На пути к здоровью. Программа педагога - психолога с педагогами ДОУ
рабочая программа

Тютикова Жанна Александровна

Данная программа педагога - психолога раскрывает понятие и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов (СЭВ). Она нацелена на оказание психологической помощи педагогам ДОУ в снятии напряжений в рамках их профессиональной деятельности, в обучении способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний) и в развитии коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_zdorovyu.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

На пути к здоровью

Программа педагога - психолога по работе с педагогами ДОУ

Юрга

2020

Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                    3

2. Содержание программы                                                                  6

3. Тематический план работы на 2019-2020 учебный год                 7

4. Список литературы                                                                           9

Приложение                                                                                          10

1. Пояснительная записка

Настоящая программа построена в соответствии с требованиями рекомендаций Министерства образования к обязательной документации педагога – психолога.

Содержание работы определилось:

- приоритетным направлениям в системе образования - современными требованиями к личности педагога;

- одним из направлений работы учреждения – оптимизация социальной ситуации развития, в которой находится ребенок.

В основу программы положены авторские программы и разработки:

  • Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психологического здоровья педагогов. («Школьный психолог» № 13 2005 г.)
  • Языкова Н.И. Технология повышения психологической компетентности педагогов в условиях гуманизации образования. («Классный руководитель» № 5 2000 г.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения

психического здоровья педагогов в системе образования стала особенно острой. В связи с реализацией ФГОС ДО повысились требования и к личности педагога дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), его роли в образовательной деятельности. От педагога ДОУ сегодня  требуются: высокий уровень профессионализма, творческое отношение к работе, владение современными педагогическими технологиями, коммуникативными выразительными средствами общения, другое.

Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

Практика дошкольных образовательных учреждений обозначила проблему профессиональной дезадаптации, как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка;
  • Отсутствие четкой связи между процессами воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • Жесткие временные рамки деятельности (режимные моменты), ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;
  • Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • Организационные методы педагогической деятельности: нагрузка, графики работы, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда;
  • Отсутствие эффективных навыков коммуникации и умений выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями и администрацией.

Таким образом, эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении педагогом ДОУ своей деятельности, так как приводит к его эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой. А за этим следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование на происходящие ситуации.

В связи с этим, принципами, на которых стоилась данная программа, явились:

  • Гуманистический подход
  • Последовательность и системность в работе
  • Партнерство
  • Сотрудничество
  • Включение в работу всех аспектов личности: рационального, эмоционального и поведенческого.

Необходимость реализации данной программы в работе

с педагогическим коллективом обусловлена актуальностью сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.

В соответствии с этим, целью программы является: оказание психологической помощи педагогам в снятии напряжений в рамках их профессиональной деятельности, в обучении способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний) и в развитии коммуникативных навыков.

В ходе ее достижения, решаются задачи:

1) Изучить актуальное психоэмоциональное состояние и особенности профессиональной компетентности у педагогов и коллектива в целом.

2) Обеспечить психопрофилактику эмоционального выгорания педагогов в их профессиональной деятельности.

3) Совершенствовать навыки саморегуляции психоэмоциональных состояний и эффективного взаимодействия с коллегами, воспитанниками и их родителями.

4) Способствовать развитию самосознания и самосовершенствования педагогов.

5) Нацелить педагогический коллектив на формирование единства в профессиональных взглядах и ценностях, умений работать в команде.

В ходе реализации программы предполагаются следующие результаты: 

  • улучшение психологического климата в коллективе;
  • снижение ситуативной и личной тревожности педагогов;
  • совершенствование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повышение интереса к самопознанию и самосовершенствованию, выработка педагогами своего индивидуального профессионального стиля.

Программа представляет собою проведение психодиагностики с элементами самодиагностики, цикл групповых коррекционно-развивающих занятий и/или цикл лекций – консультаций для педагогов согласно текущему тематическому плану работы, составляющемуся ежегодно. Групповые занятия проводятся ежемесячно в течение года с двумя подгруппами воспитателей детского сада. Продолжительность одного занятия: 1 час - 1 час 30 минут.

Эффективность проведенной работы будет определяться анализом результатов психологического обследования педагогов в процессе и по окончанию работы.

2. Содержание программы

Содержание данной программы представлено групповыми занятиями с педагогами. В каждое из которых включены психологические игры и упражнения, позволяющие:

- снять психоэмоциональное напряжение

- расширить представления о способах и методах сохранения психического здоровья

- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний, коммуникативного взаимодействия

- активизировать процесс самопознания

- осознать свою индивидуальность и ее проявление в своей педагогической деятельности

- способствовать развитию самоанализа, эмпатии, рефлексии

- активизировать поиск для более эффективной работы

- выработать внутреннюю позицию по отношению к воспитанникам, своей профессиональной деятельности

- формировать единство в профессиональных взглядах и ценностях, умения работать в команде.

3. Тематический план работы на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Форма, название

работы

Цель проведения

1.

1.1. Информационная справка по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

1.2. Диагностика с элементами самодиагностики по методике «Проверь себя».

Информирование о профессиональном выгорании, его стадиях, симптомах.

Расширение представлений об эмоциональном выгорании.

Рекомендации по использованию различных способов саморегуляции.

Выявление степени профессионального выгорания педагогов в целом и каждого индивидуально

2.

Групповое занятие с элементами тренинга по теме: «От самопознания к самопринятию».

Создание условий для:

-снятия психоэмоционального напряжения;

- активизации процесса самопознания в спонтанном самовыражении и раскрепощении;

- расширения диапазона творческих способностей;

-формирования доброжелательной атмосферы принятия каждого в группе

3.

Групповое занятие с элементами тренинга по теме: «От самопознания к самооткрытию».

Создание условий для:

-снятия психоэмоционального напряжения;

- активизации процесса самопознания в умении прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, желаниям, сопоставлять их с реальной действительностью;

- развития самоанализа и рефлексии;

-формирование доверительных взаимоотношений в группе

4.

Групповое занятие с элементами тренинга по теме: «От самопознания к самосовершенствованию».

Создание условий для:

-расширение представлений о способах и методах сохранения психического здоровья;

- формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, коммуникативного взаимодействия

5.

Групповое занятие с элементами тренинга по теме: «Самосовершенствование».

Создание условий для:

- осознания своей индивидуальности и ее проявлении в своей педагогической деятельности;

 - обращения своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;

 - поиск резервов для более эффективной работы;

 - выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом

6.

Диагностика с элементами самодиагностики по методике «Психологический портрет педагога».

Определение индивидуальных и общих особенностей профессиональной деятельности по критериям:

-приоритетные ценности;

- психоэмоциональное состояние;

- самооценка;

-стиль профессиональной деятельности;

- уровень субъективного контроля

4. Список литературы

  1. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов // Сибирский психологический журнал [Текст]. - 2009. - №31.
  2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель [Текст], 2009. – 218 с.: ил.
  3. Зеленова И.В. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психологического здоровья педагогов //Школьный психолог [Текст]. № 13, 2005.
  4. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования [Текст]. - 2015. - № 4.
  5. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога // Психологическая наука или образование [Текст]. - 2008. - № 2.
  6. Психологическая компетентность педагога: тренинговые занятия для повышения успешности педагогического общения: Учебно-методическое пособие / авт.-сост. И.С. Арон. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» [Текст], 2012. – 132 с.
  7. Языкова Н.И. Технология повышения психологической компетентности педагогов в условиях гуманизации образования. («Классный руководитель») [Текст].  № 5 2000 г.

Интернет ресурсы:

1. https://pandia.ru/text/80/098/29320.php

2. https://www.sites.google.com/site/liniapomosi/home

Приложение

Содержание занятий по программе «На пути к здоровью»

на 2019-2020 учебный год

  1. Занятие

1.1. Информационная справка по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

1.2. Диагностика с элементами самодиагностики по методике «Проверь себя».

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Проинформировать о профессиональном выгорании, его стадиях, симптомах.

2. Расширить представления об эмоциональном выгорании.

3. Выявление степени профессионального выгорания.

4. Предложить рекомендации по использованию различных способов саморегуляции.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, аудиозапись со спокойной музыкой, бумага, ручки, бланки, памятки с рекомендациями.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

2.Вводная беседа 

Участникам группы сообщаются цели и задачи предстоящей групповой работы, правила группового взаимодействия, предлагается поделиться своими ожиданиями.

3. Работа по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».

(Методическая копилка//Школьный психолог, 2006 №16).

3.1. Представление о профессиональном выгорании.

3.2. Внешние и внутренние условия профессионального выгорания.

4. Диагностика с элементами самодиагностики по методике «Проверь себя».

5. Профилактика профессионального выгорания. Звучит спокойная музыка.

5.1. Банк способов саморегуляции (практическая отработка).

I.Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

— Сядьте удобно, если есть возможность — закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;

— сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из трех фаз: «напрячь—прочувствовать—расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

— лица (лоб, веки, губы, зубы);

— затылка, плеч;

— грудной клетки;

— бедер и живота;

— кистей рук;

— нижней части ног.

Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

5.2. Памятка «Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания?» (раздаточный материал для каждого участника)

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

5. Рефлексия занятие

6. Прощание

  1. Занятие

Тема: «От самопознания к самопринятию».

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, активизации процесса самопознания.

Задачи:

1. Снять психоэмоциональное напряжение.

2. Активизировать процесс самопознания в спонтанном самовыражении и раскрепощении.

3. Способствовать расширению диапазона творческих способностей.

4. Формировать доброжелательную атмосферу принятия каждого в группе.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, аудиозапись со спокойной музыкой, маленькая мягкая игрушка, шаблоны, карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

2. Сообщение  общих результатов диагностики, во время которого каждый педагог отслеживает свои собственные результаты обследования.

Делается вывод о необходимости и целесообразности работы педагогического коллектива по программе «На пути к здоровью».

3. Упражнение «Вижу, слышу, чувствую».

Участникам по кругу предлагается поделиться тем, что они слышат, видят, чувствуют; сообщить о том, что было для них наиболее легким, трудным.

Делается вывод о том, что восприятие внешнего мира происходит гораздо легче, чем понимание сигналов собственного тела, переживаний, чувств.

4. Упражнение «Работа с именем».

Участникам предлагаются шаблоны «Герб имени». На них необходимо написать приятную для себя форму своего имени, характерное для нее определение, цвет, запах, вкус, ощущение. Звучит спокойная музыка.

После выполнения задания все участники делятся своими переживаниями, мыслями и ощущениями.

Подчеркивается мысль о том, какое важное значение для человека имеет (не)принятие своего имени. Предоставляется возможность обратится к собственным внутренним переживаниям, размышлениям о том, над чем в обычной жизни не приходится задумываться. Акцентирование внимания участников группы на положительной стороне их жизни, поиск внутреннего потенциала.

5. Упражнение «Звуковая гимнастика».

Участникам группы сообщается о правилах применения звуковой гимнастики: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делается глубокий вдох носом, на выдохе громко и энергично произносится звук (см. Приложение).

6. Рефлексия занятия

7. Прощание

  1. Занятие

Тема: «От самопознания к самооткрытию».

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, совершенствования навыков эмпатии и рефлексии.

Задачи:

1. Снять психоэмоциональное напряжение.

2. Активизировать процесс самопознания в умении прислушиваться к своим чувствам, ощущениям, желаниям, сопоставлять их с реальной действительностью.

3. Способствовать развитию самоанализа и рефлексии.

4. Формировать доверительные взаимоотношения в группе.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, аудиозапись со спокойной музыкой, маленькая мягкая игрушка.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Визуальное чувствование».

Сидя в кругу, каждый внимательно смотрит на лица остальных участников. Через 2-3 минуты все закрывают глаза и пытаются представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить.

После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание: каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

3. Упражнение «Горячий воздушный шар».

Звучит спокойная музыка. Участникам предлагается закрыть глаза, сделать глубокий вдох и медленно сосчитать от 10 до 1.

Постепенно полностью расслабится… Вообразить себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотреть эту картину как можно подробнее. Сложить все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представить, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку, унося весь груз проблем.

4. Упражнение «Да».

Группа разбивается на пары. Один из участников произносит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения. Второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа «да».

5. Упражнение «Карусель».

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание легко войти к контакт, поддержать разговор и простится.

Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций:

  • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
  • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
  • Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте.
  • После длительной разлуки вы встречаете любимого человека, вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. После сигнала участники  сдвигаются к следующему партнеру.

После выполнения задания все участники делятся своими переживаниями, мыслями и ощущениями.

6. Рефлексия занятия

7. Прощание

  1. Занятие

Тема: «От самопознания к самосовершенствованию».

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, совершенствования навыков понимания других людей, себя, взаимоотношений между людьми.

Задачи:

1. Расширить представления о способах и методах сохранения психического здоровья.

2. Способствовать формированию навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, коммуникативного взаимодействия.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, аудиозапись со спокойной музыкой, маленькая мягкая игрушка, бумага, карандаши.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Вставалки».

Все сидят в кругу. Ведущий громко называет какую-то цифру (например, «три»). По этому сигналу одновременно должно встать такое количество участников группы. При этом договариваться друг с другом нельзя, без слов необходимо скоординировать действия в группе.

3. Упражнение «Ладошки».

Участникам группы раздаются альбомные листы и карандаши. Задание: на листе бумаги обвести свою ладонь, в каждом пальце написать свое качество, которое наиболее характерно и ярко выражено.

После выполнения работы сдаются ведущему. Он зачитывает в круг содержание каждой ладошки по очереди. При этом, участники группы отгадывают автора ладошки.

Во время обсуждения делаются выводы о том, что:

  • большинству педагогов характерны определенные качества, которые формируются благодаря профессиональной деятельности;
  • в своих приоритетах и ценностях педагоги в большей степени стереотипно ориентируются на общественное мнение и взгляды социума, обезличивая свои собственные предпочтения и желания;
  • люди, обладающие целеустремленностью, широтой ярко выраженных интересов и увлечений формируют свой особенный, уникальный имидж.

4. Вводная беседа по теме: «Релаксационные техники»».

Сообщение о методе релаксации, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Знакомство с правилами выполнения релаксационных упражнений.

5. Релаксационное упражнение «Путешествие в прошлое».

Звучит музыка. Участникам предлагается расслабиться.

Инструкция:

Вспомните тот период времени, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с самим собой и с окружающими…может быть это путешествие на море, поход в горы, экскурсия или что-то другое. Вспомните все в мельчайших подробностях… Вспомните ваши ощущения относительно всех каналов восприятия информации: визуальный (что вы видите), аудиальный (какие звуки вам вспоминаются), кинестетический (что вы ощущаете).

Каждый раз при воспоминании у вас возникают соответствующие ощущения… Скажите себе: этот образ вызывает во мне состояние умиротворения, спокойствия расслабленности…

Пусть путешествие в прошлое продолжается до тех пор , пока оно доставляет вам удовольствие…

Выход их образа.

Обсуждение впечатлений.

Рекомендации по осуществлению таких путешествий при необходимости отдохнуть после серьезной травмирующей ситуации или перед трудным делом.

6. Рефлексия занятия

7. Прощание

  1. Занятие

Тема: «Самосовершенствование».

Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, совершенствования их профессиональной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать осознанию своей индивидуальности и ее проявления в своей педагогической деятельности.

 2. Обеспечить обращение  сознания педагогов к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.

 3. Актуализировать поиск резервов для более эффективной работы.

 4. Активизировать выработку внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, аудиозапись со спокойной музыкой, маленькая мягкая игрушка, бумага, карандаши.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Подари камешек».

Ведущий предлагает участникам взять из коробки по одному или два камешка и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…».

Тем педагогам, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого, кому он делает подарок.

3. Упражнение «Мои сильные стороны».

Участникам группы сообщается о том, что у каждого из них есть сильные стороны, то, что педагоги ценят, принимают, любят в себе, то, что дает им чувство уверенности, помогает выстоять в трудную минуту.

Задание: все свои сильные стороны необходимо записать на листок бумаги. Кроме этого, также можно отметить те положительные качества, которые не свойственны, но хотелось бы выработать в себе.

По окончанию работы все садятся в круг и озвучивают свои списки.

Инструкция:

Когда вы будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «мот быть», «я не совсем уверена».

На выступление дается 2 минуты.

После высказываний участники делятся своими ощущениями во время выполнения упражнения.

4. Вводная беседа по теме: «Детский мир».

Сообщение о:

*приоритете личностно-ориентированного образования и воспитания детей в современном образовании, которые незначительно распространяются на практике;

*необходимости развития педагогического интереса к индивидуальному, субъективному миру ребенка, к его жизненному опыту;

*существовании взаимосвязей между успехом в профессиональной деятельности педагога и его эмоционально-личностным благополучием.

5. Упражнение «Несимпатичный воспитанник».

Инструкция:

Вспомните кого-нибудь из воспитанников, кто вам не очень симпатичен. А теперь постарайтесь найти в его характере, поведении не менее 5-6 положительных качеств и запишите их.

Представьте, что у этого ребенка произошла неприятность. Опишите свои добрые проявления по отношению к нему, свои чувства и поступки.

6. Упражнение «Детский мир».

Участникам предлагается разбиться на микрогруппы, объединяясь по возрастным категориям детей с которыми они работают. В таком составе педагогам предлагается генерирование в режиме мозгового штурма идей, фактов, составляющих «детский мир». После работы микрогруппы делают доклады, происходит общая дискуссия по вопросу – надо ли с этим миром работать?

Обнаружение недостаточности знаний мира детства актуализирует необходимость выработки педагогами своего индивидуального профессионального стиля работы.

7. Рефлексия занятия

8. Прощание

  1. Занятие

Диагностика с элементами самодиагностики по методике «Психологический портрет педагога» (Тест со всех сторон//Школьный психолог 2006 №6, № 7).

Цель: Определение индивидуальных и общих особенностей профессиональной деятельности по критериям:

- приоритетные ценности;

- психоэмоциональное состояние;

- самооценка;

- стиль профессиональной деятельности;

- уровень субъективного контроля.

Оборудование: мягкий ковер, стулья по количеству участников, бумага, карандаши.

Ход занятия:

1. Работа по методике «Психологический портрет педагога» - самодиагностика и групповое обсуждение портрета педагогического коллектива (авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина).

В основу методики «Психологический портрет педагога»  легли представления авторов  о хорошем педагоге подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями эффективности педагогической деятельности и собственным многолетним опытом работы в ОУ.

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы педагога, выделяют следующее:

  1. Принятие каждого воспитанника, признание и уважение его как личности.
  2. Благополучное психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
  3. Позитивное самовосприятие.
  4. Личностно - ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения.
  5. Ответственность.

Теоретической основой методики являются учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды В.А. Сухомлинского, духовно ориентированная психология Т.А. Флоренской, «Я-концепция» Р. Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона.

Методика «Психологический портрет педагога» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога и коллектива в целом прежде, чем они станут очевидными для воспитанников, их родителей и коллег. Самое ценное - это принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика помогает стать началом работы педагога над собой. Продолжением может быть осознанное участие педагога и педагогического коллектива в тренингах профессионального и личностного роста.

2. Подведение итогов работы по программе «На пути к здоровью» (обратная связь, обсуждение, чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ (тревожность) «Я уверен, что смогу»

Программно-методическое пособие педагога-психолога Ляшко Т.Н. представляет собой программу для работы с детьми с нарушениями в эмоционально-волевой сфере «Я уверен, что смогу», программа п...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...