Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему: Проект «Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни»
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему:
Проект
«Экологическое воспитанию дошкольников,
как одно из основ здорового образа жизни»
Воспитатель
Жданова Алла Владимировна
Санкт-Петербург
2020 г.
Введение
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Продолжительность: долгосрочный ( 2 года)
Цель проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты: повышение роли родителей в экологическом воспитании детей; увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий; повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы. Проведение мероприятий, направленных на сохранение и укрепления здоровья детей, улучшение их двигательной активности и способностей родителей, педагогов в деле сохранения собственного здоровья.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, которые включают в себя общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Участники проекта: родители и дети, педагоги, социальные партнеры
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Перспективный план проекта.
Первый год
| Наименование формы работы | |||
Информационно-аналитическая | Познавательная | Досуговая | Наглядно-информационная | |
Цель | Выявление интересов потребностей, запросов родителей по экологической грамотности (Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик») | Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания. (Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.) | Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми (Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках) | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей. (Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки) |
Период | Форма проведения | |||
Сентябрь | Анкетирование «Экологическое образование в семье» | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей.» | Папка передвижка «Экологическое воспитание» | |
Октябрь | Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика) «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Мусор» | Папка передвижка «Мусор-проблема №1» фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие мусора на человеческий организм» в интернет журнала «Рыбкин» | ||
Ноябрь | Семинары-практикумы «Поделки из бросового материала «Массажные дорожи – профилактика плоскостопия»» | «Клуб выходного дня» - Выставка-конкурс «Забавные и нужные поделки из вторсырья» | Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин» | |
Декабрь | «Клуб выходного дня» - Выставка-для альбома «Комнатные растения» | Папка передвижка «Комнатные растения» статья «Полезные и вредные комнатные растения в доме» в интернет журнала «Рыбкин» | ||
Январь | Семинары-практикумы «Забавный воздуходув» | «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение воздуха» | Папка передвижка «Способы очистить дом воздух» фоторепортаж для статьи «Вредное воздействие загрязнённого воздуха та здоровье человека» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Февраль | Экскурсия в библиотеку «Рассказы о природе» | «Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Экосказка» | Папка передвижка «Роль растений» Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин» | |
Март | Семинары-практикумы «Очищаем воду» | «Клуб выходного дня» - экскурсия Музей воды | Папка передвижка «Вода – источник жизни!» Открытый просмотр занятия «Волшебница водица» Статья «Чистая вода – отличное Здоровье» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Апрель | Анкетирование «Берегите растения». | Акция «Очистим территорию детского сада» «Клуб выходного дня» Конкурс «Лучшая экологическая игра» | Папка передвижка «Чистота спасет мир» Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин» фоторепортаж для статьи в интернет журнала «Рыбкин» | |
Май | Интеллектуально творческая игра Родительское собрание | Акция «Посади цветок» | Выпуск стенгазеты |
Перспективный план проекта.
Второй год
| Наименование формы работы | |||
Информационно-аналитическая | Досуговая | Познавательная | Наглядно-информационная | |
Цель | Выявление интересов потребностей, запросов родителей по экологической грамотности (Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик») | Ознакомление родителей с аспектами экологического и здоровьесберегающего воспитания детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков экологического воспитания. (Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.) | Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми (Совместные досуги, праздники, посещение музеев, библиотеки, участие родителей и детей в выставках) | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, в области экологическое воспитание. Повышение уровня компетенции у родителей знаний о экологическом воспитании и развитии детей. (Открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей, выпуск газеты, организация мини-библиотек, папки передвижки) |
Период | Форма проведения | |||
Сентябрь | Анкетирование «Отдыхаем природе помогаем» | Родительское собрание «Как мы провели время с пользой для природы» | «Клуб выходного дня» - Отчет фото выставка «Отдыхаем, не вредя!» | Папка передвижка «Люби и охраняй окружающую природу». Фотогалерея для статьи в интернет журнала «Рыбкин» |
Октябрь | Акция «Очистим наш город» (сбор макулатуры и пластика) | Папка передвижка «Бич человечеста - мусор» «Клуб выходного дня» - фоторепортаж для статьи «Раздельный сбор мусора польза или вред» в интернет журнала «Рыбкин» | ||
Ноябрь | Семинары-практикумы «Полезная пища – готовим вкусно и полезно» | «Клуб выходного дня» - Составим список полезных продуктов для здоровья | Папка передвижка «Вредные продукты» фоторепортаж для статьи «Полезные продукты для здоровья человека» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Декабрь | Анкетирование «Полезные и вредные предметы быта у нас дома» | «Клуб выходного дня» - Составим список полезных игрушек | Папка передвижка «Что вредно – что полезно в быту» фоторепортаж для статьи «Полезные игрушки для наших детей» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Январь | «Клуб выходного дня» - Выставка – конкурс «Кормушка для птиц» | Папка передвижка «Чем полезны птицы человеку» Фотогалерея конкурсных работ голосование в интернет журнале «Рыбкин» | ||
Февраль | «Клуб выходного дня» - Экскурсия в зоологический музей «Клуб выходного дня» - Выставка красная книга Ленинградской области | Папка передвижка «Охрана животных» Открытый фоторепортаж для статьи «Польза животных для человека» в интернет журнала «Рыбкин» | ||
Март | Семинары-практикумы «Сочки для очищения водоемов» | «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение водоемов» | Папка передвижка «Водоемы нашей страны» фоторепортаж для статьи «Чистый водоем – залог здоровья» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Апрель | Анкетирование «Рефлексия». | «Клуб выходного дня» - Экскурсия «Ботанический сад» «Клуб выходного дня» - Прогулка по городу «Загрязнение парков» | Папка передвижка «Леса нашей страны» фоторепортаж для статьи «Лес легкие человека» в интернет журнала «Рыбкин» | |
Май | Интеллектуально творческая игра Родительское собрание | Акция «Экологическая тропа» | Выпуск стенгазеты |
Литература:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
- Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений - М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
- Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
- Микляева Н.В. семейные и родительские клубы в детском саду – М.:ТЦ Сфера, 2012.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 2014.
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт.-сост. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему "разработка плана проведения оздоровительных каникул"
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка плана проведения оздоровительн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680370-1444117605.jpg)
Методическая разработка мероприятия с родителями «Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников»
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-802544-1468827732.jpg)
Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни
laquo;К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/23/picture-869605-1482507348.jpg)
"Чистые руки-это одна из основ здорового образа жизни"
Пропаганда здорового образа жизни к Всемирному дню чистых рук. Здоровье человека начинается с чистых рук, грязные или плохо вымытые руки могут стать причиной множества заболеваний, поэтому правильное ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126742-1350503857.jpg)
ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и учит ребенка самостоятельно оценивать свое здоровье, а в р...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-126742-1350503857.jpg)
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Портфолио содержит в себе разнообразные задания, вопросы, рисунки, рекомендации для детей дошкольного возраста. Этот занимательный материал поможет ребенку развить представление о ЗОЖ, о ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-673025-1443061894.jpg)
Консультации для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни»
Консультации для родителей«Взаимодействие детского сада и семьи по формированию у детей основ здорового образа жизни» Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознан...