Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.
консультация
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_lyuboznatelnosti_i_poznavat_aktivnosti.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Селиванова Е.А.
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг.
Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного и творческого развития детей.
Природные возможности каждого ребёнка велики. Если не создавать соответствующие условия для реализации познавательного и творческого направления - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:
-Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
-Включение занимательности в содержание занятий;
-Создание проблемно-поисковых ситуаций;
-Вовлечение в выполнение творческих заданий;
-Интеграция разнообразной деятельности;
-Организация экспериментирования;
-Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Определив необходимость работы по развитию познавательной активности дошкольников, перед нами стоят следующие задачи:
1.Создать в группе предметно-развивающую среду, определить её значение для развития познавательных интересов.
2.Разработать и апробировать конспекты занятий с занимательным содержанием, имеющие проблемно-поисковые ситуации; ввести в обучение интегрированные занятия.
3.Создать серию развивающих и дидактических игр.
4.Использовать в работе задания творческого характера.
5.Широко использовать в работе такие методы обучения как опытно-экспериментальная и проектная деятельность.
6.Организовать работу с родителями по вопросу воспитания активного и успешного ребёнка.
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности. Предметно-развивающая среда должна соответствовать задачам развития детей.
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то необходимо преобладающее место отвести игровой зоне. Именно игра необходима детям для эмоционального благополучия, самовыражения, самоутверждения, общения со сверстниками.
На пятом году жизни дети начитают стремиться к творческому воссозданию мира: они выступают как творцы, сценаристы и режиссёры этого мира, событий, происходящих в нём. В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребёнка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру.
Поэтому, создавая сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Больница» и другие, необходимо предоставить возможность детям свободно использовать такие материалы как пластилин, бумагу, природный и бросовый материал, способствующие развитию игровых замыслов и творчества.
Для формирования интереса к элементарной математической деятельности в группе можно создать уголок математики, в который будут входить: дидактические игры, игры сделанные своими руками, наглядный материал, раздаточный материал, рабочие тетради. При подборе игр необходимо учитывать особенности умственного развития детей, а также их интерес. Дети очень любят такие игры, как «Кто быстрее найдёт»,«Кто больше увидит и назовёт» , «Угадай по описанию», « Найди лишний предмет», и т.д. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Для развития памяти, логического мышления, воображения, внимания, можно предложить детям ряд развивающих игр – это «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», , «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», др. Эти игры способствуют формированию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение осуществлять контрольно-проверочные действия.
Особое значение нужно отвести работе с художественной литературой, знакомстве с книгой, это позволяет привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребёнку познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит.
Сюда можно отнести и настольный театр. Сказка – повод понять что-то большее, посмотреть на себя со стороны, обдумать важные проблемы. Игры по сказкам учат ребёнка ставить себя на место героя сказки, сравнивать и анализировать, делать выводы и обобщения. Дети с удовольствием инсценируют сказки, имея возможность проявить своё творчество.
В процессе ознакомления с миром природы у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимодействии объектов и явлений природы. Большой интерес вызывают у детей объекты природы и природных явлений . Здесь помогает «Уголок живой природы», в котором имеются, комнатные растения, календарь наблюдений за погодой, копилка природного материала.
Уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, телефоны экстренных служб. Дети с удовольствием разъясняют друг другу, что обозначает дорожный знак или как позвонить в пожарную службу.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому необходимо выделить место (например уголог «Наше творчество»), где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
Особый интерес у детей нашей группы вызывает такая форма работы, как экспериментирование. Оно не не оставит без внимания ни одного из «юных исследователей».
Ознакомление с предметным окружением обеспечивает целостную систему знаний, которая отражает существенные связи и зависимости в той или иной области. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
Таким образом, создание разнообразной предметно-развивающей среды способствуета формированию и развитию познавательного интереса детей.
Развитие познавательной активности на занятиях.
Приступая к подготовке занятий с дошкольниками, необходимо учесть главное условие: детям должно быть интересно. Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это даёт ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Эти факторы очень важны для формирования стойкого познавательного интереса.
Чаще всего на занятиях используются игра-путешествие. Находясь в постоянном движении на занятии, дети не думают об усталости. Учебный материал усваивается ненавязчиво, сам собою. В процессе интегрированных занятий ребёнку предоставляется возможность применить свои знания и умения в различных видах деятельности, объединённых общей темой. Такие занятия поддерживают познавательный интерес детей, помогают найти применение полученных ранее умений на практике.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.
Педагогам свою работу необходимо разнообразить интересными формами и видами. Например проводить виртуальные экскурсии, творческие игры, встречи с интересными людьми, и в результате каждый вид деятельности приносит свои положительные результаты.
В завершении, хотелось бы отметить, что создание условий для развития познавательной активности зависит не только от педагогических технологий, но и от личности, профессионализма и творчества педагога. Любознательные дети растут рядом с любознательными взрослыми. Которые не должны поддаваться иллюзии, что всё и обо всём уже знают. А открываю мир вместе со своими воспитанниками, отыскивать любопытные вещи, предметы, поощряю инициативу и самостоятельность.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности детей, воспитателей и родителей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения через беседы, консультации, анкетировая.
Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Селиванова Е.А.
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у детей не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных особенностей детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.
Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Познавательный интереснаправлен на материал, связанный с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Развитию познавательных способностейдетей способствует организация развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы.
Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
К познавательным процессам дошкольников относятся: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь.
- ВНИМАНИЕ переходит в произвольное, а от него уже к начальной ступени послепроизвольного, когда дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения.
- ПАМЯТЬ. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на материале прошлого опыта. С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу.
- ВОСПРИЯТИЕ объединяет психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира.
- МЫШЛЕНИЕ зависит от познавательной активности, формируемой семьей и учреждением дошкольного образования.
- ВООБРАЖЕНИЕ обуславливает мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.
- РЕЧЬ. Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.
Согласно образовательных стандартов дошкольное образование познавательное развитие воспитанников реализуется в образовательных областях:
- «Ребёнок и общество»;
- «Элементарные математические представления»;
- «Ребёнок и природа»;
- «Развитие речи и культура речевого общения»;
- «Искусство».
К задачам познавательного развития детей дошкольного возраста относятся:
- развитие психических познавательных процессов и способностей;
- формирование способов и деятельности;
- овладение средствами деятельности;
- формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире;
-формирование умений устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире;
- воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к миру вещей и природы;
- воспитание таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, инициативность и др.
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.
Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например, колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д. Также формированию сферы внимания способствуют:
· организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности).
· подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес.
· включение развивающих упражнений в образовательный процесс.
Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника.
Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.
Формированию памяти способствуют:
· организация игровой деятельности, направленной на приобретение определённого опыта;
· включение в образовательный процесс упражнений на тренировку разных видов памяти.
Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».
Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения. Формированию воображения способствуют также:
· дидактические игры – словесные (где дети рассуждают, обмениваются мнениями), настольно-печатные (с правилами), с игрушками и предметами (СРИ, драматизации). Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
· свободное экспериментирование с разными материалами,
· конструкторская деятельность в детском саду и дома – моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Конструкторская деятельность происходит с использованием: готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов; наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу; различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.
Для обеспечения развития познавательной активности не менее важносоздание в группе положительных условий для активизации познавательных интересов и познавательных способностей детей, соответствующая организация предметно-пространственной среды. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо использовать накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей, стимулировать познавательную и творческую активность детей старшего дошкольного возраста в соответствии с учебной программой дошкольного образования.
Как же отобрать познавательное содержание для старшей группы?
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводится с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, макетов "Улицы, по которым мы ходим", климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами ("Удивительное место на земле"). Очень серьезная тема "время", т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам - «Живая природа: царство растений и царство животных: царство растений - дикие растения, культурные растения, растения, связанные с историей и культурой; царство животных - дикие и домашние животные, интересные факты (исторические, познавательные). Сведения о неживой природе воспитатель дает не вразброс, а крупными блоками: "Атмосферные явления", "Климатические зоны", "Времена года", "Солнечная система", "Камни".
В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:
- беседы с детьми на познавательные темы;
- разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;
- просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач; - своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. И обязательно наличие в группе "Полочки умных книг".
Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Материал о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситу...
Тема проекта «Одаренные дети: выявление и создание условий для развития и становления способностей и талантов детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.»
Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников. Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его...
«Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Познавательное развитие в ДОУ...
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель ШияноваТ.А. Любознательность – желани...
Консультация для педагогов "Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Данная консультация поможет педагогом организовать работу по экспериментальной деятельности и создать условия проведения экспериментальной деятельности в разных возрастных группах....