Организация двигательной активности дошкольника
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Организация двигательной активности дошкольника.
Движение это жизнь, а жизнь – всегда движение.
Одна из важнейших задач физического воспитания дошкольника – это укрепление их здоровья, снижение заболеваемости. А это возможно только с помощью развития двигательной активности ребёнка.
Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма ребёнка. Ведь в процессе двигательной активности создаются благоприятные условия для развития всех органов и систем в период формирования организма ребёнка. Потребность в движении свойственна ребёнку, необходимо только всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых успехов при овладении каким либо из них, например – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом, поэтому вся организация физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, досугов, спортивных праздников, должна стимулировать стремление активно двигаться. Все дети в основном физически развиты, но у каждого ребёнка свой уровень подвижности. Условно детей можно подразделяются на три группы – это; 1. дети с нормальной двигательной активностью, им присуща деятельность, насыщенная разнообразными играми, движениями.
2. дети с менее активной деятельностью, они затрудняются в выборе игр, предпочитают играть больше в спокойные игры, сюжетно- ролевые и настольные.
3. малоподвижные дети.
Поэтому воспитателю необходимо в первую очередь проанализировать двигательную активность детей и поставить перед собой задачи:
1. Создать условия для повышения двигательной активности.
2. Расширять и обогащать двигательный опыт ребёнка.
3. Воспитывать двигательные качества – ловкость, быстроту и т. д.
Для воспитания этого в первую очередь необходимы пособия – т. е. создание физкультурных уголков. Всё должно быть доступно детям, как в группах, так и на участке.
Работа по развитию двигательной активности проводится в течение всего дня. Утром, принимая детей и привлекая их к спортивным упражнениям и развлечениям необходимо учитывать их состояние. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определённые упражнения, движения. А те, - которые встают поздно, приходят вялые, сонные, их нужно вовлекать постепенно, используя игровые приёмы, например:
« Пройди по мостику», «Перепрыгни через ручеёк», «Не задень колокольчик» и обязательно нужно похвалить ребёнка, подбодрить, нацелить на выполнение упражнения. Утром в основном нужно проводить более спокойные игры, упражнения, например: «Прокати мяч в ворота». «Кольцебросс», «Выложи широкую, узкую дорожку и пройди по ней», - чтобы дети перед специально организованной деятельностью не возбуждались, т.к. это снижает их возможности в овладении знаниями, это нужно учитывать и вечером, т.к. после сна через 2-3 часа работоспособность ребёнка снижается, поэтому широкие возможности для физического развития детей – прогулка. Особенно велико значение подвижных игр. Одни и те же проводятся много раз, а чтобы не пропал интерес к ним, необходимо придумывать новые варианты, например: игра «Ловишка», проводится как «Ловишка с лентой», «Ловишка через снежный вал», «Ловишка со снежком», или дети, убегая от ловишки, встают в цветные круги, где водящий не может их отметить. Чтобы принимали участие в игре и малоактивные дети, их необходимо нацелить на игру, сказать что будут играть все дети, предложить им роль ведущего, заинтересовать атрибутами к игре, предложить понаблюдать за другими детьми и оценить выполнение упражнения. На прогулке необходимо менять виды движений - одни катаются на санках, другие скользят по ледяной дорожке и наоборот. Необходимо создавать интерес, используя игровые моменты, например: - съезжая с горки - достань до флажка; попади в цель мячом – здесь каждый ребёнок действует. Так же необходимо разнообразить выполнение движений, например: присесть во время скольжения; или один скользит, приседая, другой везёт в игре «Ледяные упряжки». Для развития движений необходимо использовать естественные препятствия, например: перепрыгни через валики, поднимись на горку и сбеги с неё. Как можно чаще проводить игры на соревнование «Кто быстрее добежит до флажка», «Заячьи прыжки», при этом объединять более активных детей со слабыми, меняя им задания. Очень интересные игры – эстафеты, т. к. они намного сложнее, чем соревнования, но вначале необходимо включать два вида движений, например: ходьба по дорожке с перешагиванием через кубики и метание в цель. В одну колонну с более сильными, энергичными включать малоактивных – в результате двигательная активность всех детей повышается. Можно проговаривать выполняемое задание по ходу, чтобы ребёнок лучше осознал его и нельзя забывать о том, что только поощрение, поддержка помогают преодолеть трудности, развивают уверенность в своих силах. Один раз в неделю необходимо планировать пешие прогулки по территории детского сада – продолжительность 15 минут в один конец, отдых 5 – 10 минут. Один раз в месяц проводится физкультурный досуг, длительностью до 20 минут. Их содержание составляют знакомые детям физические упражнения, игры с элементами соревнования, игры – забавы.
Досуги позволяют педагогу, не снижая общего эмоционального состояния стимулировать активность каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей, дифференцированно подходить к оценке результатов его действий, не разочаровывать излишками замечаний критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им и другими детьми движений, радоваться успехам другого. Физкультурные досуги при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействий на личность ребёнка.
При проведении развлечений все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом дети ведут себя непосредственно, и эта раскованность помогает им двигаться без особого напряжения. Воспитатель использует те двигательные умения и навыки, которыми дети прочно овладели, а дети должны проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в выполнении движений.
Физкультурные досуги должны по возможности сопровождаться музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувств прекрасного, закрепляет умение двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивать музыкальный слух, память (приложение 1).
Досуги не требуют специальной подготовки детей. Они строятся на знакомом материале, а если используется новый, то он не должен вызывать у детей затруднений. Досуги проводятся как с одой группой детей, так и с несколькими, одного возраста.
Активное участие воспитателя - он подаёт команды к началу или окончанию игры, является главным судьёй и т. д.
Атрибутика создаёт определённое настроение у детей: эмблемы, вымпелы, табло, медали.
Досуги можно проводить по пяти вариантам, (приложение 2).
Для того чтобы развивать двигательную активность детей, необходимо использовать не только практические знания и умения, но и развивать познавательную активность детей, используя чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций о спорте,
как можно чаще беседовать с детьми о спорте, предлагать им наблюдать за другими детьми, рассматривать иллюстрации о спортсменах, смотреть по телевизору программы о спорте – всё это повышает желание детей стать такими же ловкими, сильными, повышает их интерес к движению.
Необходимо проводить по данному вопросу и работу с родителями, т. к. дети в семье чаще смотрят телевизор, или гуляют одни, не занимаются утренней гимнастикой, не соблюдают режим дня, поэтому можно предложить для родителей консультацию на тему: «Спортивные игры и упражнения для детей», «О прогулках», «роль движения в развитии детского организма».
Можно предложить просмотреть гимнастику, занятие, где родители смогли бы увидеть технику выполнения упражнений.
В общем, только творческая работа воспитателя в совместной работой с родителями помогут нам добиться результатов по развитию двигательной активности детей.
Приложение 1
Музыкально - физкультурное развлечение в
1-й младшей группе
Тема:
«Кот мурлыка весельчак пригласил к себе ребят»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: развивать двигательную активность детей.
Задачи:
Формировать умение детей выполнять движения в соответствии со звучащей музыкой.
Формировать умение детей различать музыку по характеру.
Закреплять умение подбирать кубики по величине: большой - маленький
Развивать речь детей.
Дать возможность детям реализовать потребность в движении.
Создать условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Поднимать настроение и общий тонус.
Материал: Кот - игрушка, кубики, кирпичики, платок, массажные коврики, «следовые дорожки».
Содержание:
Играет спокойная музыка.
Дети входят в физкультурный зал. На скамье лежат пластмассовые кубики. Малыши берут кубики и танцуют с ними под музыку, одновременно ударяя кубиком о кубик (своеобразный шумовой оркестр).
По физкультурному залу разложены разнообразные массажные коврики, верёвки, «следовые дорожки», создавая полосу препятствий. В конце зала на коврике сидит Кот (мягкая игрушка).
Педагог: Теперь положите кубики на место и посмотрите на тот конец зала, нас ждёт Кот. Пойдем, поздороваемся с ним, - дети идут по массажным коврикам по ребристой доске, следовым дорожкам.
Малыши, пройдя всю полосу препятствий (под весёлую музыку), подходят к месту, где сидит игрушка-кот. Педагог берёт на руки игрушку, здоровается лапкой кота с каждым ребёнком.
Педагог: Котик жалуется мне, что ему очень неудобно сидеть на полу. Давайте построим для него из кубиков диванчик. (Дети строят из кубиков диванчик).
Кот (педагог): Спасибо детки! Такой диван очень удобный, на нем и лежать хорошо, и мурлыкать приятно.
Педагог: Давайте споём котику колыбельную песенку на кошачьем языке. (Дети поют под колыбельную мелодию «Мяу-мяу».)
Кот засыпает, его укрывают платком.
Педагог: Как хорошо спит наш Котик, давайте, и мы с вами отдохнем, поспим. (Присаживаются на корточки, складывают ладошки под щеки, закрывают глаза.) Звучит колыбельная мелодия.
Музыка меняется на весёлую, дети «просыпаются» встают во весь рост. Кот спит.
Педагог: Как сладко спит наш котик, на вашем диванчике. Но мы уже все отдохнули, и котик- соня отдохнул, давайте разбудим его.
Дети хлопают – Кот не просыпается.
Топают - опять не просыпается.
Топают и хлопают одновременно-просыпается.
Кот так сладко я спал… Но хорошо, что вы меня разбудили. Надо умыться после сна. А вы умеете умываться? Повторяйте за мной!
Дети умываются по-кошачьи, моют;
-Щеки.
-Глаза.
-Уши.
-Шею.
-Животик.
-Ножки.
-Ручки.
- Хвостик… (выясняют, что у них нет хвостика).
Кот: Вы такие же чистые, как и я. Но настоящие коты умываются язычком. У вас есть язычок? Покажите. (Дети показывают язык высовывая его как можно дальше.)
Кот: Как вы мяукали, я слышал. А как мыши пищат, знаете? ( Дети; пи-пи-пи.) Как они бегут? (Показывают)
Кот: Раз вы все знаете, мы можем поиграть в мою любимую игру «Я и мыши».
Кот ловит «мышек» (2-3 раза.) Никого не может поймать.
Педагог: Не лови ты нас, Кот! Давайте лучше станцуем вместе. Звучит веселая плясовая, дети и кот танцуют.
Педагог: Дети, давайте попрощаемся с нашим новым другом Котом. Приходи в гости, Котик, милости просим!
Дети прощаются и уходят.
Приложение 2
Варианты проведения спортивных досугов
1 – й. Вариант
Строится на знакомых играх и упражнениях.
Содержание:
1.Общая игра средней подвижности, которая даёт первый эмоциональный настрой (повтор 2 – 3 раза).
2. Двигательные задания – аттракционы их должно быть не более трёх, (повтор 3 – 4 раза) чтобы участвовали попеременно все дети.
Двигательные задания дают возможность одним детям проявить свои навыки и умения, другим – выразить эмоции в качестве болельщиков,
3.Игра с элементами соревнования или игра большой подвижности – все дети принимают участие.
4. Игра малой подвижности.
Тематика игр, аттракционов.
1. Часть.
1. Сделай Фигуру
2.Один, два, три.
3. Самолеты.
4. Чей отряд быстрее соберётся.
5. Запрещенное движение.
6. Светофор.
7. Цветные автомобили.
8. Найти себе пару (по цвету, по форме)
9. Лягушка, аист и бабочка.
10. Найди своё место.
11. Кто быстрее к флажку.
12. Кто быстрее займет стул.
13. Догони мяч.
2. Часть
1. Кто больше унесёт воздушных шаров.
2. Кто быстрее перенесёт воздушный шары на подносе.
3. Кто быстрее выдернет скакалку.
4. Бег в бочках
5. Кто быстрее пролезет в мешок.
6. Кто быстрее соберёт кеглей с завязанными глазами.
7. Кто больше соберёт картошки ложкой.
8. Кто быстрее перейдёт болото.
9. Кто быстрее перенесёт предметы.
10. Займи свой стул.
11. Прилепи нос.
12. Кто быстрее доползёт до бубна.
13. У кого дольше прокрутится обруч.
14. Весёлые футболисты.
15. Кто быстрее завяжет платок.
16. Кто быстрее соберёт пирамидку.
17. Кто быстрее построит дом.
18. Кто быстрее завяжет бант.
19. Чья стрела улетит дальше.
20. Меткие стрелки.
21.Кто быстрее через обруч к флажку.
22. Пингвин - ходьба с зажатым между ног мячом.
23. У кого дольше прокрутится волчок.
24. Кто быстрее смотает верёвку в клубок.
25. Кто быстрее намотает шнур до середины гегли.
26. Чья машина быстрей проедет.
27. Кольцебросс.
28. Бильбоке.
29. Выбей мяч.
3. Часть.
1. Наседка и цыплята.
2. Ловишка с мячом.
3. Ловишка бери ленту.
4. Ловишка не оставайся на полу.
5. Ловля в парах.
6. Мы весёлые ребята.
7. Переезд на новую квартиру.
Большое место занимают игры - эстафеты, например:
!. Ходьба, бег с препятствиями и прокатывание мяча по гимнастической скамейке.
2.Ведение мяча между предметами и прыжки из обруча в обруч.
3. Прыжки через короткую скакалку с различными заданиями.
4. Игры – эстафеты с перелезанием
Можно в одну игру включить несколько вариантов с разными предметами и наоборот: разные варианты с одними и теми же предметами.
Например:
1. Вырасти и собери урожай.
2. Передай флажок (бег по кругу).
3. Передал – садись.
4. Передача мяча.
5. Кто быстрее объедет кегли.
В конце досуга проводятся игры малой подвижности, например:
1. Найди где спрятано.
2. Найди и промолчи.
3. Пограничник.
4. Чей отряд пройдёт тише.
5. Узнай по голосу.
6. Колпачок и палочка.
7. Принеси что тебе понравилось.
2 - й. Вариант
Он строится на элементах одной из спортивных игр: баскетбол, бадминтон, теннис, хоккей, футбол.
Этот вариант используется лишь в том случае, если все дети хорошо усвоили элементы данной игры на занятии и в свободной деятельности.
Для проведения этого досуга предусматривается деление детей на две равные по силам команды. В каждом виде подсчитываются очки и вывешиваются на табло. Промах в движении снимает очко. Например: спортивная игра « баскетбол». Первый этап соревнований -
отбивание мяча, продвигаясь вперёд между булавами, не сбивая их, сбитая булава – очко, и подводится итог на табло.
Второй этап – бросок и ловля мяча ---потерянный мяч – очко, результат на табло.
Третий этап – бросок мяча в корзину. Дети одновременно, по одному игроку бросают мяч в свою корзину – очко попавший мяч.
Каждый этап можно повторить дважды, предлагая выполнять движения в более быстром темпе, с бегом, прыжками.
Итог подводится с учётом психологических особенности детей – для одних проигрыш стимул, цель, для других – упадок.
3 – й. Вариант.
Лучше проводить на участке, в летнее время или ранней осенью.
Строится на упражнениях, в беге, прыжках, метании, езде на велосипеде, прыжках через короткую скакалку. Это своеобразный зачёт по овладению детьми навыков и умений.
В команду включаются дети, только хорошо усвоившие движения.
Досуг организуется как с одной группе, так и между двумя группами.
Например: езда на велосипеде.
Езда по прямой на скорость.
Езда между начерченными на земле линиями.
Объехать змейкой лежащие на земле плоские предметы.
проехать по восьмёрке нарисованной на земле.
Число участников три - четыре человека. При подведении итогов победители выявляются не только в командном. но и личном зачёт.
4 –й. Вариант.
«Весёлые старты.»
Этот вариант строится в основном на играх – эстафетах.
Пособия подбираются такие, с которыми дети встречались на физкультурных занятиях или в повседневной жизни, и хорошо усвоили их. В одной игре – эстафете не должно быть боле трёх этапов. Если досуг проводится с одной группой, то и тогда воспитатель делит детей на подгруппы, и каждая подгруппа принимает участи в одной из эстафет. Нельзя давать несколько игр – эстафет подряд, так как они очень возбуждают и утомляют детей. Между играми – эстафетами нужно включать задания, которые бы снизили нагрузку детей. но сохранили эмоциональный настрой. Например:
Какая команда перечислит больше считалок, игровых зачинок, загадок.
Какая команда сделает из бумаги стрелу или любую другую поделку. Участники получают по листу бумаги и по сигналу начинают делать стрелу. После того, как стрелы будут сделаны, предлагается запустить их « чья стрела улетит дальше».
Чья быстрее построит дом. Первый этап – полоса препятствий: натягивают два три шнура на высоте тридцать, сорок сантиметров, которые детям надо преодолеть, подлезая и перелезая через них Второй этап – добежать до стола возле которого стоит ящик с кубиками. Взять кубик, поставить его на стол, каждый последующий ребёнок кладёт кубик так, чтобы получился дом. Третий этап – ребёнок бегом возвращается к своей команде и касается тог рукой, кто стоит первый.
5 й. Вариант.
Музыкальный досуг.
Этот вариант проводится под музыку. Дети соревнуются в качестве выполнения движений под музыку с предметами (мячом, обручем, лентой, скакалкой). Это развивает у детей творчество, инициативы, воображение.
Планируя такой досуг воспитатель учитывает индивидуальные особенности детей группы. Например:
Общая игра. Чей отряд быстрее соберётся – дети строятся в три – четыре круга. В центре – ребёнок с мячом. В такт музыки бросает мяч по очереди детям, затем дети поскоками разбегаются по залу и с окончанием музыки быстро находят своё место в кругу повторяют три – четыре раза
Слушание музыку и придумывание под неё какие либо движения, (оценивается характер движения и красота выполнения.
Выполнение движений с предметами – под музыку.
В такой досуг включаются упражнения, разученные с детьми на утренней гимнастике, выполняя их под музыку по команде, дети делают их боле чётко и красиво.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной активности дошкольников в режиме дня
Представлена статья, касаемая организации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня в соответствии с ФГТ....
Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».
Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Консультация для педагогов во второй младшей группе...
семинар "Организация эффективной работы по организации двигательной активности дошкольников"
для педагогов ДОУ...
«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"
Важным направлением в формировании у детей интереса к двигательной активности является правильно организованная двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...
Организация двигательной активности дошкольника в режиме дня
Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенап...
Доклад на МО "Организация двигательной активности дошкольников"
Движение это жизнь, а жизнь – всегда движение....
Комментарии
Организация двигательной активности дошкольника
спасибо