Статья на тему:"Формирование культурно - гигиенических навыков у детей 3 - 4 лет"
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет
Культурно-гигиенические навыки являются важной составной части культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Для ребенка 3-4 лет важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Смотря в зеркало, ребенок не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребенок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действия человека или героя сказки. Пока она еще основана на переносе общего эмоционального отношения ребенка к человеку или персонажа: нравится – значит – «хороший», не нравится – «плохой». В 4 года у детей начинаются складывать моральные понятия «хорошо», «плохо», ребенку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до 3 лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе со взрослым, а потом – самостоятельно. В 4 года удовольствие ребенку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. «Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймет, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесет ее с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой» [3, с. 53]. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный.
Программой воспитания и обучения в детском саду у детей 3-4 лет предусматривается воспитание следующих культурно-гигиенических навыков:
– самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
– пользоваться ложкой и вилкой;
– без напоминания пользоваться салфеткой;
– самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место, пользоваться личным полотенцем;
– самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вещать одежду;
– убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. С этой целью используют игры, демонстрацию фильмов, организацию праздников. Формирование культурно-гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса. Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.
В 3-4 года ребенок может самостоятельно одеваться, раздеваться и т. д., он знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнении. Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом. В этот возрастной период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные заданий, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше – в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. Не стоит постоянно пользоваться запретами («Нельзя брызгаться водой», «нельзя садиться за стол с грязными руками» и пр.). Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего, в самостоятельной деятельности [2, с. 53].
В формировании культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей: нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время. Это способствует постепенному формированию навыков культуры поведения. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию, организованности, самостоятельности.
Для детей 3-4 лет большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, ее значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Все это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Полезно использовать игры, потешки, стихотворения. Например: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т. п.
Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. По мнению С. С. Прищепы, «воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей»: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий [5, с. 89].
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Педагог должен сообщать разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физических упражнений. Детям 3-4 лет будут интересны такие сюжеты, как «Мойдодыр» К. И. Чуковского, «Федорино горе» и пр. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми культурно-гигиенических навыков. Для этого необходимо «правильное руководство действиям детей со стороны взрослых членов семьи» [1, с. 94].
Список литературы
1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : метод. пособие / Т. Богина. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – С. 94-96
2. Доскин, В. А. Растем здоровыми : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. – М. Просвещение, 2002. – С. 52-55
3. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку / Т. Смирнова // Дошкольное образование. – 2008. – № 10. – С. 53-59
4. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет : метод. пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 43-48
5. Прищепа, С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет : метод. пособие / С. С. Прищепа. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 89-90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».
Доклад на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содерж...
Статья по теме: "Значение культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста и использование малых фольклорных жанров"
Освоение всех культурно-гигиенических навыков детьми раннего возраста. Значение словесного русского народного творчества в...
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный, игровой.Сроки реализации проекта: ...
СТАТЬЯ на тему: "Формирование культурно - гигиенических навыков"
Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных...
Статья на тему: «Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников».
laquo;Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает с...
Статья на тему: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем...