Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни
статья
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитанию дошкольников,
как одно из основ здорового образа жизни
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны задуматься над тем, какие факторы окружающего мира могут навредить крохе и как их избежать. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Неблагоприятные условия среды, которые отрицательно воздействуют на здоровье ребенка, можно условно разделить на две большие группы: дальнего и ближнего воздействия. В группу дальнего воздействия входят климатические условия, загрязненность воздуха, солнечная радиация и другие подобные факторы.
Так например. Загрязненный воздух – бич всех крупных городов. Высокая концентрация в нем окиси углерода значительно ухудшает показатели дыхания. Например, проживание вблизи оживленных автострад в значительной мере повышает риск развития бронхиальной астмы у детей. Пыль, сажа и прочие твердые частички, которые содержатся в загрязненном воздухе, могут вызвать кашель и спазм бронхов. К тому же они усиливают раздражение слизистой носовой полости и могут стать причиной аллергического насморка. Купание в загрязненных водоемах, особенно в прудах со стоячей водой, зачастую может привести к заражению вшами или контагиозным моллюском. Но этого можно избежать, если выбирать для отдыха другие места.
А группа ближнего воздействия – это все то, что находится совсем рядом – игрушки, одежда, питание.
Так, например, сложнее обходиться без воды из водопровода, повышенная жесткость которой обусловлена чрезмерным содержанием солей, что негативно отражается на состоянии органов мочевыделительной системы. Кроме того, нельзя забывать о том, что она обеззараживается хлорированием. Чтобы минимизировать вредное влияние этих компонентов, постоянно используйте дома бытовые фильтры для очистки воды. А так же то, что окружает ребенка ежесекундно, в быту, безусловно, тоже оказывает колоссальное влияние на его здоровье. Как показывают последние исследования современной косметической продукции, ее производители активно сдабривают зубную пасту, гели для душа и прочие средства по уходу за детьми антибактериальными веществами. Безусловно, это позволяет повысить срок хранения продукта, но при этом такие добавки совершенно точно виновны в массовом росте аллергических заболеваний во всем мире. Дешевые одежда и игрушки, не имеющие всех необходимых сертификатов, зачастую содержат в своем составе токсичные красители, которые могут привести к отравлению малыша.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.»
В.А. Сухомлинский
Литература:
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М.: Издательский центр «Академик», 2001.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом – М.: Творческий центр «Сфера», Москва, 2008.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду – М.: Издательский дом «Карапуз», Москва, 2001.
- Глебова С.В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия – М.: ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005.
- Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение, 2014.
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни/ авт.-сост. Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительский клуб как форма воспитания основ здорового образа жизни старших дошкольников.
Статья о воспитании основ здорового образа жизни старших дошкольников с привличением родителей. В статье дана формилировка, что такое родительский клуб, его цель и задачи....
Консультация для воспитателей "Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников"
Основные компоненты здорового образа жизни. Условия необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Задача работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников....
Формирование основ здорового образа жизни дошкольника через физкультурно - экологическое воспитание.
laquo;Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило что, «решающую роль в охране окружающей среды должно...
Методическая разработка по организации просветительной и практической работы с родителями на тему: Проект «Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни»
Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Чтобы ребенок рос здоровым, мамы и папы должны заду...
"Чистые руки-это одна из основ здорового образа жизни"
Пропаганда здорового образа жизни к Всемирному дню чистых рук. Здоровье человека начинается с чистых рук, грязные или плохо вымытые руки могут стать причиной множества заболеваний, поэтому правильное ...
ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и учит ребенка самостоятельно оценивать свое здоровье, а в р...
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Портфолио содержит в себе разнообразные задания, вопросы, рисунки, рекомендации для детей дошкольного возраста. Этот занимательный материал поможет ребенку развить представление о ЗОЖ, о ...