«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики»
консультация (старшая группа)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
К.Д. Сухомлинский
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Во многих исследованиях физиологов, психологов, педагогов отмечается тесная взаимосвязь между психическим развитием ребёнка и состоянием его моторики.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Развитие моторики у детей происходит постепенно, начиная от элементарных двигательных реакций до формирования сложных двигательных навыков и предметных действий.
Так, недостатки развития двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, овладение учебной программой, доказано влияние физической активности на умственную деятельность и успеваемость (Н.И. Озерецкий, 1930; Н.А. Бернштейн, 1947; А.Н. Леонтьев, 1945; М.М. Кольцова, 1973).
Особая роль отводится чувствительности и подвижности пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брокка). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Некоторые игры проводятся в сопровождении стихотворного текста. Взрослый сначала сам читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую родителем. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом. Можно выполнять упражнения под счет.
Предлагаю вашему вниманию веселые пальчиковые упражнения с различными предметами:
· Упражнение с мячом (теннисным или массажным колючим)
1. Покатай мяч между ладошек.
2. Переверните руку ладошкой вниз и покатайте сверху.
3. Катают мячик по столу правой (левой) рукой.
4. Возьмите мяч двумя руками и сжимайте на счет 1,2,3,4, 5. Теперь возьмите мяч в правую руку и сжимайте одной рукой под счет 1-5. А теперь в левую, считаем в обратном порядке 5-1.
· Упражнения с резинкой для волос:
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
· Упражнения с карандашом(рекомендуем как дошкольникам, так и младшим школьникам между выполнением домашнего задания):
Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжать сильно карандаш, как бы желая расплющить его. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Карандаш держим острием вниз!
Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. Выполняем сначала ведущей рукой, затем другой рукой. Потом можно двумя руками одновременно)
· Хорошее стимулирующее действие оказывают игры с «колючим массажным колечком» или игры с пластиковым мячиком «Су – джок терапия».
Варианты пальчиковых игр:
Игра «Коза»
Вытянуть указательный и средний пальцы ведущей руки. Затем другой рукой выполняем движения. Потом двумя руками одновременно.
Игра «Корова»
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее – пальцами обеих рук.
Чередование «Коза» - «Корова»
Игра «Колечки»
Кончик большого пальца ведущей руки поочередно соприкасается с кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца этой же руки. Тоже выполняется пальцами другой руки. Затем одновременно обеими руками.
Игра «Пальчики здороваются»
Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки.
«Игра на рояле»
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.
Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
«Кулак – ребро - ладонь».
Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.
Задание выполняется правой рукой.
Задание выполняется левой рукой.
Задание выполняется обеими руками.
Так же можно использовать упражнения: «Кулак – ребро - кулак», «Кулак – ребро - ребро». Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей рукой).
Иры со стихотворным текстом
Игра «Друзья»
Раз, два, три, четыре, пять. Буду я друзей считать: Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Будем пальчики сгибать, и опять Начнем считать. | Загибать по одному пальчику, Начиная с мизинца на обеих руках. Разгибать по одному пальчику, начиная с мизинца. Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. |
Самомассажпальцев (один палец на одну строку).
«Мамочка»
Мама, мамочка моя, Как же я люблю тебя! Буду я белье стирать, Мыть посуду, вытирать, Подметать и мыть полы – (Смена рук) | Вовсе не для похвалы! Уберу свои игрушки, Сам помою руки, ушки И, чтоб радовалась ты, Подарю тебе цветы! |
Так же хочу отметить, что средствами развития мелкой моторики являются:
- работа с бумагой (оригами)
- игры с крупой, бусинами, камешками;
- вырезание ножницами;
- лепка из пластилина;
- рисование и раскрашивание
- графические упражнения и штриховка (графические дорожки)
Список литературы:
1. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
2. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! 5+ ИД «Литера» - М.: 2016
3. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008
Руденко В.И. Домашний логопед.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_melkaya_motorika.docx | 44.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики»
Подготовила : учитель – логопед
Сальникова Ю.П.
16.04.2020
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
К.Д. Сухомлинский
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Во многих исследованиях физиологов, психологов, педагогов отмечается тесная взаимосвязь между психическим развитием ребёнка и состоянием его моторики.
Моторика – совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Развитие моторики у детей происходит постепенно, начиная от элементарных двигательных реакций до формирования сложных двигательных навыков и предметных действий.
Так, недостатки развития двигательной сферы могут оказать неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность, овладение учебной программой, доказано влияние физической активности на умственную деятельность и успеваемость (Н.И. Озерецкий, 1930; Н.А. Бернштейн, 1947; А.Н. Леонтьев, 1945; М.М. Кольцова, 1973).
Особая роль отводится чувствительности и подвижности пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брокка). Работами профессора М.М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Некоторые игры проводятся в сопровождении стихотворного текста. Взрослый сначала сам читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую родителем. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом. Можно выполнять упражнения под счет.
Предлагаю вашему вниманию веселые пальчиковые упражнения с различными предметами:
- Упражнение с мячом (теннисным или массажным колючим)
1. Покатай мяч между ладошек.
2. Переверните руку ладошкой вниз и покатайте сверху.
3. Катают мячик по столу правой (левой) рукой.
4. Возьмите мяч двумя руками и сжимайте на счет 1,2,3,4, 5. Теперь возьмите мяч в правую руку и сжимайте одной рукой под счет 1-5. А теперь в левую, считаем в обратном порядке 5-1.
- Упражнения с резинкой для волос:
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
- Упражнения с карандашом (рекомендуем как дошкольникам, так и младшим школьникам между выполнением домашнего задания):
Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжать сильно карандаш, как бы желая расплющить его. Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Карандаш держим острием вниз!
Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. Выполняем сначала ведущей рукой, затем другой рукой. Потом можно двумя руками одновременно)
- Хорошее стимулирующее действие оказывают игры с «колючим массажным колечком» или игры с пластиковым мячиком «Су – джок терапия».
Варианты пальчиковых игр:
Игра «Коза»
Вытянуть указательный и средний пальцы ведущей руки. Затем другой рукой выполняем движения. Потом двумя руками одновременно.
Игра «Корова»
Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее – пальцами обеих рук.
Чередование «Коза» - «Корова»
Игра «Колечки»
Кончик большого пальца ведущей руки поочередно соприкасается с кончиками указательного, среднего, безымянного и мизинца этой же руки. Тоже выполняется пальцами другой руки. Затем одновременно обеими руками.
Игра «Пальчики здороваются»
Пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами левой руки.
«Игра на рояле»
Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола.
Одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
Двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
«Кулак – ребро - ладонь».
Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя.
Задание выполняется правой рукой.
Задание выполняется левой рукой.
Задание выполняется обеими руками.
Так же можно использовать упражнения: «Кулак – ребро - кулак», «Кулак – ребро - ребро». Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей рукой).
Иры со стихотворным текстом
Игра «Друзья»
Раз, два, три, четыре, пять. Буду я друзей считать: Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. Будем пальчики сгибать, и опять Начнем считать. | Загибать по одному пальчику, Начиная с мизинца на обеих руках. Разгибать по одному пальчику, начиная с мизинца. Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. |
Самомассаж пальцев (один палец на одну строку).
«Мамочка»
Мама, мамочка моя, Как же я люблю тебя! Буду я белье стирать, Мыть посуду, вытирать, Подметать и мыть полы – (Смена рук) | Вовсе не для похвалы! Уберу свои игрушки, Сам помою руки, ушки И, чтоб радовалась ты, Подарю тебе цветы! |
Так же хочу отметить, что средствами развития мелкой моторики являются:
- работа с бумагой (оригами)
- игры с крупой, бусинами, камешками;
- вырезание ножницами;
- лепка из пластилина;
- рисование и раскрашивание
- графические упражнения и штриховка (графические дорожки)
Список литературы:
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики-развиваем речь! 5+ ИД «Литера» - М.: 2016
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол.фак./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008
- Руденко В.И. Домашний логопед.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...
Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы
В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...
«Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Формирование мелкой мотрики у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»
Консультация для родителей«Взаимосвязь развития речи с мелкой моторикой рук»...
статья "Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста."
В статье освящены вопросы развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста. Представлены некоторые комплексные методы развития мелкой моторики и речи....