Формирование культурно - гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Актуальность данной темы в том, что культурно - гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно - гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
МБДОУ «Мыскаменский детский сад»
План по теме самообразования:
«Формирование у детей среднего дошкольного возраста
культурно - гигиенических навыков»
на 2023 учебный год
Воспитатель: Лебедева Екатерина Анатольевна
2023 г.
Пояснительная записка
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Актуальность данной темы в том, что культурно - гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно - гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Культурно - гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребёнка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определённых действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание культурно - гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и чёткого выполнения действий, из правильной последовательности.
Проблемами воспитания культурно - гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицина Л.М.
Наши отечественные педагоги В.Г. Нечаева, В.А. Горабчева и др., психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и др. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:
Задачи:
- произвести анализ литературы по изучаемому вопросу;
- формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расчёской, носовым платком;
- продолжать формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
- продолжать формировать представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота, красота, здоровье – это неразделимые понятия;
- продолжать формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
- активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
- обогатить предметно - развивающую среду группы.
Этапы работы над темой
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:
- Диагностический
- Изучение литературы по теме самообразования.
- Прогностический:
- Постановка цели и задач работы.
- Разработка перспективного плана на учебный год.
- Организационный:
Создание условий для проведения работы:
- оформление картотек и дидактических игр.
- обогащение развивающей - предметно пространственной среды.
- Практический:
- Работа с детьми по плану.
№ п/п | Название проекта, цель | Дата проведения |
1 | Создание условий:
| В течении года |
2 | Изучение методической литературы и интернет - ресурсов. | В течении года |
3 | Работа с детьми:
| В течении года |
4 | 1 – я Неделя: Навыки личной гигиены | Февраль |
5 | 1 – неделя: Навыки личной гигиены | Март |
6 | 1 – я неделя: Навыки личной гигиены | Апрель |
7 | 1 – я неделя: Навыки личной гигиены а) Практическое упражнение: «Правильно моем руки» «Моё полотенце» | Май |
8 | Работа с родителями: Консультации:
| В течении года |
- Обогащающий.
Представление отчёта на итоговом педсовете.
Список используемой литературы:
- Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с
- Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с
- Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с
- Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12
- Алемовская В. Г. и др. «Культура поведения за столом», м; Ижица, 2004 г.
- Курочкина И. Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» М; Просвещение 2003 г.
- Тихомирова Л. Ф. «Уроки здоровья для детей». Ярославль, Академия развития, 2003 г
- Сорокина Л. И. «Дидактические игры в д/с» М, Просвещение, 1982 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»
Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и раздеваться» включает в себя:1....
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»
Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем» включает в себя:1....
Конспект родительского собрания «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» средняя группа
Тема: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Время проведения: сентябрь.Форма проведения: встреча.Цель: формирование у детей и родителей...
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста» Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...
"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей по формированию КГН. Ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.В современн...
Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Проблема...