Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни дошкольника
статья

Печёрина  Светлана Михайловна

Дошкольное детство - один из наиболее ответственных периодов жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы физического и психического здоровья человека. В педагогической практике накоплен определенный опыт оздоровления. И мы стараемся вырабатывать у детей интерес к ЗОЖ, применяя нетрадиционные методы физического развития и оздоровления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Улан-Удэ «Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида»

                           

Доклад

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

                              в логопедической группе №6 «Колокольчики»

                                          коррекционной направленности

                                                                                    Печёрина С.М., воспитатель

Формирование ценностных ориентаций на                     здоровый образ жизни дошкольника

    Известно, что в дошкольном возрасте формируется фундамент физического и психического здоровья детей. Именно в период до 7 лет идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.  

      Полноценное физическое развитие дошкольников напрямую зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения.

     Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования. В нашем детском саду для этого складываются исключительно благоприятные условия. Проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Подбираются эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, и таким образом приобщаем детей к здоровому образу жизни. Особое внимание уделяем системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.

      В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно, благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, игр-имитаций.  Для детей 5-7 лет помимо сюжетных и театрализованных игр проводим реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческих заданий, проявлять творческие фантазии. В сюжетно-ролевых играх («Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Птицефабрика», «Контактный зоопарк» и др.) формируем у дошкольников поведение, способствующее здоровому образу жизни  на основе представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий (проветривания помещения и влажной уборки, стирки спецодежды, уборочного инвентаря,  постельного белья,  освещения помещения, ограничения времени просмотра телевизионных передач  и  игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур). Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

      Для снятия утомляемости во время занятий регулярно проводим физкультурные минутки, гимнастику для глаз, артикуляционную гимнастику. Для улучшения работы органов и систем организма, защиты его от простудных заболеваний с детьми проводится самомассаж в игровой форме, массаж колечками и шариками Су-Джок, методы релаксации (проект «Мир гармонии»).

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется термин «ловкость». Дети, имеющие различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. У них наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх-низ», «лево-право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв.  Причиной этих трудностей у детей с речевой патологией является не сформированность зрительно-пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно-моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. Коррекционно-педагогическую работу по профилактике оптической дисграфии у детей начали проводить в старшей группе с выкладывания Лего-элементов на плоскости, на логопедических занятиях и математике выполняли графические диктанты. Работу с использованием Лего-конструктора дополняли загадками, чистоговорками, скороговорками и пальчиковой гимнастикой. Задания подбирали по принципу «от простого к сложному». Приобретенные умения дети использовали при реализации проекта «Насекомые и их знакомые».

     Выполняя пальчиковые упражнения и игры, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики руки, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что особенно важно для наших воспитанников. Для развития мелкой моторики рук используем бусины, пуговицы, металлический и бумажный конструкторы, нитки, шнуровку, различный природный материал, вязание крючком, вышивание  атласными лентами по основе, плетение резинками, бисероплетение,  игры с прищепками, «Пазлы»,  «Лабиринты»,  «Рыбалка»,  «Собери бусы».

      Используя различные изобразительные материалы, новые технические приёмы, требующие точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти и карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», «монотипия», лепку из солёного теста, кинетического песка.

     Одно из самых важных условий воспитания здоровых детей – правильный гигиенический режим, чередование нормального сна и бодрствования, приемов пищи и оздоровительных мероприятий.  Важно, чтобы дети не только с удовольствием выполняли необходимые действия по закаливанию организма, но и понимали смысл этих процедур, задумывались, для чего все это нужно.

      День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику и оздоровительную гимнастику после дневного сна. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она помогает им плавно перейти от сна к бодрствованию, встретиться с веселыми движениями, принять воздушные ванны, и наполниться бодростью и силой.                                                                                                                          В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;  
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

       Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна. Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину. 

  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

       Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться. Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия. Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

      Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

      В старшей группе время проведения гимнастики можно увеличить. В комплекс упражнений рекомендуется включать занятия с тренажёрами и/или спортивными предметами. Ребятам пяти лет хочется хорошенько подвигаться, размяться. Дневной сон к этому времени становится для многих из них процедурой скучной и необязательной, ребята буквально заставляют себя пролежать положенное время в кровати. Таким образом, чем больше движений будет предложено на гимнастике, тем больше восторга это вызовет. Можно поэкспериментировать и предложить детям игры со скакалкой, лентами, кеглями, обручем, резинкой.

      Особенно разнообразной и продуманной должна быть гимнастика после сна в подготовительной группе. Перед нами уже почти взрослые люди, сформировавшиеся личности. Их не так просто увлечь созданием театрализованного действия, зато подойдут игровые комплексы, рассчитанные на взаимодействие в команде. Как правило, подготовительная группа – это уже настоящий коллектив, в котором дети привыкли друг к другу, готовы обмениваться опытом, помогать друг другу. Гимнастические упражнения мы совмещаем с «зарядкой для ума», играми на сообразительность, скорость реакции, концентрацию внимания будущих школьников.

      В работе также используем дыхательную гимнастику. Проводим дыхательные игры: «Буря в стакане», «Снег идёт», «Свистульки», «Воздушный футбол», «Ветерок», «Пробковые бега» и другие.  Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, вызывают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот, способствуют развитию воображения и фантазии, сопротивляемости организма к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках. (Рекомендации по планированию ЗОЖ).

      Одна из важнейших задач физического воспитания и оздоровления – формирование правильной осанки. Основным средством профилактики нарушения осанки служат физические упражнения. В каждый комплекс утренней гимнастики, в каждое занятие обязательно включаем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, на формирование правильной осанки. Постоянно следим за правильным положением тела ребёнка во всех режимных процессах. Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия. Детям очень нравятся упражнения для укрепления мышц голени и стопы, и они их с удовольствием выполняют.

     Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. На прогулке детям предоставляются большие возможности для развития моторики и удовлетворения их потребности в двигательной активности.

      Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Они наполняют детскую жизнь яркими красками, развивают сообразительность, смекалку, воображение и творчество, воспитывают у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, приобретает знания по укреплению и сохранению здоровья, в нетрадиционной форме приобретает и обогащает опыт.

Важным условием полноценного физического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. С учетом ФГОС в группе определено пространство для активной двигательной деятельности воспитанников. Это стимулирует интерес к физическим упражнениям, позволяет совершенствовать двигательные умения и навыки, способствует естественному, непринуждённому протеканию самостоятельной двигательной деятельности. Любая двигательная активность только тогда приобретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится сознательной и произвольной. Нами   было изготовлено нестандартное оборудование: различные профилактические дорожки, «Солнышко», «Шаробол», «Актив-стоп», «Рыбалка», «Кегельбан», «Напольные шашки», «Гусеница», «Воздушный футбол», «Настольный слалом», «Наездники» и др.  Правильный подбор оборудования и рациональное его использование способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, укреплению их здоровья и полноценному психофизическому развитию. В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, изучают способы перемещения в пространственной среде. По мере формирования двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям, они начинают применять усвоенные навыки и умения в самостоятельной двигательной деятельности.

      В нашем дошкольном учреждении создана система психологической поддержки детей, испытывающих трудности в социальной адаптации. Педагог-психолог, занимаясь коррекцией психического здоровья наших воспитанников, формирует у детей представление о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте. Здесь мы используем игры «Домик настроения», «Азбука общения», плакаты, викторины, этюды и др. Для родителей организовали тренинги, на которых психолог познакомила с доступными методами релаксации.

     В работе по оздоровлению детей большое значение придается питанию. Разумно организованное питание в детском саду – выполнение принципов рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи, позволяет сформировать правильное пищевое поведение и вкусовые привычки.   Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников. Работа по воспитанию у детей здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй.  С родителями проводятся: беседы о важности здорового образа жизни, консультации, совместные спортивные праздники, квесты на природе, экскурсии, анкетирование, круглый стол, клубный час в рамках проекта «Семейный клуб», тренинги, практикумы (методы су-джок-    

терапии; «Мой весёлый звонкий мяч»), обучающие семинары, мастер-классы, журнал здоровья, выпуск газеты «Колокольчик», буклетов, памяток; совместный выпуск плакатов, книжек-малышек и др.   Обязательно учитываем точку зрения родителей и вместе находим решение спорных вопросов.

       С помощью родителей были созданы презентации, лэпбуки, плакаты («Полезные и вредные продукты», «Продукты питания», «Бабушкины рецепты»). Организованы выставки блюд бурятской кухни, «Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели», проведены мастер-классы «Оформление праздничного стола», «Праздничная корзинка (овощная)», «Бутерброд-здоровячок», салат «фруктовый микс» и др.

      В результате проводимых мероприятий значительно улучшилось состояние здоровья воспитанников и их физическая подготовка. Наша группа  является постоянным участником, призером или победителем  соревнований и спортивных праздников:  «Строевой песни»,  плаванию, «Весёлые старты»,   «Соревнуясь рядом  с папой, я готовлюсь стать солдатом!», «Космические старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», Спартакиады, посвященной Дню здоровья,  легкоатлетической эстафеты, посвященной Дню Победы, Дню города; районных и городских соревнований «Зарничка», «Юные спасатели», «Малые летние семейные Олимпийские игры», в турнире по мини-футболу среди детских садов города. Повысилась активность всех участников физкультурно-образовательного процесса, расширилась развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке детского сада, воспитанники занимаются в кружках и в спортивных школах: художественной гимнастики, плавания, футбола, тенниса, студиях танца, Ушу, баскетбола.

     Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать задачи развития физически подготовленной, социально-активной, творческой личности. А интерес детей к спортивным событиям и участие в них родителей убеждают в эффективном выборе нами  разнообразных форм  взаимодействия с семьями воспитанников.

Список использованной литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  2. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.
  3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка. М.: «Просвещение», 2006 г.
  4. Карпова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград.: Учитель, 2010 г.
  5. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4-2014 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста средствами реализации программы кружка «Крепыши»»

Программа «Крепыши» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.  Разработана в соответствии с ФГТ и целями и задачами детского сада....

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – ...

Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...

Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбужд...

РМО Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие.

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...

Презентация "Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие."

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...