Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики для старших дошкольников
картотека (подготовительная группа)
В картотеке собраны пальчиковые игры , игры с движением и речью для детей 5-7 лет по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_po_mishchuk.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития общей и мелкой моторики
ТЕМА: «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»
(первая неделя)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая
начинает с мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих
рук.
Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указательным
А куда ему спешить? Пальчиками обеих рук по столу.
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками по столу.
Дождь вздохнул тихонько: Часто и ритмично бьют в ладоши.
– Ох! Один хлопок.
И ушел. Ритмичные хлопки по столу.
Газон засох.
Прогулка
Пошли пальчики гулять, Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы
опущены вниз и как бы прыжками двигаются по
столу.
А вторые догонять, Ритмичные движения по столу
указательными пальцами
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые пешком, Медленное движение безымянных пальцев по
столу.
Пятый пальчик поскакал, Ритмичное касание поверхности стола обоими
мизинцами.
И в конце пути упал. Хлопок кулаками по поверхности стола.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины
Листики-дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.
Стихотворение «Здравствуй осень!»
Здравствуй осень, здравствуй осень, Дети в такт чтению пальчиками
перекатывают
Хорошо, что ты пришла, по столу карандаш (вперед-назад).
У тебя мы, осень, спросим—
Что в подарок принесла?
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Листья
Координация речи с движением
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят (Поднимаются, кружатся.)
Прошагать стихотворение «Листопад».
Листопад, листопад, На каждую строчку четыре шага в такт.
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
ТЕМА: «ОВОЩИ»
(вторая неделя)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Засолка капусты.
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих посыпание солью
из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
Массаж или самомассаж фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чесночок, указательный
Перец, томат, кабачок средний левая рука
Тыква, капуста, картошка, безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний правая рука
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, Большой палец левой руки
Наш друг – огород! Большой палец правой руки
***
Хозяйка однажды с базара пришла, «Шагают» пальчиками по столу.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, Загибают по одному пальчику
Капусту, на строчку на обеих руках.
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе - Попеременные удары кулачками
Кто лучше, вкусней и нужней на земле, и ладонями.
Картошка Загибают пальчики на обеих
Капуста? руках.
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла. Стучат ребром каждой ладони по столу.
И ножиком этим крошить начала
Картошку, Загибают пальчики.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! Хлопок.
Накрытые крышкой, в душном горшке Ладони складывают крест-
Кипели, кипели в крутом кипятке накрест на столе
Картошка, Загибают пальчики.
Капуста,
Морковка
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался не плох! Показывают, как едят суп.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Речевая подвижная игра:
«Хлоп-хлоп-хлоп» хлопки руками;
«Стук-стук-стук» удары кулаками по столу;
«Шлеп-шлеп-шлеп» удары ладонями по столу;
«Топ-топ-топ» ногами левой—правой—левой.
Считалка «Овощи».
Раз, два, три, четыре, На каждую строчку считалки — четыре удара мяча
Дети овощи учили: об пол.
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Редиска мелкая, а редька ...
Кабачок большой, а тыква ...
Помидор кислый, а чеснок ...
Морковка в земле, а помидор ...
ТЕМА: «ФРУКТЫ»
(третья неделя)
.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы, мизинцы
Много груш там и хурмы, безымянные
Есть лимоны, апельсины, средние
Дыни, сливы, мандарины, указательные
Но купили мы арбуз – большие
Это самый вкусный груз. пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится
вверх
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Яблоня
Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками – вопросительной интонацией, развитие мелкой моторики
.
Яблоня! Яблоня! Дети идут по кругу, взявшись за руки;
Где же твои яблоки? в центре, подняв руки вверх, стоит один
ребенок – «яблоня»
Дети останавливаются, на каждую строчку
Или ветер их унес? загибают по одному пальцу на левой руке.
Или молния спалила? Ребенок – «яблонька» отрицательно качает
Или градом их побило? головой.
Или птицы поклевали?
Ну куда они пропали? Разводят руками, пожимают плечами.
Не морозил их мороз, Дети загибают по одному пальцу на правой
И не ветер их унес, руке.
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Это дети оборвали! Дети разбегаются, «яблонька» бежит за
ними, «пятнает».
ТЕМА: «САД — ОГОРОД»
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Справа, слева, впереди в обруч точно попади.
Закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Педагог Дети
Называет овощ или фрукт Дети кидают мяч в соответствующую «корзину»
Речевая подвижная игра.
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп, На каждый слог дети хлопают,
А ногами — топ-топ-топ. затем топают,
Кулаками постучим, стучат кулаками
Повернемся и молчим. и снова топают, поворачиваясь вокруг
себя:
Загибая пальчики, дети должны сосчитать фрукты или овощи.
Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.
ТЕМА: «ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Массажа (или самомассажа) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца)
Вылезли на кочке мизинец
Мелкие грибочки: безымянный
Грузди и горькушки, средний правая рука
Рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке. мизинец
Грибы
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук "здороваются",
начиная с больших.
В лес пойдем мы погулять. Обе руки "идут" пальчиками по столу.
За черникой, Загибают пальчики, начиная с больших.
За малиной ,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Считалка «Лисички».
У мосточка под кусточком— На каждую строчку считалки — четыре удара
мяча об пол.
Две лисички, две сестрички.
За грибами.
Мы в лес пойдем, Импровизация движений:
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Подберезовик – подберезовики
Масленок – маслята и т.д.
ТЕМА: «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ»
Дети должны усвоить: какие изменения происходят в природе поздней осенью, как изменилась погода: стало теплее или холоднее; состояние деревьев - ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые; сравнить одежду людей ранней и поздней осенью.
Лексический материал:
Существительные: осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад.
Прилагательные: Холодный, желтый, теплый, пасмурный, дождливый, перелетные.
Глаголы: желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Подарки осени
Ходит осень в нашем парке, Движения руками влево, вправо.
Дарит осень всем подарки: Движения руками вперед, назад
Бусы красные – рябине, Показываем бусы, «дерево»
фартук розовый – осине, Показываем фартук, «дерево»
Зонтик желтый тополям, Проводим руками над головой, Руки вверх,
соединяем пальцы.
Фрукты осень дарит нам. Срываем руками фрукты с дерева,
складываем руки на груди.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Дождик
Координация речи с движением. (работа над темпом и ритмом речи)
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два. Прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом 8 прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Руки развести в стороны.
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.
ТЕМА: ОДЕЖДА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Аленка-маленка Хлопок ладонями, удар кулаками друг
Шустра, быстра: о друга — 2 раза.
Воды наносила Загибают пальчики по одному,
Сарафан дошила, начиная с большого.
Носок довязала,
Ягод насбирала,
Песню допела,
Везде поспела. Хлопок ладонями, удар кулаками
В охотку ей дело. друг о друга — 2 раза.
Я перчатку надеваю.
Координация речи с движением. Развитие пальцевой гимнастики.
Я перчатку надеваю, Поглаживают по очереди одной рукой другую,
Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.
Сосчитайте-ка, ребятки, Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем в слух считать:
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают по очереди пальчики одновременно
на обеих руках, начиная с большого.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Помощники
Дружно, помогаем маме, Встают, наклонившись;
Мы белье полощем сами. руками двигают влево, вправо.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись. Тянутся, как бы вытирают
правой рукой пот со лба.
Наклонились. Снова «полощут».
Хорошо мы потрудились. Вытирают руку о руку.
ТЕМА: ОБУВЬ
.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Новые кроссовки.
Как у нашей кошки Загибают на обеих руках пальчики
На ногах сапожки. по одному, начиная с больших.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, «Шагают» по столу указа-
Вот так, тельным и средним пал мы ми обеих рук.
Новые кроссовки.
Сколько обуви у нас.
Посчитаем в первый раз Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают пальчики,
Для Наташки и Сережки, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Н. Нищева
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Посчитаем в первый раз Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви
Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,
Да еще ботинки начиная с большого.
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки. Н. Нищева
Сапожки.
Нарядили ножки в новые сапожки, Импровизация движений по тексту.
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
ТЕМА: ИГРУШКИ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Магазин игрушек
Посмотрите, в магазине. Показываем левую руку, пальцы растопырены.
Все игрушки на витрине Показываем правую руку, пальцы растопырены.
Заводные зайчики, Загибаем пальцы двумя руками, начиная с большого.
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Смешные медвежата –
Все на полочках сидят, Разгибаем кулачки и сгибаем их.
С нами поиграть хотят.
Н Воронина.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Координация речи с движением, развитие темпа и ритма речи
Друг веселый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки поясе.
Всюду, всюду он со мной. По два взмаха левой и правой рукой —
как бы удары по мячу.
Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе.
Хорошо мячом играть. Вновь по два взмаха – «удара».
Считалка «Мяч». (с мячом)
Чуть ударишь этот мячик— На каждую строчку— четыре удара мяча об
Начинает он скакать. пол.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
Маша и куклы.
Наша Маша рано встала, Ритмично подняться на носочки
Кукол всех пересчитала: и опуститься на пятки.
Две матрешки—на окошке,
Две Танюшки—на подушке,
Две Иринки—на перинке,
А Петрушка в колпаке —
На дубовом сундуке.
ТЕМА: ПОСУДА
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному,
начиная с большого.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному,
Ковшик тоже развалился, начиная с большого.
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Удар кулачками друг о друга,
хлопок в ладоши; повторить.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Чайник.
Развитие творческого воображения, общих речевых навыков
Я – чайник, ворчун, хлопотун, Дети стоят, изогнув одну
сумасброд, руку, как носик чайника,
Я вам напоказ выставляю живот. другую держат на поясе; животик надут
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают.
- Эй, люди, я с вами почайпить Делают призывные движения
хочу! правой рукой.
Американская песенка
***
Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных.
Вот большой стеклянный Надули животик: одна руки па поясе,
чайник, другая изогнута, как носик
Очень важный, как
начальник.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, руки вверх, сомкнули над
головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Легли на ковер, вытянулись.
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
Считалка «На моей тарелочке».
На моей тарелочке— На каждую строчку — четыре удара мяча
Рыженькая белочка, об пол:
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна.
Чайник:
Развитие темпа и ритма речи, общих речевых навыков.
Из горячего колодца Одновременно отхлопать и оттопать
через нос водица льется. каждый слог загадки
ТЕМА: ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Пирог
Падал снег на порог. Дети два раза медленно опускают ладони
на стол.
Кот слепил себе пирог. Прижимая ладонь к ладони, показывают,
А пока лепил и пек, как лепят пирог.
Ручейком пирог утек. «Бегут» пальчиками обеих рук по столу.
Пирожки себе пеки Опять показывают, как пекут пирог
Не из снега –из муки.
П. Воронько
Снегири
Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением
Вот на ветках, посмотри, По 4 хлопка руками по бокам и по
В красных майках снегири. 4 наклона головы на строку.
Распушили перышки, На первое слово каждой строки частое
потряхивание
Греются на солнышке. руками, на второе — один хлопок по бокам.
Головой вертят, По 2 поворота головы на каждую строку.
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по группе, взмахивая
За метелью! За метелью! руками, как крыльями.
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Опять сжимают и разжимают кулачки.
Н. Нищева
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Выпал беленький снежок Руки опускают сверху вниз
Соберемся мы в кружок Дети становятся в круг
Снег, снег, белый снег. Машут руками перед собой.
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши «ловят»
Руки в стороны по швам – Разводят руки в стороны.
Снега хватит вам и нам. Опускают по швам.
Воробей: хороводная игра:
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности
Среди белых голубей Дети идут по кругу, изображая походку голубей;
Скачет шустрый воробей. в центре один ребенок - он скачет, как воробей.
Воробушек-пташка, Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.
Серая рубашка. «Воробей» пытается вылететь из круга;
Откликайся, воробей, дети, взявшись за руки, не пускают его.
Вылетай-ка, не робей,
Считалка.
Верещунья — белобока, На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Все зовут ее сорока.
Дятел.
Координация речи с движениями, развитие темпа и ритма речи.
Я по дереву стучу, раскрытая ладонь одной руки изображает дерево
Червячка добыть хочу, а указательный палец другой руки —клюв дятла
Хоть он скрылся под корой, — На каждую строчку — четыре удара пальца по
ладони
Все равно он будет мой.
Отшагай скороговорку
Такой мороз, такой мороз. Шаг на ударный слог.
Берет за нос, дерет до слез.
Снегопад: (считалка)
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
Зимой.
Мы погреемся немножко, Импровизация движений
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
ТЕМА: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
(двенадцатая неделя)
.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Утята
Первый, второй – шли утята. Поочередно сгибать пальцы рук, начиная
Третий, четвертый – за водой с большого,
А за ними плелся пятый,
позади бежал шестой
А седьмой от них отстал,
а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
а десятый испугался,
Громко-громко запищал: «Пи-пи-пи!» – со слов «пи-пи-пи» ритмично разгибать и
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!» сгибать и пальцы обеих рук
Уточка
Шла уточка бережком, «Идут» двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому переваливаясь
Вела детей за собою,
И малого, Загибают безымянный палец,
и большого, большой палец
И среднего, и меньшого, Загибают средний палец, мизинец
И самого любимого. Загибают указательный палец
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Домашние птицы
(Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности.)
Наши уточки с утра – Идут по кругу вперевалочку, подражая
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! походке уток
Наши гуси у пруда – Идут по кругу, вытянув шею вперед
ТЕМА: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Ёлочка
Перед нами елочка: Пальцы рук переплетены, из больших
пальцев — верхушка «елочки».
Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены.
Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх, вниз.
Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего
пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.
Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и
указательный пальцы стоят на столе.
***
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пришли гулять. «Идут» по столу указательным и средним
пальчиками.
Бабу снежную лепили. «Лепит» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили Крошащие движения всеми пальчиками.
С горки мы потом катались Ведут указательным пальцем правой руки по
ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой; руки под
щеку.
***
К нам на елку, ой-ё-ёй, Отстучать карандашом ритмический рисунок
Дед Мороз пришел большой, четверостишия (каждый слог):
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Снежная баба
Координация слова с движением, развитие творческого воображения
Сегодня из снежного мокрого кома Идут по кругу, «катят» перед собой
воображаемый ком.
Мы снежную бабу слепили у дома. Рисуют руками три круга, начиная с
маленького.
Стоит наша баба у самых ворот. Показывают ворота руками.
Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем скачала
правой руки, потом левой.
Знакома она уже всей детворе, Идут по кругу,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» последние слова говорит один ребенок – «Жучка».
И. Демьянов
Снежок
Пальчиковая гимнастика. Координация речи с движением, развитие воображения
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, Показывают круг, сжимают ладони
очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз - подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый
снежок
Два - поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три - уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева
***
Давай, дружок, смелей, дружок, Дети идут по кругу друг за другом,
Кати по снегу свой снежок. Изображая, что катят перед собой снежок
Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера
Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
показывают нос, встают прямо, держат
воображаемую метлу
Но солнце припечет слегка - Медленно приседают
Увы! – и нет снеговика. Пожимают плечами, разводят руками.
На ёлке
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и указательным
Нам подарки преподнес. пальцами обеих рук по столу.
Дал большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.
В них же — вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.
Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,
Орешки рядом с ними, начиная с большого.
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Коготочки
У Кошкиной дочки Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней
на лапках коготочки. части ладошки. Большой палец прижать к
указательному.
Ты их прятать не спеши, Произносить громко: «Мяу».
пусть посмотрят малыши.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Хозяюшка
Координация речи с движением, развитие творческого воображения
Наша-то хозяюшка Идут по кругу, взявшись за руки.
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком. Сложили ладони чашечкой, «лижут»
чашечку.
Хрюшка собирает крошки под окном. Присели, наклоняют ритмично голову.
По столу котище лапою скребет, Встали, правой рукой делают движения к
себе.
Половичку козочка веничком метет. «Метут» пол.
***
Дай молочка, Буренушка, Дети показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки, Делают «мордочки» пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих
руках.
Творогу немножечко.
Масла, простоквашки,
Молочка для катки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Как мы поили телят
Координация речи с движением, развитие подражательности, творческого воображения
Стало жарко, будто в печке, Дети идут в хороводе.
Замолчали птицы.
Мы телят погнали к речке – Идуг по кругу друг за другом,
Надо им напиться. взмахивая воображаемой хворостинкой.
Саргис пестрый, Встают на четвереньки.
Пес дворовый,
Как навстречу бросится! Прыжок в круг
разогнал телят пугливых, Бегут по кругу на четвереньках.
Скачет, лает, носится...
уж ходили мы, бродили Идут в хороводе.
по полям за стадом.
Уж мы Саргиса бранили. Останавливаются, встают в круг лицом,
Так что был не рад он. грозят пальцем.
Саргис-Маргис непослушный Идут по кругу на четвереньках.
Плелся еле-еле.
у бедняги даже уши Встают, ладошками изображают висящие
От стыда висели. уши.
К. Кубилинскас
Маленький кролик
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности,
общих речевых навыков
Маленький кролик, пушистенький Дети скачут по кругу, сделав ушки
кролик из ладошек и двигая ими вперед-назад.
Всех нас смеяться заставил до колик: Останавливаются, держатся за животики.
Прыгал за белкой, за уткой скакал, Сначала прыгают на прямых ногах, потом –
- вприсядку.
Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. Останавливаются, подносят
воображаемый бокал к лицу.
Ах, как смешно его уши торчали! Делают ушки из ладошек.
Мы хохотали, души в нем не чая, Опять держатся за животики.
Но, на опушке заметив лису, Смотрят из-под руки.
Он подмигнул нам и скрылся в лесу. Подмигивают, бегут врассыпную.
В. Егоров
Кошка.
Села кошка под кусточек, сесть на корточки
Сыра скушала кусочек, похлопать себя по животику
Встала кошка, потянулась, встать, потянуться
Ее шерстка развернулась. и погладить руками живот.
Коза
считалка под мяч
Шла коза по мостику Бить мячом об пол на ударный слог.
И виляла хвостиком,
За перила зацепила,
Прямо в речку угодила.
ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Зайцы.
Под высокой сосной указательный палец заходит за средний
Скачет зайка косой, Указательный и средний делают «ушки» зайца.
Под другою сосной затем мизинец —за безымянный
Скачет зайка другой. Указательный и средний делают «ушки» зайца.
Лиса и заяц
Дети показывают, как заяц запутывает следы, убегая от лисы: на столе соединить большой палец правой руки с мизинцем левой руки и мизинец правой руки с большим пальцем левой руки. Затем в таком же порядке соприкасаются большие и безымянные, большие и средние, большие и указательные пальцы. Далее эти движения повторяются в обратном порядке.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Волк
Речевая подвижная игра
Дети по лесу гуляли, Импровизация движений
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елкой — убегайте!
Прошагать двустишие, затем отпрыгать:
Зайке холодно в лесочке,
Свяжем серому носочки.
ТЕМА: НАШ ГОРОД. ДОМ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Дом и ворота
На поляне дом стоит, делаем «крышу» руками
Ну а путь к нему закрыт, руки перед грудью средние пальцы сведены
вместе
Мы ворота открываем — разводим ладошки, ставя их параллельно.
В этот домик приглашаем. Делаем «крышу» руками.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Строим дом
Стук-стук молотком, Дети сидят на корточках и стучат
кулачками по полу,
Строим, строим новый дом. затем медленно встают,
Ты, пила, пили быстрей, руками изображая пилу:
Домик строим для людей.
Дом какой? Большой, маленький, высокий, низкий,
кирпичный, каменный, деревянный, новый,
старый, многоэтажный, одноэтажный,
двухэтажный, трехэтажный, красный.
ТЕМА: «МЕБЕЛЬ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
«Стульчик» ты из рук сложи Левую руку поднять вертикально
и детишкам покажи. вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг
к другу.
Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.
В домике.
Стол стоит на толстой ножке, дети из пальчиков строят «стол»
Рядом стульчик у окошка «стул»
Два бочонка под столом два кулачка – «бочонка»
Вот какой я видел дом. «дом»
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
***
Раз, Два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого,
на обеих руках.
Много мебели в квартире, Сжимают и разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с большого
А в буфет поставим чашку. на обеих руках.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Делаем фигуру «стул»
А когда мы крепко спали, Руки, сложенные ладошками, под щекой.
На кровати мы лежали. Разводим руки в стороны,
«разглаживаем» постель
А потом мы с котом Делаем фигурку «кошка»
Посидели за столом, Делаем фигурку «стол».
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками
ТЕМА: «ТРАНСПОРТ (ГРУЗОВОЙ И ПАССАЖИРСКИЙ)»
Игра с пальчиками.
Соединение всех пальчиков с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог:
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай (смена рук)
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Самолет
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Руки в стороны - в полет Дети бегут на носочках по кругу,
Отправляем самолет. расставив руки в стороны.
Правое крыло вперед, Поворот через правое плечо.
Левое крыло вперед, Попорот через левое плечо.
Полетел наш самолет. Бегут по кругу, расставив руки в стороны.
В. Волина
Теплоход
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
От зеленого причала Шаг вперед, руки опущены.
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два
Он назад шагнул сначала. Два шага назад.
А потом шагнул вперед Два шага вперед.
Раз, два
И поплыл, поплыл по речке, Руки вытянуты вперед и сомкнуты -
Набирая полный ход. это «нос» теплохода; движении по кругу мелкими шажками.
В. Волина
Машины.
Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением
На улице нашей Дети двигаются из одного конца группы в
Машины, машины, другой, держа в руках воображаемый руль.
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые, Сделав разворот, двигаются в другую сторону.
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
Эй, машины, полный ход, Когда все «машины проехали», один из детей
Я — примерный пешеход: - пешеход, «переходя улицу»,
Торопиться не люблю, произносит эти слова. Пешеходы — все дети по
Вам дорогу уступлю. очереди
Я. Тайц
Шутка
Усвоение глагола «ехать» с разными приставками:
Ехали мы, ехали, до горки доехали, Демонстрация движений.
Въехали, съехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до речки доехали,
Мост переехали и дальше поехали.
Ехали мы, ехали, до дома доехали,
Во двор заехали, вот и приехали.
Машина
Не летает, не жужжит, На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Самолет
Речевая подвижная игра.
Мы летаем высоко, Дети встают на носки, руки поднимают вверх,
Мы летаем низко, затем садятся на корточки
Мы летаем далеко, руки разводят в стороны.
Мы летаем близко.
ТЕМА: «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Панно: «Плывет, едет, скачет»
Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворением:
Как у красной у машины
об асфальт шуршали шины
Я отважный мореход
Ловкий и умелый
В море парусник плывет
С капитаном смелым.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Маляры
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Маляры известку носят, Дети идут по кругу друг за другом, держат в
руках воображаемые ведра
Стены кистью купоросят. Повернулись лицом в круг, движение кистью
вверх-вниз
Не спеша разводят мел. Наклонились, мешают кистью в воображаемом
ведре.
Я бы тоже так сумел. «Красят».
Кровельщик
То не гард, то не гром – Стоят кружком, изображают удары молотком,
Кровельщик на крыше. тянутся на носочках, подняв руки вверх
Бьет он громко молотком – Изображают удары молотком
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем. Наклоняются, достают носки руками
ТЕМА: «НАША АРМИЯ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Сжать кольцо поможет нам Ребенок сжимает в руке резиновый мячик.
Сила с волей пополам. Сжимание на ударные слоги.
Станут пальчики сильнее
А головушка умнее.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Космонавт.
Не шофер и не пилот, «Крутим» руль, показываем «крылья»
Водит он не самолет, «Грозим» пальчиком
А огромную ракету— Руки подняты над головой, соединены пальцами
Дети, кто, скажите это? Руки в стороны вниз, плечи поднять.
ТЕМА: «МАМИН ПРАЗДНИК. ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Перебирая бусы пальчиками, на каждую бусинку называем какая его мама (милая, добрая, заботливая…).
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Наперсток
Вышивает, шьет иголка. Левая ладошка раскрыта, в правой руке –
Пальцу больно, воображаемая иголка; иголка «шьет»
Пальцу колко. И задевает кончик указательного пальца на левой руке.
А наперсток Дети делают правой рукой такое движение,
В тот же миг как будто надевают на указательный палец
К девочке на пальчик левой руки наперсток.
Прыг!
Говорит иголке:
«Шьют»
- Шей, А колоться ты не смей! Грозят указательным пальчиком левой руки
ТЕМА: «МОЯ СЕМЬЯ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Натяните веревку на уровне плеч ребенка, дайте несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение.
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
Пальчиковая гимнастика Как у нас семья большая
Как у нас семья большая Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об
Да веселая. кулачок попеременно.
Два у лавки стоят, Загибают большие пальцы.
Два учиться хотят, Загибают указательные пальцы.
Два Степана у сметаны Загибают средние пальцы.
Объедаются.
Две Дашки у кашки Загибают безымянные пальцы.
Питаются.
Две Ульки в люльке Загибают мизинцы.
Качаются.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Речевая подвижная игра.
Левой ручкой —по плечу, Импровизация движений.
Правой ручкой—покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Наши алые цветы распускают лепестки Плавно разжать пальцы.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет Помахать руками перед собою
Наши алые цветы закрывают лепестки Плавно сжать пальцы.
Тихо засыпают головой качают. Плавно опускают их на стол.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
«На окне в горшочках».
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно
встают.
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки Ладони развернуты вверх.
Повернут цветочки.
Развернут бутоны, Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.
В солнышке утонут.
Н.Нищева
ТЕМА: «РЕЧНЫЕ, ОЗЕРНЫЕ, АКВАРИУМНЫЕ РЫБЫ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Рыбу ловит рыболов Соединяем пальцы с большим двумя руками1-2, 1-3, 1-4, 1-5
Весь в реку уплыл улов. Тоже самое, но в обратном порядке.
В банке чистая вода пальцы прямые, растопырены, движения
пальцами вверх вниз по очереди
Пустим рыбок мы туда правой рукой движения волнами.
Будут рыбки там играть, левой рукой движения волнами
Плавать, хвостиком вилять руки ладошками внутрь, движения влево, вправо
Крошки хлеба подбирать складываем щепоть, «подбираем» крошки.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Рыбка
Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями дети
Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони
Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывет рыбка
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими
руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла.
М. Клокова
ТЕМА: «ВЕСНА. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
5-5 4-4 3-3 2-2
Был он желтый, стал он белый Соединение одних и тех же пальцев на
ударные слоги, начиная с мизинца.
1-1
Где теперь? Подуть как на одуванчик и развести ладони
Не наше дело.
Панно «Дождик»
Ребенку предлагается прокатить шарик поочередно разными пальцами правой и левой руки, имитируя движения дождика. Движения сопровождаются стихотворением.
Дождик капал, капал, лил,
И по улице ходил,
Намочил он всех прохожих
Друг на друга непохожих..
Лишь под зонтик не попал,
Капнул в лужу и пропал.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Клен
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
За окном сосулька тает Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка
на носочках, руки на поясе.
Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо.
Разжимает, разжимает. Руки перед грудью, локти опущены вниз;
Клен тугие кулачки медленно разжимают кулачки.
Прислонился он к окошку. 4 прыжка
И, едва растаял снег. Наклоны
Мне зеленую ладошку Поворачиваются липом друг к другу,
Клен протянет раньше всех. протягивают друг другу правые ручки —
рукопожатие.
С. Коган
ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Пальчиковая гимнастика.
Эта птичка – соловей, Дети загибают по одному пальчику на обеих
Эта птичка – воробей, руках
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан Машут сложенными накрест ладонями
Птички, птички, по домам Машут обеими руками, как крыльями
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Птички
Речевая подвижная игра Речь логопеда дети сопровождают движениями.
Птички летели, «Машут» руками
Крыльями махали,
На деревья сели, Присели.
Вместе отдыхали. Руки сложить на колени.
ТЕМА: «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Нежно дует ветерок Кисть руки раскачивается
Будит пчел качать цветок
Закрывают лепестки – Пальцы собираются в горстку.
Будут спать всю ночь цветки
***
Словно в бутончик собрал лепестки В горсточку собрал пальцы левой руки
Солнце свои рассыпает лучи, Пальцы раскрыты у левой руки
Утром под солнцем цветы раскрываются, пальцы на правой руке распрямляются
Солнышко село и сумрак сгустился пальцы правой руки собираются.
И до утра мой цветочек закрылся
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
***
Что сделать, чтобы вырос красивый цветок? В пулуприсяде руки вперед вниз
Чтоб крепким, высоким был стебелек? Показываем как растет цветок
Чтоб бутончик раскрылся? Руки над головой согнуты,
пальцы соединяются
Чтоб пышнее цветочек распустился? Руки раскрываются
«распускается» цветок
Землю лопатою нужно взрыхлить. «Копаем» землю
Бережно семечко посадить. Сажаем семечко
Что семечку нужно, чтоб прорасти? Руки в стороны, вниз. Плечи
подняты.
Дождику нужно почаще идти! Руки в стороны, пальцы
шевелятся
Семечко чистой водички напьется, Присели, ладошки лодочкой
Стебель из семечка к солнцу пробьется. «Растет» цветок
Солнце цветам помогает расти. Встать, руки в стороны поднять
их в замок над головой
Солнышку нужно поярче светить Руки вниз, шевеля пальцами
К солнышку тянется стебелек. Присесть, «растет» цветок
И за листком вырастает листок движения руками от середины в
сторону снизу вверх
Вот и прекрасный цветок распустился. Руки на поясе, пружинки
Солнце и дождик и руки мои «Показываем» солнце, дождик,
руки
Вместе цветку подрасти помогли! Присесть и встать.
ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
Я веселый майский жук. Сжать кулачок, указательный палец и мизинец
развести в стороны – «усы», пошевелить ими.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу!
Не кусай, комарик злой! Сжать кулачок, указательный палец вперед
(«хоботок»). Мизинец и большой пальцы,
Я уже бегу домой. расслабив опустить вниз – «лапки»
Пчела села на цветок, Вытянуть указательный палец правой руки и
Пьет она душистый сок. вращать им, затем то же самое пальцем левой
руки
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Стрекоза.
Вот какая стрекоза – Руки в стороны
очень круглые глаза. Круговые движения кулачков на уровне глаз.
Вертится как вертолет: Руки в стороны движения вокруг своей оси
вправо, влево, взад, вперед., затем руки на пояс, наклоны.
Кузнечики.
Поднимайте плечики, Энергичные движения плечами
Прыгайте, кузнечики!, Приседания, прыжки на месте.
Прыг-скок, прыг – скок!
Сели, Сели,
Травушку покушали, Наклоны вперед.
Тишину послушали, Раскрытые ладони возле ушей, повороты влево-вправо
Выше, выше, высоко, Поднимаемся на носочках вверх
Прыгай на носках легко! Прыжки.
Гусеница.
Упражнение на координацию речи с движением, развитие творческого воображения.
Этот странный дом без окон Дети лежат на спинках вытянувшись; руки
вдоль туловища, ногами в центр круга.
У людей зовется «кокон».
Свив на ветке этот дом, Переворачиваются на левый бочок, руки
под щечку.
Дремлет гусеница в нем, Переворачиваются на другой бочок, руки
под щечку
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо – Переворачиваются на спину, потягиваются
лежа.
Март, апрель, капель, весна… Медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! Потягиваются сидя.
Под весенним ярким солнышком Встают, потягиваются стоя.
Гусенице не до сна. Бегут по кругу, машут руками, как
Стала бабочкой она! крыльями.
Сверчок
Жил за печкою сверчок, На каждую строчку считалки — четыре
Каблучками чок да чок, удара мяча об пол:
Но сломался каблучок,
И за печкою — молчок.
«Спинка в веснушках.
Ах как неловко!»
И покраснела (божья коровка)
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Без работы, хоть убей,
Жить не может (муравей.)
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай как он зовется?
Золотистый (светлячок)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр на развитие общей и мелкой моторики в соответствии с лексическими темами. Подготовительная группа
Материал представляет собой подборку игр и упражнений на развитие общей и мелкой моторики у старших дошкольников....
Презентация на тему: «Игровой самомассаж кистей рук как средство совершенствования мелкой моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
Игровой самомассаж — это уникальное средство, которое оказывает комплексное комбинированное воздействие на ребёнка, важным аспектом которого Игровой самомассаж — это уникальное средст...
Картотека игр на развитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ
В картотекепредставлены игры и упражнения на разитие воображения и мелкой моторики у старших дошкольников с ОВЗ. ДАнные игры подойдут педагогам-психологам при проведении занятий, а так ж м...
Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики
Картотека упражнений для развития общей и мелкой моторики дошкольников по лексическим темам Содержание ОсеньОвощи. ОгородФрукты. СадДеревья. ЛесГрибыЯгодыЧеловек. Части телаСемьяДомМебельПос...
Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...
КАРТОТЕКА 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики
КАРТОТЕКА200 упражнений для развития общей и мелкой моторики В настоящее время у детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой мотори...
Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство
Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....