниманию веселые пальчиковые упражнения с различными предметами:

·                   Упражнение с мячом (теннисным или массажным колючим)

 1. Покатай мяч между ладошек.

 2. Переверните руку ладошкой вниз и покатайте сверху.

 3. Катают мячик по столу правой (левой) рукой.

 4. Возьмите мяч двумя руками и сжимайте на счет 1,2,3,4, 5. Теперь возьмите мяч в правую руку и сжимайте одной рукой под счет 1-5. А теперь в левую, считаем в обратном порядке 5-1.

·                   Упражнения с резинкой для волос:

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

·                   Упражнения с карандашом(рекомендуем как дошкольникам, так и младшим школьникам между выполнением домашнего задания):

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжать сильно карандаш, как бы желая расплющить его. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Карандаш держим острием вниз!

Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. Выполняем сначала ведущей рукой, затем другой рукой. Потом можно двумя руками одновременно)

·                   Хорошее стимулирующее действие оказывают игры с «колючим массажным колечком» или игры с пластиковым мячиком «Су – джок терапия». 

 

Варианты пальчиковых игр: 

Игра «Коза»

Вытянуть указательный и средний пальцы ведущей руки. Затем другой рукой выполняем движения. Потом двумя руками одновременно. 

Игра «Корова»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее – пальцами обеих рук.

Чередование «Коза» - «Корова» 

 

 

Игра «Колечки»

Кончик большого пальца ведущей руки поочередно соприкасается с кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца этой же руки. Тоже выполняется пальцами другой руки. Затем одновременно обеими руками.

 

Игра «Пальчики здороваются»

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки.

«Игра на рояле»

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

 «Кулак – ребро - ладонь».

Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.

       Задание выполняется правой рукой.

       Задание выполняется левой рукой.

       Задание выполняется обеими руками.

Так же можно использовать упражнения: «Кулак – ребро - кулак», «Кулак – ребро - ребро». Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей рукой).

Иры со стихотворным текстом

Игра «Друзья»

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду я друзей считать:

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Будем пальчики сгибать, и опять 

Начнем считать.

Загибать по одному пальчику,

Начиная с мизинца на обеих руках.

Разгибать по одному пальчику, начиная с мизинца.

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

 

Самомассажпальцев (один палец на одну строку).

«Мамочка»

Мама, мамочка моя,

Как же я люблю тебя!

Буду я белье стирать,

Мыть посуду, вытирать,

Подметать и мыть полы – 

(Смена рук)

Вовсе не для похвалы!

Уберу свои игрушки,

Сам помою руки, ушки

И, чтоб радовалась ты,

Подарю тебе цветы!

Так же хочу отметить, что средствами развития мелкой моторики являются:

- работа с бумагой (оригами)

- игры с крупой, бусинами, камешками;

- вырезание ножницами;

- лепка из пластилина;

- рисование и раскрашивание 

- графические упражнения и штриховка (графические дорожки)

 

Список литературы:

1.   Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979

2.   Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! 5+ ИД «Литера» - М.: 2016

3.   Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4.   Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008

Руденко В.И. Домашний логопед.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_melkaya_motorika.docx44.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики»

http://baby-zone.info/wp-content/uploads/2014/10/76900201-optimizm.jpg

Подготовила : учитель – логопед

Сальникова Ю.П.

 16.04.2020

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

К.Д. Сухомлинский

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Во многих исследованиях физиологов, психологов, педагогов отмечается тесная взаимосвязь между психическим развитием ребёнка и состоянием его моторики.

Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Развитие моторики у детей происходит постепенно, начиная от элементарных двигательных реакций до формирования сложных двигательных навыков и предметных действий.

Так, недостатки развития двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, овладение учебной программой, доказано влияние физической активности на умственную деятельность и успеваемость (Н.И. Озерецкий, 1930; Н.А. Бернштейн, 1947; А.Н. Леонтьев, 1945; М.М. Кольцова, 1973).

Особая роль отводится чувствительности и подвижности пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брокка). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Некоторые игры проводятся в сопровождении стихотворного текста. Взрослый сначала сам читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую родителем. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом. Можно выполнять упражнения под счет.

Предлагаю вашему вниманию веселые пальчиковые упражнения с различными предметами:

  • Упражнение с мячом (теннисным или массажным колючим)

 1. Покатай мяч между ладошек.

 2. Переверните руку ладошкой вниз и покатайте сверху.

 3. Катают мячик по столу правой (левой) рукой.

 4. Возьмите мяч двумя руками и сжимайте на счет 1,2,3,4, 5. Теперь возьмите мяч в правую руку и сжимайте одной рукой под счет 1-5. А теперь в левую, считаем в обратном порядке 5-1.

  • Упражнения с резинкой для волос:

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

  • Упражнения с карандашом (рекомендуем как дошкольникам, так и младшим школьникам между выполнением домашнего задания):

Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжать сильно карандаш, как бы желая расплющить его. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Карандаш держим острием вниз!

Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. Выполняем сначала ведущей рукой, затем другой рукой. Потом можно двумя руками одновременно)

  • Хорошее стимулирующее действие оказывают игры с «колючим массажным колечком» или игры с пластиковым мячиком «Су – джок терапия».

Варианты пальчиковых игр:

Игра «Коза»

Вытянуть указательный и средний пальцы ведущей руки. Затем другой рукой выполняем движения. Потом двумя руками одновременно.

Игра «Корова»

Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее – пальцами обеих рук.

Чередование «Коза» - «Корова»

Игра «Колечки»

Кончик большого пальца ведущей руки поочередно соприкасается с кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца этой же руки. Тоже выполняется пальцами другой руки. Затем одновременно обеими руками.

Игра «Пальчики здороваются»

Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки.

«Игра на рояле»

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.

Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

 «Кулак – ребро - ладонь».

Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.

        Задание выполняется правой рукой.

        Задание выполняется левой рукой.

        Задание выполняется обеими руками.

Так же можно использовать упражнения: «Кулак – ребро - кулак», «Кулак – ребро - ребро». Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей рукой).

Иры со стихотворным текстом

Игра «Друзья»

Раз, два, три, четыре, пять.

Буду я друзей считать:

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Будем пальчики сгибать, и опять

Начнем считать.

Загибать по одному пальчику,

Начиная с мизинца на обеих руках.

Разгибать по одному пальчику, начиная с мизинца.

Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

Самомассаж пальцев (один палец на одну строку).

«Мамочка»

Мама, мамочка моя,

Как же я люблю тебя!

Буду я белье стирать,

Мыть посуду, вытирать,

Подметать и мыть полы –

(Смена рук)

Вовсе не для похвалы!

Уберу свои игрушки,

Сам помою руки, ушки

И, чтоб радовалась ты,

Подарю тебе цветы!

Так же хочу отметить, что средствами развития мелкой моторики являются:

- работа с бумагой (оригами)

- игры с крупой, бусинами, камешками;

- вырезание ножницами;

- лепка из пластилина;

- рисование и раскрашивание

- графические упражнения и штриховка (графические дорожки)

Список литературы:

  1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
  2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! 5+ ИД «Литера» - М.: 2016
  3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008
  5. Руденко В.И. Домашний логопед.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»

Консультация для родителей«Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»...

статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."

В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....