НОД по развитию любознательности и познавательной активности с воспитанниками старшей группы «Апельсин»
методическая разработка (подготовительная группа)

Киселева Татьяна Михайловна

развитие любознательности и познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию любознательности и познавательной активности с воспитанниками старшей группы «Апельсин»

Дорогие, коллеги. Хочу поделиться с вами конспектом непосредственной образовательной деятельности по теме "Апельсин"

Цель: развитие любознательности и познавательной активности.

Задачи:

- расширить представления детей о местах произрастания апельсина и его свойствах;

-развивать познавательную инициативу у воспитанников, учить выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие путем активного использования всех органов чувств: осязания, зрения, обоняния, вкуса;

- развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и самочувствием.

Ход занятия

- Ребята, а вы любите волшебство? Я предлагаю вам побыть маленькими Волшебниками, вы согласны? Мы будем проводить с вами волшебные опыты. А вот с чем мы будем проводить опыты, вы догадайтесь по запаху. (Воспитатель открывает емкость, из которой доносится запах апельсина) .

- Запах чего вы почувствовали? (Чем пахнет)

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, о чем будем разговаривать?

- Вы любите апельсин? Кто знает, где растет апельсин? (На дереве) .

- А на кусту апельсины могут расти? Почему? Давайте проверим. У нас есть куст. Повесьте на веточки куста апельсины. Что произошло? Почему? Почему с ветками дерева это не происходит? Правильно.

- Давайте, мы с вами посмотрим небольшой фильм и узнаем, как растут апельсины. (Дети садятся на стульчики, смотрят небольшой фильм) .

В переводе с немецкого название этого фрукта означает «китайское яблоко». Апельсины растут на деревьях. Некоторые апельсиновые деревья вырастают огромными, до 12 метров в высоту, но есть деревья не очень высокие – 2-2.5 метра. Они примерно вот такие (показать). Апельсиновые деревья растут во всех странах с жарким климатов, не исключая и российский юг, там, где не бывает холодных зим и снега. Эти деревья не переносят мороза, плоды его повреждаются при - 2°, а дерево вымерзает уже при - 8-10°.Апельсиновое дерево всегда зеленое, с него никогда не опадают листья. По-другому, такие деревья называют вечнозелеными. (закрепить) Скажите, как можно назвать это дерево?

Чтобы апельсинов было много, в теплых странах сажают очень много апельсиновых деревьев, целые апельсиновые сады. Первые плоды на деревьях появляются через 3-4 года, но зато потом плодоносят целых 75 лет.

Каждый год на дереве появляются белые душистые цветы, затем –плоды темно-зеленого цвета. Кожура у них в это время толстая, с грубой поверхностью, Плоды апельсина зреют почти целый год. Иногда, на одной ветке можно увидеть и созревшие плоды, и зеленые завязи, и белоснежные цветки. И только когда они созреют и станут ярко-оранжевого цвета, их собирают, срывая каждый фрукт руками, и укладывают в коробки. Если деревья высокие, то люди ставят лестницы, чтобы достать плоды. А недавно придумали специальную машину-робота, сборщика апельсинов. Она помогает людям в их нелегком труде. Затем, коробки с апельсинами отправляют туда, где апельсины не растут. Так они попадают к нам.

- Вот как, оказывается, к нам попадает апельсин.

- Вы хотите побольше узнать об апельсине? Тогда я приглашаю вас за мной. (Дети подходят к первому столу, на столе стоит тарелочки с апельсином и яблоком) .

- Что у вас лежит в тарелках?

- Возьмите яблоко. Потрогайте его. Какая кожура у яблока? (Пусть ваш пальчик пробежит по яблочку). А теперь положите яблоко, возьмите апельсин. Какая на ощупь кожура у апельсина? Пусть ваш пальчик пробежит по кожуре апельсина, что вы чувствуете? Ваш пальчик легко бежит или ему что-то мешает? (Кожура такая же гладкая, как у яблока)

- Правильно, у апельсина кожура неровная, с бугорками. Про такую говорят, что она шероховатая, (повторить) а у яблока – гладкая.

- На что похож апельсин? Он имеет форму шара.

- Какого цвета апельсин? (Оранжевый)

- Мой знакомый художник хочет нарисовать апельсины, но у него нет оранжевой краски. Что же ему делать? Ребята, мы можем ему помочь? Как можно получить оранжевый цвет, если в красках такого цвета нет.

- Давайте поможем художнику получить оранжевый цвет. Пройдем к следующему столу.

- Ну что ж, юные волшебники, все готовы?

- Вы видите краски. Какого они цвета? Как вы думаете, что мы должны сделать? Какого цвета краски нужно взять больше? Смешивание красок всегда начинают с более светлого цвета, добавляя в него понемногу более яркий цвет. Значит, какого цвета краску мы возьмем первой? Смело, набираем желтой краски и делаем большое пятно. Вот так.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем колдовать.

Нужно краски нам смешать,

Чтобы фокус показать.

Что делаем дальше? Как вы думаете, если я возьму красной краски также много, как желтой, я смогу получить оранжевый цвет? Берем немного красной краски, совсем чуть-чуть, на кончике кисточки. Смешиваем краску желтого цвета с красной. Что же у нас получилось?

- Сравните с апельсином, одинаковый цвет?

- Краску, какого цвета мы получили?

- Ребята, а зачем нужны апельсины в таких больших количествах, что из них можно делать?

- Сделаем сок? Мы же волшебники! Возьмите апельсины в руки.

- Прежде чем приготовить сок, что нужно сделать?

- Да, конечно! Перед тем, как приготовить сок, мы апельсины помоем. Пойдемте со мной, будем мыть апельсины. Кладите их в таз. Свой апельсин я тоже положу.

- Ой, ребята, смотрите. Мой апельсин утонул. А ваши? Нет? Попробуй, … опусти рукой на дно свой апельсин. Может он утонет? Нет. 3 ребенка. Но тогда почему мой апельсин утонул?

- Ребята, апельсиновая кожица то же самое что и спасательный круг для человека. Когда апельсин в кожуре - он не тонет, потому что в ней есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды и не дают ему утонуть. А как только кожуру снять, апельсин остается без спасательного круга и тонет. (Показать) .

- Апельсины помыты, можно делать сок. Вытирайте руки и проходите к следующему столу.

- Смотрите, у меня есть соковыжималка. Она нужна для того, чтобы самим делать сок. Посмотрите, как это можно сделать.

- Сок, из какого фрукта мы получили?

- Значит, как его можно назвать? (Пока делают). А всем ли можно пить апельсиновый сок?

Правильно, хоть апельсиновый сок и полезен, в нем действительно много витаминов, но пить его нужно понемногу. А некоторым его пить вообще нельзя.

- Какого цвета сок? А на вкус? Из какого фрукта сок приготовлен? Значит, как его можно назвать?

- Давайте, пройдем на стульчики и вспомним, что мы сегодня узнали об апельсине. (презентация "Мы узнали, мы научились)

Где растут апельсины?

Какого цвета апельсин?

Как можно получить этот цвет?

Этот фрукт тонет?

А без кожуры?

Что можно делать из апельсина?

А всем ли его можно пить?

Вот сколько интересного мы сегодня узнали. Спасибо вам. Наше занятие закончено. И я вас попрошу подойти к своему воспитателю.

Откуда родом апельсин» Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Шумилова О. В., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида», г. Северодвинск

Архангельской области

Конспект НОД «Откуда родом апельсин… »

в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

Продолжать расширять знания детей о фруктах (апельсине) .Учить выбирать необходимый способ действия (получения апельсинового сока) .

Закрепить последовательность роста растений, условия, необходимые для роста растений.

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Развивать познавательную активность, любознательность.

Активизировать словарь: цитрусовые, апельсиновый сок, кожура, цедра, мякоть, соковыжималка.

Материал: апельсины, соковыжималки: ручная и электрическая, глобус, модели «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», простые карандаши, тетрадь (или листок) в клетку, лупы, иллюстрации «Витамины», конверт с буквами К, И, Т, А, Й, салфетки.

Предварительная работа: дидактическая игра «Фрукты – овощи», знакомство с моделями «Последовательность роста растений», «Что необходимо для роста растений», работа по моделям, рассматривание энциклопедий, чтение на тему «Фрукты», разучивание физкультминутки, работа с глобусом, картой, нахождение разных стран, беседа о них, беседа о витаминах и т. д

Ход занятия:

-Дети, вы любите путешествовать? Наверное, все люди любят путешествовать. Однажды один путешественник посетил далёкую страну и увидел много интересного. Что это за страна, и что он там увидел, мы узнаем сегодня, когда выполним все задания. А за каждое задание вы получите буквы, из которых составите слово - название страны, где побывал путешественник.

- Присаживайтесь за стол. (дети садятся) У меня на тарелке – «маленькое солнышко». Догадайтесь, что это? (дети высказывают свои предположения) .

Да, это апельсин. Но у меня не один апельсин, а один килограмм апельсинов (под салфеткой). Как вы думаете, один килограмм апельсинов – это больше или меньше, чем один апельсин? Сколько апельсинов может быть в одном килограмме апельсинов? (после ответов детей снимаю салфетку с тарелки) Сосчитайте и запомните, но вслух не говорите. Пошепчемся, сколько. (спрашиваю некоторых детей, дети отвечают на ушко, одного ребёнка спрашиваю вслух). Скажи,, сколько апельсинов в одном килограмме.

А может быть в одном килограмме апельсинов больше, чем … .А меньше? В каких случаях? (апельсинов может быть больше, если апельсины по размеру меньше, и наоборот) .

Молодцы, одно задание выполнили, можно достать одну букву (достают, не глядя)

- Возьмите по одному апельсину, потрогайте, покатайте, можно посмотреть под лупой (дети обследуют апельсин, рассматривают его) Какой апельсин? (круглый, оранжевый и пр.) Какой апельсин на ощупь? (шершавый, твёрдый и пр.)

Вы любите апельсины? Вспомните, какой апельсин на вкус и изобразите мимикой, чтобы я могла по вашему лицу догадаться (Воспитатель или ребёнок определяют, какой апельсин) Какой может быть апельсин (вкусный, сладкий, кислый и пр.)

У меня на столе две коробочки. Не заглядывая в них, можно догадаться, в какой из них апельсин? Как? (по запаху) Какой по запаху апельсин? (ароматный, приятный, аппетитный и пр.)

(находят коробочку с апельсином)

Посмотрите на срез апельсина. Внутри апельсина (мякоть, семя, сверху (кожура). А между кожурой и мякотью, что за белая полоска (цедра). В цедре находится много витаминов. Обратите внимание на мольберт, какого витамина больше всего в апельсинах? (витамина С) .

А эти апельсины я уже почистила. (раздаю каждому по дольке апельсина, один очищенный апельсин оставляю целиком) . Что вы про него можете сказать (апельсин состоит из долек, сверху каждую дольку покрывает тонкая плёнка, которая предохраняет от высыхания). Что же может высохнуть у апельсина? (Сок, апельсиновый сок)

- Как же можно получить из апельсина сок? (дети предлагают, говорят разные способы получения сока). Какой способ мы выберем (обговариваем все способы, предложенные детьми) Если дети выбирают соковыжималку, то говорю: есть электрическая и ручная соковыжималки. (показываю) Какой нам удобнее воспользоваться? Почему? Попробуем получить сок (дети по очереди пользуются соковыжималкой) (Пока выжимают сок, общаемся) А какой ещё фруктовый сок вы знаете? (сливовый, абрикосовый, персиковый и др.) Сообщаю дополнительные сведения или вспоминаем их с детьми: апельсиновый сок применяется в производстве разных видов лекарств и дорогих духов, используется в кондитерском производстве и пр. Получился у нас сок? (пробуем) – буква.

- Подойдите к глобусу. Апельсины растут в разных странах. Назовите места, где растут апельсины. (Турция, Испания, Африка, Америка) - показывают на глобусе.

В Южной Америке не только любят апельсины, но и любят танцевать под весёлую музыку. (танец «Самба» с маракасами) – буква.

Прекрасно, возьмите маленький мяч в правую руку. Вспомним, как можно поделить апельсин. (пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»)

Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа.

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда! Разбегайтесь, кто куда!

Хотите узнать, кто любит апельсины? Присаживайтесь за столы. (обращаю внимание на осанку). Возьмите правильно карандаш, откройте тетрадь. Будьте внимательны. (графический диктант) – (по клеточкам – человек)

Кто же любит апельсины? (дети) – получают ещё одну букву.

- Я заранее замочила семечки от апельсинов. Мы с вами их посадим. Выберите, что необходимо для роста растений. (выбирают символы: вода, земля, свет, тепло, воздух и отвечают) Подойдите к баночкам и посадите каждый своё семечко. (садят) Теперь вы за ними будете ухаживать. Как? (объясняют по моделям) .

(моем руки или вытираем салфеткой)

Объясните, как будет расти семечко (дети выкладывают модели, рассказывают) - получают букву.

- Все буквы собраны. Что же это за страна, в которой побывал путешественник? (дети раскладывают буквы: Китай) Что он там увидел? (апельсиновые деревья) Люди узнали об апельсиновых деревьях, впервые побывав в Китае.

Поделитесь впечатлениями, что показалось самым интересным на занятии, что нового вы сегодня узнали?

Молодцы. Я приготовила для вас подарок. Как вы думаете, какой? (апельсиновый сок). Но этот сок приготовили на заводе. Какой сок вкуснее (полезнее) : этот или тот, который приготовили сами? (можно дать детям разные соки, чтобы они определили на вкус, какой сок) (дети рассуждают) Да, полезнее свежеприготовленный сок, потому что там больше витаминов.

Малыши, к которым мы ходим в гости, не знают, как получают апельсиновый сок. Хотите показать им? В следующий раз возьмём всё, что нужно для получения апельсинового сока, покажем им и угостим полезным соком.

пальчиковой игры «апельсин». Повторяйте за мной движения:

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для чижа

Эта долька для ежа

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для бобра

Ну а волку кожура

Он сердит на нас беда

Разбегайтесь, кто куда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по годовому проекту "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"

Годовой проект на тему: "Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности старших дошкольников"...

"Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Материал о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситу...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

laquo;В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг...