Организация двигательной активности на основе двигательных сказок или рассказов
методическая разработка

Стенина Кристина Николаевна

Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.

Задачи:

• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.

• Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.

• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.

• Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.

• Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.

• Воспитывать интерес к миру сказок.

Знакомство детей с двигательными сказками началось с мини-сказок, которые можно легко показать с помощью движений. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать.

На следующем этапе необходимо предложить детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.

Готовые двигательные сказки могут использоваться при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях:

• в водной части физкультурного занятия или спортивного развлечения;

• как общеразвивающие упражнения на фитболе или без оборудования;

• в подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах;

• в заключительной части физкультурного занятия или спортивного развлечения (элементы стрейчинга, релаксации);

• в коррекционной работе по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушения речи;

• в свободной и совместной деятельности детей в группе

• в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.

В своих занятиях я использую следующие элементы двигательной сказки:

  • для привлечения внимания и усиления интереса детей НОД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняеется («Курочка Ряба»«В гостях у сказки»«В гостях у Доктора Айболита»«В стране воздушных шариков»«Матрешка в гости к нам пришла и подружек привела»«Конь ретивый с длинной гривой» и др.)
  • на физкультурное развлечение или НОД приходит игрушка или сказочный персонаж (Чебурашка, Колобок, Матрешка, Казак и казачка, Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;
  • в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения (освоение профессии пожарного и тушение пожара мешочками с песком);
  • с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, колокольчиком, колпачками, тканью, шапочками-масками и т. д.
  • выполняя упражнения на расслабление, мы отправляемся с детьми в сказочный мир фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в маленьких рыбок или феечек, бабочек или снежинок. Прекрасным завершением сказки становится прохождение через сказочный водопад (сухой душ из разноцветных ленточек, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.

Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям «мнемотаблицы» движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.

Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились

Вся работа по развитию двигательноготворчества проходит в следующей последовательности:

• знакомство с содержанием сказки;

• определяется количество персонажей, их характеристики;

• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;

• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;

• проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;

• выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках («Репка», Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Три поросенка, Кошкин дом)

Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой. Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»

Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня

Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....

Рациональная организация двигательной активности

Консультация на тему: «Рациональная организация двигательной активности»            Рекомендации ведущего физиолога Ю.Ф.Змановского....

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...