«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей
«Формирование культурно – гигиенических
навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Уважаемые родители, не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.
В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека — здоровье…
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся:
- навыки по соблюдению чистоты тела;
- культурной еды;
- поддержанию порядка в окружающей обстановке;
- культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. В детском саду детей приучаем мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять у нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Со временем у него появится потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших. Приучить ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя за стол садиться с немытыми руками, нельзя есть немытые фрукты, ягоды.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:
- Закатать рукава;
- Открыть кран;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Закрыть кран;
- Отжать руки;
- Вытереть руки полотенцем;
- Аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
- Опустить рукава.
Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.
Навыки опрятной еды включают умение:
- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.
Учим пользоваться носовым платком:
- Знать назначение носового платка;
- Не использовать его как предмет игры;
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.;
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью);
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман;
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой:
- Знать свою расческу и место, где она лежит;
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования;
- Учить спокойно, относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.);
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»);
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре;
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т.п. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором – ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.
Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принять желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны подавать в этом пример.
Необходимо приучать детей сдержано вести себя в общественных местах: на улице, кино, театре, на транспорте и т. д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснять, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький». Ребенка среднего возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе с взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.
Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым тоном. Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату без стука, что нужно уступать место старшим и т.д. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.
Консультация для родителей
«Привитие
культурно-гигиенических навыков
младшим дошкольникам».
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка, с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.
В нашу группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков:
· Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.
· Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.
· Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.
· За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.
· Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки.
Воспитываем навыки культуры поведения детей:
ü здороваться и прощаться,
ü благодарить,
ü называть взрослых по имени-отчеству,
ü обращаться с просьбой в вежливой форме,
ü разговаривать между собой спокойно,
ü просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,
ü не обижать друг друга.
Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:
ü поиграл – положи на место,
ü покатал – поставь в гараж,
ü собирать пазлы только на столе,
ü играть с атрибутами «больнички» и «парикмахерской» только в уголках сюжетно-ролевых игр «больница» и «парикмахерская»,
ü почитал – убери на книжную полку, разбросал конструктор – убери на место.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации:
ü чтение потешек в процессе,
ü дидактические игры,
ü игры – упражнения,
ü беседы,
ü чтение художественной литературы,
ü рассматривание иллюстраций, картин,
ü наблюдения,
ü показ инсценировок,
ü рассказывание,
ü заучивание,
ü сюжетно-ролевые игры.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Полезные и хорошие навыки, привитые с детства в культурно-гигиеническом развитии, делают ребенка более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются автоматически, словно сами собой. Они помогают сохранить здоровье и облегчить жизнь.
Памятка для взрослых
· Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
· Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.
· Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
· Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
· Если у малыша что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
· Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
· В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
· Старайтесь использовать игровую ситуацию.
· Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Потешки для прочного закрепления культурно-гигиенических навыков.
7. Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
8. Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
9. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосенки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
10. Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мыс тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
11. За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну, куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.
12. Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.
13. За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте как угодно.
НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.
14. За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
- Эту кашу не хотим!
Черный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.
15. В группе завтракать хотят,
Все вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Ёж сказал: - Не буду!
Не пойду я, посижу,
И на вас я погляжу
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать.
Неприятно это всем.
Все Ежа не уважают.
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.
16. Все поели, поднялись
И к игрушкам разошлись.
Стали дети развлекаться.
Кто же будет убираться?
Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
ЗАГАДКИ О ПРЕДМЕТАХ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ.
1. Костяная спинка, жесткая щетинка с мягкой пастой дружит. Нам усердно служит.
ЗУБНАЯ ЩЕТКА
2. Я в кармане караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез не забуду и про нос.
НОСОВОЙ ПЛАТОК
3. Гладко и душисто вымоет чисто.
МЫЛО
4. Я и туча и туман, и ручей и океан. И летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
ВОДА
5. Целых двадцать пять зубков для кудрей и хохолков, и под каждым под зубком
Лягут волосы рядком
РАСЧЕСТКА
6. После бани помогаю, промокаю, вытираю. Пушистое, махровое, чистое, новое.
ПОЛОТЕНЦЕ
7. Вы меня намыльте смело, сразу я возьмусь за дело. Руки, ноги, тело тру, грязь любую ототру.
МОЧАЛКА
8. Чтобы волосы блестели и красивый вид имели, чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой.
ШАМПУНЬ
9. Я эту загадку в карман положу, достану потом - на себя погляжу.
ЗЕРКАЛО
10. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна
ВОДА
Загадки о мыле и чистоте
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(Мыло)
Гладко, душисто, моет чисто!
(Мыло)
Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,—
И его не стало,
Вдруг оно исчезло!
(Мыло)
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер —
Люди все ко мне бегут.
(Ванна)
Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)
Железный дом,
Покаты стенки в нем,
Крыши нет – есть дно,
А на дне – окно.
(Ванна)
Могу я в ней на дно нырнуть,
Но не могу я утонуть,
А если станет глубоко
Открою пробку я легко.
(Ванна)
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Резинка — Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Губка(Мочалка)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(Полотенце)
Хвостик — из кости,
А на спинке — щетинка.
(Зубная щетка)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
А ничего не спилила.
(Гребешок)
Худая девчонка –
Жесткая челка,
По утрам да вечера
Чистоту приносит нам.
(Зубная щетка)
За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает.
(Расческа)
Белое корыто
К полу прибито.
(Ванна)
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела.
(Зубная паста)
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Водопроводный кран)
Озеро бело –
То полно, то мелко.
(Ванна)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kgn.docx | 298.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование культурно – гигиенических
навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Уважаемые родители, не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.
В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов, сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека — здоровье…
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся:
- навыки по соблюдению чистоты тела;
- культурной еды;
- поддержанию порядка в окружающей обстановке;
- культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. В детском саду детей приучаем мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Эти умения могут быть сформированы у ребенка и перейдут в привычку только в том случае, если все окружающие взрослые будут предъявлять у нему единые требования. Маленькие дети очень восприимчивы, склонны к подражанию, они легко овладевают различными действиями. Но чтобы эти действия закрепились, стали привычными, нужно время. Со временем у него появится потребность выполнять эти правила и тогда, когда нет контроля со стороны старших. Приучить ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя за стол садиться с немытыми руками, нельзя есть немытые фрукты, ягоды.
Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:
- Закатать рукава;
- Открыть кран;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Закрыть кран;
- Отжать руки;
- Вытереть руки полотенцем;
- Аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.
- Опустить рукава.
Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (конечно не слишком острый, с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой, а нож в правой руке. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь. Напоминайте ребенку, что пищу нужно брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу это видеть неприятно. Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить салфетки на стол. Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напомните ему об этом. Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь, проявленное к нему внимание.
Навыки опрятной еды включают умение:
- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
- Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если у него не всегда есть чистый платок, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок. Привлекайте сына (дочь) к стирке и глажению его носовых платков.
Учим пользоваться носовым платком:
- Знать назначение носового платка;
- Не использовать его как предмет игры;
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.;
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью);
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман;
- Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой:
- Знать свою расческу и место, где она лежит;
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования;
- Учить спокойно, относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.);
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»);
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре;
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы. Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять выбившуюся рубашку, застегивать пуговицы и т.п. И очень редко можно услышать, как папа или мама говорит: «Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок». В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность, опрятность ответственность несут взрослые и, если что не так, они все исправят. Во втором – ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливым, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом он должен сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.
Дети среднего дошкольного возраста обычно не забывают здороваться, приходя в детский сад, и прощаться, уходя домой. Но и об этом иногда приходится напоминать. Вежливость, внимание к человеку требуют, чтобы, прощаясь, здороваясь, дошкольник называл имя и отчество того, к кому он обращается (воспитателю, няне), чтобы смотрел при этом в лицо. Хорошо, если в семье принять желать родным и соседям доброго утра, спокойной ночи. Взрослые должны подавать в этом пример.
Необходимо приучать детей сдержано вести себя в общественных местах: на улице, кино, театре, на транспорте и т. д. Дети не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснять, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что «он еще маленький». Ребенка среднего возраста можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, не отвлекаться, доводить начатое до нужного результата, бережно обращаться с вещами. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Показывайте ребенку, как, в какой последовательности, какими приемами следует выполнять то или иное дело. Поощряйте желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая вместе с взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации.
Для того чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходимы контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым тоном. Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну, дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату без стука, что нужно уступать место старшим и т.д. Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.
Консультация для родителей
«Привитие
культурно-гигиенических навыков
младшим дошкольникам».
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка, с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма.
В нашу группу дети приходят из домашних условий. С первых дней большое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков:
∙ Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.
∙ Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.
∙ Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.
∙ За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.
∙ Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки.
Воспитываем навыки культуры поведения детей:
✔▪здороваться и прощаться,
✔▪благодарить,
✔▪ называть взрослых по имени-отчеству,
✔▪обращаться с просьбой в вежливой форме,
✔▪разговаривать между собой спокойно,
✔▪просить игрушку у сверстника вежливо, а не отнимать,
✔▪не обижать друг друга.
Воспитываем умение правильно обращаться с игрушками:
✔▪поиграл – положи на место,
✔▪покатал – поставь в гараж,
✔▪собирать пазлы только на столе,
✔▪играть с атрибутами «больнички» и «парикмахерской» только в уголках сюжетно-ролевых игр «больница» и «парикмахерская»,
✔▪почитал – убери на книжную полку, разбросал конструктор – убери на место.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используем разные формы организации:
✔▪чтение потешек в процессе,
✔▪дидактические игры,
✔▪игры – упражнения,
✔▪беседы,
✔▪чтение художественной литературы,
✔▪рассматривание иллюстраций, картин,
✔▪наблюдения,
✔▪показ инсценировок,
✔▪рассказывание,
✔▪заучивание,
✔▪сюжетно-ролевые игры.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Полезные и хорошие навыки, привитые с детства в культурно-гигиеническом развитии, делают ребенка более свободным, т.к. о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются автоматически, словно сами собой. Они помогают сохранить здоровье и облегчить жизнь.
Памятка для взрослых
∙ Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
∙ Поощряйте, хвалите ребенка даже за небольшие достижения.
∙ Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
∙ Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
∙ Если у малыша что- то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
∙ Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
∙ В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
∙ Старайтесь использовать игровую ситуацию.
∙ Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Потешки для прочного закрепления культурно-гигиенических навыков.
7. Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
8. Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
9. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосенки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
10. Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мыс тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.
11. За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну, куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.
12. Медвежонок хлеб жевал -
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом -
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот -
Стол облил и свой живот!
Все над ним хохочут звонко,
Застыдили медвежонка:
- Ты не знаешь? За столом
Надо есть с закрытым ртом,
Не спешить, не говорить,
Крошки на пол не сорить.
После встать из-за стола
В шубке чистой, как была.
НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.
13. За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели - вы свободны,
И играйте как угодно.
НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.
14. За столом Кроты сидят,
Нос воротят, не едят:
- Эту кашу не хотим!
Черный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким Кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.
15. В группе завтракать хотят,
Все вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Ёж сказал: - Не буду!
Не пойду я, посижу,
И на вас я погляжу
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать.
Неприятно это всем.
Все Ежа не уважают.
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.
16. Все поели, поднялись
И к игрушкам разошлись.
Стали дети развлекаться.
Кто же будет убираться?
Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка быстренько, без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
ЗАГАДКИ О ПРЕДМЕТАХ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ.
1. Костяная спинка, жесткая щетинка с мягкой пастой дружит. Нам усердно служит.
ЗУБНАЯ ЩЕТКА
2. Я в кармане караулю реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез не забуду и про нос.
НОСОВОЙ ПЛАТОК
3. Гладко и душисто вымоет чисто.
МЫЛО
4. Я и туча и туман, и ручей и океан. И летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
ВОДА
5. Целых двадцать пять зубков для кудрей и хохолков, и под каждым под зубком
Лягут волосы рядком
РАСЧЕСТКА
6. После бани помогаю, промокаю, вытираю. Пушистое, махровое, чистое, новое.
ПОЛОТЕНЦЕ
7. Вы меня намыльте смело, сразу я возьмусь за дело. Руки, ноги, тело тру, грязь любую ототру.
МОЧАЛКА
8. Чтобы волосы блестели и красивый вид имели, чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой.
ШАМПУНЬ
9. Я эту загадку в карман положу, достану потом - на себя погляжу.
ЗЕРКАЛО
10. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна
ВОДА
Загадки о мыле и чистоте
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(Мыло)
Гладко, душисто, моет чисто!
(Мыло)
Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,—
И его не стало,
Вдруг оно исчезло!
(Мыло)
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер —
Люди все ко мне бегут.
(Ванна)
Плещет теплая волна
В берега из чугуна:
Угадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
(Ванна)
Железный дом,
Покаты стенки в нем,
Крыши нет – есть дно,
А на дне – окно.
(Ванна)
Могу я в ней на дно нырнуть,
Но не могу я утонуть,
А если станет глубоко
Открою пробку я легко.
(Ванна)
Дождик теплый и густой:
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)
Резинка — Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
Губка(Мочалка)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(Полотенце)
Хвостик — из кости,
А на спинке — щетинка.
(Зубная щетка)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
А ничего не спилила.
(Гребешок)
Худая девчонка –
Жесткая челка,
По утрам да вечера
Чистоту приносит нам.
(Зубная щетка)
За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает.
(Расческа)
Белое корыто
К полу прибито.
(Ванна)
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела.
(Зубная паста)
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.
(Водопроводный кран)
Озеро бело –
То полно, то мелко.
(Ванна)
Потешки при умывании
Потешки при умывании к проекту «Будь здоров!»
Авторы проекта: Власова Наталья Михайловна, Листова Татьяна Арсентьевна, «Детский сад N22 «Загадка»» г. Северодвинск.
***
Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
***
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Если б грязнуля вспомнил про мыло –
Мыло его, наконец, бы отмыло.
***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Петя умывается,
Солнцу улыбается!
***
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся посмелей,
Катя умывайся веселей.
« Готовим овощное пюре для первого прикорма
Молочная рисовая каша с яблоками »
Потешки для детей: про еду, перед едой, во время еды
С потешками, песнями да прибаутками любое дело идет веселее! Эта истина нашла воплощение в русском народном творчестве, незыблемые шедевры которого дошли и до наших времен.
Потешки перед едой помогут настроиться на прием пищи.
Потешки во время еды помогут прежде всего маме сделать этот процесс проще, ведь дети так любят покапризничать за столом
Потешки про еду — маленькие стишки, которые познакомят ребенка с названием овощей, фруктов и прочих продуктов, и их свойствами.
Настоящее сокровище для детей и взрослых!
Потешки перед едой
Готовим с мамой:
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
А остынут — поедим
И воробышкам дадим.
Каша вкусная дымится, | Поиск по сайту Реклама Друзья сайта Реклама |
|
|
|
|
Добрые слова
Создать тему
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу -
Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром!" - я кричу.
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
добрые слова
Доброе слово излечит больного.
Доброе слово творит чудеса.
Доброе слово всей жизни основа
Нашей души необъятной краса.
Вы его просто в сердцах поселите.
Пусть оно там потихоньку живёт.
И не скупитесь,добро вы дарите.
Многие души то слово спасёт.
Добрые слова
автор: Ерофеева Надежда Валерьевна
Что значат в нашей жизни Добрые слова?
Они - целительный нектар, что льется в наши Души!
От счастья и любви вскружится голова,
Когда нас люди теплыми посланьями окружат.
И в сердце быстро зерна радости взойдут.
Любовь, Тепло и Доброта в Душе живут пусть вечно!
Добро и Зло всегда борьбу за власть ведут,
Мы Добрыми словами путь Добру к сердцам облегчим.
Пусть добрые слова согреют души
автор: Таня Черненко
В мороз и солнце, и во время стужи,
Когда снежинок рой танцует вальс,
Пусть добрые слова согреют души
И теплотой окутывают вас.
Пусть Ангелы в веселом хороводе
Рисуют всем улыбку на устах,
Пусть будет счастье при любой погоде,
Пускай живет любовь в ваших сердцах!
Пусть крепкие объятия любимых
От бед вас защищают круглый год,
Пусть каждый день приятно-суетливый
Вам радость и удачу принесет!
Добрые слова
автор: Наталья Вечерская
Любой из нас: и стар, и млад
всегда словам приятным рад.
Уж слишком много всюду зла.
Чтоб жизнь приятнее была,
добро дарить друг другу будем.
И этим помнить, что мы - люди
душой живой сотворены
и чувствами наделены.
Смотрите, как собака, кот
слов добрых от хозяев ждёт.
Ласкается, хвостом виляет.
Любовь и нежность понимает!
Как нам нужны слова добра!
Слова надежды и тепла!
Слова поддержки и участья.
Они несут любовь и счастье!
От слов таких в душе подъём.
И все проблемы нипочём.
И горы ты готов сдвигать.
И, словно птица, ввысь взлетать.
Давайте будем говорить
слова добра! Любовь дарить
своим родным, своим друзьям.
Жить, точно, легче будет нам!
Дарите людям добрые слова
автор: Нина Плотникова
Дарите людям добрые слова,
Согреют пусть усталые сердца.
Тепло растопит лёд и холод.Вновь
Коснётся и проснётся в них любовь
Улыбка отражает небеса.
Улыбки подарите и слова.
Они тепло приносят и покой,
Фиалки нежность,аромат лесной.
Приятность на устах - это цветы,
Пусть добрые пускают в нас ростки,
Поднимут настроенье.Оживит
Живое слово, жизнь в себе таит.
Дарите доброту сердечных слов,
Прекрасный это изо всех даров,
Святая тайна,отражение души.
Не бойтесь по водам их отпустить.
Говорите добрые слова...
автор: Людмила Власенко
Говорите добрые слова!
Не стесняйтесь их дарить соседям.
Говорите добрые слова,
Тем, кто нищ и добротою беден.
Говорите добрые слова,
Тем, кто болен и душой и телом;
Тем, кто полон ненависти, зла,-
Говорите и доказывайте делом!
Пусть не будет в сердце пустоты,
Холода и гордого презрения.
Пусть не будет равнодушной немоты,
Но любовь, но милость, но прощенье.
Говорите добрые слова!
Их дарите, как цветы зимою.
Пусть они, как добрая земля,
Плод приносят жатвой золотою.
Не жалейте добрых слов для мам,
Для детей, для самых, самых близких.
Не жалейте добрых слов для ран-
Могут стать они бальзамом жизни.
Говорите добрые слова,-
Пусть они, как птицы в синем небе,
Взмахом белоснежного крыла,
Путь укажут к радостной победе.
Не жалейте слов для молодых,
Тех, кто только-только встал на ноги.
Помогите им руками Доброты
Выбрать стези правильной дороги.
Не жалейте, не жалейте добрых слов!
Поднимайте добротою к небу.
Поднимайте от греховных уз, оков
И ведите к Истинному свету.
Говорите добрые слова,-
Пусть они живут в сердцах повсюду,
Чтобы стала доброю земля
И добрее в мире были люди.
Не жалейте доброты, тепла;
Не жалейте нежности и ласки.
Поделитесь искоркой огня,
Что зажёг Иисус в сердцах однажды.
Сейте, сейте добрые слова!
День настанет- с радостью пожнёте.
Истина библейская права-
Что посеяли, однажды соберёте!
Говорите добрые слова
автор: Маргарита Коломийцева
Говорите добрые слова,
Не скупитесь на улыбки ближним,
Увядают люди, как трава,
Уходя безвременно из жизни.
Не ищите правильный момент,
Позвонить кому-то в спешке будней,
Может завтра будет абонент,
Навсегда печально недоступен.
Не копите ворох добрых чувств,
На когда-нибудь, на как-нибудь, на скоро.
Каждый, кто нам дорог, знает пусть,
Каждый день, как сильно он нам дорог.
Увядают люди, как трава…
Как бы из вчера минуту занять?
Чтоб сказать им добрые слова,
И создать еще при жизни память.
Русские пословицы и поговорки об общении, речи, слове
Слово не стрела, а в сердце язвит.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
В народе что в туче: в грозу все наружу выйдет.
Много наговорено, да мало переварено.
Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
Сказал, что небосвод низок, так и ходи согнувшись.
Лучше уж недоговорить, чем переговорить.
Во многом глаголании не без пустословия.
От одного слова да на век ссора.
Язык хлебом кормит и дело портит.
Звон не молитва, крик не беседа.
Кстати бранись, кстати мирись.
Твой же приговор, да тебе же во двор.
Недобранка лучше перебранки.
Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
Говоря о чужих, услышишь и о своих.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Про одни дрожди, не говорят трожди.
Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.
Слово выпустишь, так и крюком не втащишь.
И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
Лучше ногой запнуться, чем языком.
Бойся Вышнего, не говори лишнего.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Сказано красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится.
На час ума не стало, навек дураком прослыл.
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
Без рассуждения не твори осуждения.
Добра не смыслишь, и худа не говори.
Стихи для детей о добре и доброте, о вежливости. Пословицы и поговорки
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов
***
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
***
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
***
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
***
— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
***
Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
***
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский
***
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
***
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Несколько пословиц и поговорок посвященных добру и доброте.
***
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Худо жить без ласкового слова.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— В ком добра нет, в том и правды мало.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
— Сумел провиниться, сумей и повиниться.
***
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
***
Баллада о Добре и зле
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
***
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
***
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
***
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
***
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо —
Это Мама, моя мама!
Пословицы и поговорки о еде
- Гость дорогой, некупленный, даровой.
- Доброму гостю хозяин рад.
- Честь да место, а за пивом пошлем.
- Для доброго гостя и хозяин поживится (добудет, чего нет).
- Куда ни поехал, а мимо не проехал. Ехал было мимо, да завернул по дыму.
- Ладно, кума, что к куму в гости пришла.
- Будь, как у себя дома. Будь, что дома: полезай на печь.
- Потчевать потчуй, а неволить не неволь.
- Гостю честь, коли воля есть.
- В чем гостю воля, в том ему и честь (почет).
- Кто сидел на печи, тот уже не гость, а свой.
- Это домашний (свой, запечный) гость.
- Про тебя, про света, все приспето; щуки да сиги, кушай да сиди!
- В поле враг, дома гость: садись под святые, починай ендову.
- Не спрашивают: чей, да кто и откуда, а садись обедать.
- Наперед накорми, а там уж поспроси (от обычая не расспрашивать гостя, ни даже об имени его, не накормив и упокоив).
- Напой, накорми, а после вестей поспроси.
- Гость в дом, а бог в доме.
- Бог на стене, хлеб на столе.
- Гостям стол, а коням столб (для привязи). Хлеб-соль на столе, а руки свое (свои).
- Садись, так гость будешь.
- Пришел - не стой: хозяина не томи.
- За постой деньги платят, а посиделки даром (говорят ломливому гостю).
- Ломливый гость голодный уходит.
- Хлеба-соли откушать, лебедя порушать.
- Просим прощенья за ваше угощенье: к нашему Крещенью, Рождества похлебать, масленицы отведать (т. е. просим).
- Просим к нашему хлебу и соли.
- Чайку покушать да органчика послушать.
- Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
- Ведь он не больной, чего его спрашивать! Спрашивают больных (т. е. хочет ли есть).
- Такого подливала никогда не бывало.
- Хлеб-соль не бранит.
- Хлеб-соль конец обеду.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб-соль со стола не сходит.
- Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
- Боронись хлебом и солью.
- Хлеб-соль - отплатное дело.
- Хлеб-соль и разбойника убивает (смиряет).
- За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.
- Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.
- Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).
- За хлебом все добро.
Пословицы и поговорки про чистоту
- Чистому все чисто.
- Чистота — лучшая красота.
- От чистого сердца чисто зрят очи.
- Чистое к поганому не пристанет.
- Чистую посуду легко полоскать.
- Чист, как трубочист.
- Посудка чистоту любит.
- Чистота — та же красота.
- Чисто как в храме божьем.
- Чист как пасхальное яичко.
- Чистота всем нравится, да не у всех получается.
- Так чисто, что и плюнуть некуда.
- Так сверкает, хоть языком лижи.
- Новая метла чище метет.
- Шила, мыла, гладила — целовать наладила.
- Не гордись чистотой в доме, а гордись чистотой в душе.
- Мыто, не мыто, а воду видело.
- Бело — не бело, а на речке побыло.
- Стирала — не устала, а выстирала — не узнала.
- Чтобы сор с избы убрать, пора телегу подогнать.
- Медведь не моется, да люди боятся.
- Вода да мыло грязь с души смыло.
- Чист молодец — промотался на голую кость.
- Чиста, речиста, да и говорить горазда.
- Чисто строчит — и концы хоронит.
- Чистое к поганому не льнет.
- Чистое небо не боится ни молнии, ни грому.
- Чистота — половина здоровья.
- Вода не любит грязных людей.
- Чистота — залог здоровья.
- Чистые сапоги быстрее ходят.
- К чистому поганое не пристанет.
- Чистого и огонь не обожжет.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ ЭТИКЕТЕ, КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
- За худую привычку и умного дураком обзывают.
- На привычку есть отвычка. Бык, да и тот отвык.
- Не гляди на лицо, гляди на обычай.
- Не всяк умён, кто в краски наряжён.
- Вымыла ложки, да вылила во щи.
- В людях Илья, а дома свинья.
- Не стоит гроша, да походка хороша.
- Не хочу в ворота, разбирай забор.
- Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
- Вино полюбил, семью разорил.
- На людей глядя — и сам надоумишься.
- Береги одёжу снову, а честь смолоду.
- Гость хозяину не указчик.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.
- Часом опоздал, годом не вернёшь.
- Безобычному человеку с людьми не жить.
- Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.
- Молодец красив, да на душу крив.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
- Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
- В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Ласково слово, что вешний день.
- На добрый привет, добрый и ответ.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Блюди хлеб на обед и слово на ответ.
- Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.
- В чужом доме не указывают.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят
- Говори, да не заговаривайся.
- Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
- Дома, как хочу, а в людях, как велят.
- Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
- Не мудрён привет, а сердца покоряет.
- Когда больше двух, говорят вслух.
- Умей сказать — умей и смолчать.
- Доброе молчание лучше худого ворчания.
- Вертит языком, что корова хвостом.
- Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.
- Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
- Где много толков, там мало толку.
- Говорит день до вечера, а послушать нечего.
- Не любо – не слушай, а врать не мешай.
- Говорит прямо, а делает криво.
- Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.
- Говорит, словно реченька журчит.
- Начал за здравие, а кончил за упокой.
- Напои, накорми, а после расспроси.
- Держи язык на верёвочке.
- Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
- На языке медок, а на сердце ледок.
- Доброе слово и кошке приятно.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Как нет души, так что хошь пиши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и раздеваться» включает в себя:1....
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем» включает в себя:1....
Конспект родительского собрания «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» средняя группа
Тема: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Время проведения: сентябрь.Форма проведения: встреча.Цель: формирование у детей и родителей...
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...
"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей по формированию КГН. Ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.В современн...
Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема...
Формирование культурно - гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. ...