«Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Познавательное развитие в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Организовать работу по экспериментальной деятельности следует таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Экспериментирование должно возникать по инициативе ребенка.

Обязательным является участие дошкольника в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослым опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.

8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.

10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Примерная структура занятия – экспериментирования:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Оборудования для экспериментальной деятельности:

Младший дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для младшего возраста;

- Тематические альбомы;

- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), «Ткани»;

- Песок, глина;

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов"

- "Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- Семена бобов, фасоли, гороха

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- Персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для среднего возраста;

- Тематические альбомы;

- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

- Мини-музей ("камни", чудеса из стекла" и др.)

- Песок, глина;

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Семена бобов, фасоли, гороха

- Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов"

- "Бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- Персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Условия проведения экспериментальной деятельности в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");

2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли – босоножки и т.д.;

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

- О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

- О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).

- О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

- Об эталоне "1 минута".

- О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днём оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

- О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

- О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);

- О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

- О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

- О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

- О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.)

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия - экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие любознательности и познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

Тема: «Развитие любознательности и познавательных интересов у детей дошкольного возраста»Цель: Развивать познавательный интерес и любознательность ребенка по средствам общения. Обогащать сл...

"Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Материал о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситу...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»...

Создания условий для развития любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста.

laquo;В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» Д.Лессинг...

Консультация для педагогов «Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель ШияноваТ.А. Любознательность – желани...

Консультация для педагогов "Развитие любознательности и познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Данная консультация поможет педагогом  организовать работу по экспериментальной деятельности и создать условия  проведения экспериментальной деятельности в разных возрастных группах....