Гимнастика для глаз по системе В.Ф.Базарного
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-gimnastika_dlya_glaz.docx | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский
Гимнастика для глаз
по системе В.Ф.Базарного
Воспитатель:
Козлова Ф.Н.
2019г.
Тема обусловлена тем, что в последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста.
Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы – обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности, - но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями и способностью к восприятию и обучению. Поэтому основной задачей дошкольной ступени детства должно стать воспитание потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Известно, что физическое развитие и состояние здоровья детей дошкольного возраста находятся в прямой зависимости от напряженности и утомляемости их в процессе учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. С этой целью внедряем в процесс организованной деятельности методику В.Ф. Базарного.
Цель: Обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.
Поэтому ставим задачи, способствующие достижению цели:
- Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды организованных форм детской деятельности.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.
- Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством повышения качества методической работы и самообразования.
- Взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Восстановление, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.).
Большую тревогу специалистов вызывает рост нарушения осанки и зрения у детей дошкольного возраста. Изучив основные положения методики доктора медицинских наук профессора В. Ф. Базарного, пришли к выводу, что в детском саду возможно частичное использование элементов этой методики.
Одна из них – максимальное удаление от глаз предлагаемого материала, так называемый режим «зрительных горизонтов», т.е. зрительная рабочая дистанция. Определяется расстоянием, с которого ребенок различает буквы, цифры и любые изображения, равные по высоте 1см. Тем самым создаются предпосылки для зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф.Базарный предлагает два варианта. Первый – использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя на массажных ковриках в носочках, лежа на ковре. Применительно к условиям нашего дошкольного учреждения подходит второй вариант, когда дети могут стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку.
Для снятия зрительной утомляемости в непосредственной образовательной деятельности возможно использовать тренажеры разработанные В. Ф. Базарным:
- Плакат–схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.
- Тренажер со зрительными метками. В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища.
- Использование в работе метки на стекле, которые позволяют тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствуют профилактике близорукости. Ребёнку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле. Затем перевести взгляд на самую удалённую точку за окном и рассказать, что он там видит, при этом совершенствуется развитие речи и воображение. Для доступа детей к метке на стекле в нашей группе окна не зашториваются никогда.
- Большого эффекта можно достичь при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даются задания: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия.
Сочетание здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий В.Ф. Базарного позволит увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей, повысить работоспособность, внимательность и активность дошкольников.
В нашей группе множество тренажеров для глаз В.Ф.Базарного. Проводя занятия и в режимных моментах воспитатели используют тренажер. Работа по тренажерам должна проводится систематически. Немного фантазии, творчества и старания, и результаты не заставят себя долго ждать. Необходимо всегда помнить о достижении главной цели – сохранении здоровья детей.
Как сказал ученый Г. Демирчоглян: «Взрослые могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения.
Календарный план реализации инновационной деятельности
Содержание работы | Сроки | Прогнозируемый результат |
1. Поиск, отбор, систематизация форм организации, методов, приемов работы с детьми. | Октябрь 2018г. | Обобщение информации по технологии В.Базарного. |
2. Создание соответствующего предметно-развивающего пространства в группе. | Октябрь 2018г.—Март 2019г. | Изготовление схем зрительно– двигательных траекторий, тренажеров со зрительными метками, подбор сюжетных картинок. |
3. Консультация для родителей. 4. Памятка для родителей. | Ноябрь 2018г. | Пополнение знаний родителей об здоровьесберегающих технологиях. |
5. Внедрение элементов технологии В.Базарного. | Ноябрь 2018г.—Март 2019г. | Овладение технологией. |
6. Семейный клуб «Беречь здоровье смолоду!» Показ занятия с элементами методики В.Ф. Базарного. | Апрель 2019г. | Применение здоровьесберегающих знаний детьми на практике. |
Внедрение элементов технологии В.Базарного.
- Разработан консультационный материал для работы с родителями:
- Консультация для родителей «Организация оздоровительной работы в ДОУ (по методике В.Ф. Базарного)».
- Консультация для родителей «Берегите глаза своих детей!»
- Памятка для родителей «Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного».
- Разработан конспект для детей старшего дошкольного возраста:
- «Дает силы нам всегда витаминная еда».
- «Как беречь глаза».
- Проведены беседы об органах чувств:
- «Внутренние органы и органы чувств».
- «Глаза-наши главные помощники».
- Разработаны зрительные схемы, слайд-презентация:
- Офтальмотренажер «Часы».
- Офтальмотренажер «Мотыльки».
- Офтальмотренажер «Цветные дорожки».
- Слайд-презентация «Тренажёр Базарного В.Ф.».
- Чтение художественной литературы А. Барто «Очки».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»; разучивание комплекса упражнений для глаз; пословиц, рассматривание познавательных рисунков.
Ожидаемые результаты:
- Повысится интерес детей к осуществлению выполнения упражнений направленных на здоровьесбережение.
- Положительная тенденция в показаниях мониторинга здоровья детей.
- Практическое применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков детей в повседневной жизни.
Используемые Интернет ресурсы:
- https://infourok.ru/?doc_dwn=2213671
- http://www.shkolnie.ru/kultura/86719/index.html
- https://profhelp.net/2708901/
- http://vnekl.netnado.ru/umot/zdoroveesberegayushie-tehnologii-v-f-bazarnogo/
- http://ped-kopilka.ru/blogs/sidorovazoya55-sidorovazoya55/ispolzovanie-metodiki-v-f-bazarnogo-osnova-vospitanija-zdorovogo-doshkolnika.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов "Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного"
В буклете представлена специальная гимнастика для глаз, разработанная группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного....
планирование гимнастики для для глаз по методике Базарного В.Ф
перспективный план на год по лечебной ги мнастике для глаз, для профилактики близорукости...
Дыхательная гимнастика, разработанная по системе А.Н.Стрельниковой для детей.
Основные положения гимнастики.Картотека....
Пальчиковая гимнастика как элемент системы здоровьесбережения детей дошкольного возраста
В данном выступлении содержится материал об элементе здоровьесберегающей технологии - пальчиковой гимнастике....
Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного (памятка для родителей и педагогов)
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для ...
Схемы. Гимнастика для глаз по системе В.Ф.Базарного
Схемы. Гимнастика для глаз по системе В.Ф.Базарного...
Буклет "Гимнастика для глаз по системе В.Ф. Базарного"
По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом а...