Организация двигательной активности на основе двигательных сказок или рассказов
методическая разработка
Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развитие двигательных способностей дошкольников с помощью двигательных сказок.
Задачи:
• Содействовать освоению детьми двигательных действий, направленных на формирование оптимального двигательного режима жизнедеятельности.
• Развивать представления детей о собственном теле, ориентацию в системе моральных норм и правил поведения с помощью вхождения в образ сказочных героев.
• Формировать коммуникативные умения в процессе участия в двигательных сказках.
• Развивать интерес к содержанию сказки и желание участвовать в ее обыгрывании.
• Развивать способность проявлять творческий потенциал в процессе разыгрывания сказочных сюжетов.
• Воспитывать интерес к миру сказок.
Знакомство детей с двигательными сказками началось с мини-сказок, которые можно легко показать с помощью движений. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заинтересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать, но и показывать.
На следующем этапе необходимо предложить детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.
Готовые двигательные сказки могут использоваться при любой форме организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях:
• в водной части физкультурного занятия или спортивного развлечения;
• как общеразвивающие упражнения на фитболе или без оборудования;
• в подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах;
• в заключительной части физкультурного занятия или спортивного развлечения (элементы стрейчинга, релаксации);
• в коррекционной работе по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нарушения речи;
• в свободной и совместной деятельности детей в группе
• в качестве «бодрящей» гимнастики в утренние часы.
В своих занятиях я использую следующие элементы двигательной сказки:
- для привлечения внимания и усиления интереса детей НОД объединяется единым сказочным сюжетом, при этом структура игр-занятий по физической культуре сохраняеется («Курочка Ряба», «В гостях у сказки», «В гостях у Доктора Айболита», «В стране воздушных шариков», «Матрешка в гости к нам пришла и подружек привела», «Конь ретивый с длинной гривой» и др.)
- на физкультурное развлечение или НОД приходит игрушка или сказочный персонаж (Чебурашка, Колобок, Матрешка, Казак и казачка, Доктор Айболит и др.). Их участие в сюжете и подвижных играх поднимает эмоциональный настрой детей;
- в сказке детям, как правило, приходится преодолевать препятствия, в которых дети закрепляют умения выполнять основные движения (освоение профессии пожарного и тушение пожара мешочками с песком);
- с большим интересом дети выполняют действия с различными атрибутами и нестандартным оборудованием: мячами, колокольчиком, колпачками, тканью, шапочками-масками и т. д.
- выполняя упражнения на расслабление, мы отправляемся с детьми в сказочный мир фантазий. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в маленьких рыбок или феечек, бабочек или снежинок. Прекрасным завершением сказки становится прохождение через сказочный водопад (сухой душ из разноцветных ленточек, который дарит детям силы, здоровье и хорошее настроение.
Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям «мнемотаблицы» движений. С их помощью дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями.
Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем практически все ребята этому научились
Вся работа по развитию двигательноготворчества проходит в следующей последовательности:
• знакомство с содержанием сказки;
• определяется количество персонажей, их характеристики;
• придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соответствии с характерами героев;
• соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражнений по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
• проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов;
• выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совместных спортивных физкультминутках («Репка», Теремок, Колобок, Курочка Ряба, Три поросенка, Кошкин дом)
Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание заниматься физической культурой. Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной сказочной жизнью»
Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных упражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня
Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....
Рациональная организация двигательной активности
Консультация на тему: «Рациональная организация двигательной активности» Рекомендации ведущего физиолога Ю.Ф.Змановского....
«Формы организации двигательной активности детей»
Консультация для воспитателей...
семинар "Организация эффективной работы по организации двигательной активности дошкольников"
для педагогов ДОУ...
Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".
Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....
"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"
консультация для воспитателей по образовательной области "Физическое развитие"...