Подвижные игры в оздоровлении детей
учебно-методический материал
Игры, подвижные игры, игровые упражнения для детей - путь к познанию мира, в котором они живут и призваны изменить.
Без преувеличения можно считать, что родители, желающие всестороннего развития своему ребенку, должны быть его партнерами в играх.
Приведем примеры оздоровительных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и положения всего тела.
Систему совместных игровых упражнений разработала чехословацкий педагог Яна Бердыхова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры в оздоровлении детей.
Игры, подвижные игры, игровые упражнения для детей - путь к познанию мира, в котором они живут и призваны изменить.
Без преувеличения можно считать, что родители, желающие всестороннего развития своему ребенку, должны быть его партнерами в играх.
Приведем примеры оздоровительных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и положения всего тела.
Систему совместных игровых упражнений разработала чехословацкий педагог Яна Бердыхова.
Комплекс оздоровительных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и положения всего тела.
- «Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки сгибаются в локтях так,
чтобы пальца коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает держать спину прямо и протягивает локти назад близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.
- «Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.
- «Кто сумеет». Из положения, лежа на спине, ребенок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь родителя проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.
- «Самолет планирует». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой.
Взрослый корригирует вертикальное положение корпуса.
- «Казачок». Ребенок держится за руки взрослого, сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Хорошо выполнять под музыку.
- «Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы её носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый поддерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия,
- «Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляют ноги, взрослый поддерживает ребенка за руки.
- «Кувырок через руку». Ребенок стоит за спиной сидящего на полу взрослого, его правая рука отведена в сторону. По команде ребенок (со страховкой взрослого) переворачивается через правую руку. Левой рукой ребенок обхватывается и кувырок заканчивается в сидячем положении ребенка на коленях взрослого. Этому упражнению предшествует разучивание простейших перекатов.
- «Большой самолет». Это одно из любимых упражнений. Ребенок стоит, ноги врозь. Взрослый левой рукой захватывает левый локоть, правой - бедро левой ноги и поднимает ребенка до пояса, затем следует 2-3 круговых поворота с изменяющейся высотой полета.
При этом необходимо следить, чтобы ребенок держался прямо (не сгибался). После преодоления внутреннего страха ребенка, взрослый 2- 3 раза кружится с ним на одном месте - «самолет летит».
- «Голуби». С папой сделать бумажных «голубей» на всех членов семьи. А затем соревноваться: у кого дальше голубь полетит.
- «Камень, ножницы, бумага». Сидя друг перед другом (можно стоя), и сжав пальцы в кулак. Все играющие одновременно говорят «камень, ножницы, бумага, раз, два, три!», при этом кулачками двигают вверх - вниз. Сказав «три» все играющие одновременно разжимают кулак. Полностью выпрямить ладонь - это означает «бумага», оставить кулак сжатым - «камень», выпрямить указательный и средний в виде ножниц — ножницы. Ножницы режут бумагу, но ломаются от камня, а камень можно накрыть бумагой. Так, анализируя, определяется победитель.
Не стесняйтесь играть с ребенком. Это вас сблизит, и ребенок вас еще больше будет любить.
Если хочешь быть сильным, - бегай!
Если хочешь быть красивым, - бегай!
Если хочешь быть умным, - бегай!
Древнегреческое изречение
Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей здоровыми, закалёнными, умными
Чтобы ребёнок рос здоровым, уравновешенным, с интересом воспринимая «учебный материал надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания.
Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. Все явления в природе также протекают в ритме: смене времен года, дня и ночи, сезонная ритмичность в воспроизведении потомства у растений, животных.
Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь способствует выработке ритмичности физиологических отправлений организма, обеспечивает нормальное течение жизненных процессов. Иван Петрович Павлов доказал, что под влиянием внешних воздействий в коре головного мозга образуются условные рефлексы.
Если эти воздействия неоднократно повторяются в одно и то же время, то отдельные условные рефлексы объединяются в прочную систему, и процессы осуществляются автоматически, с наименьшей затратой энергии.
Такую систему условных рефлексов И.П. Павлов назвал «динамическим стереотипом».
Если ребенок ест, спит, отдыхает, тренируется, занимается, когда ему заблагорассудится, то эти процессы становятся беспорядочными, неустойчивыми.
Домашний режим ребенка в те дни, когда он не посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного учреждения. Дома прерывается систематичность закаливания, утренней гимнастики, а это в свою очередь ведет к снижению приобретенную организмом устойчивость к холодным воздействиям.
Закаленные дети легче переносят изменение влажности, холод и жару, менее подвергаются простудным и другим заболеваниям. Закаливание и физические упражнения укрепляют нервную систему, способствую развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, лёгких, органов пищеварения и выделения, состав кроны и обмен веществ, повышается способность легко усваивать учебный материал.
Физические упражнения, а особенно упражнения с предметом (любые мячи, гимнастические палки, шесты, гантели и др.) развивают не только крупные и мелкие мышцы, но и способствуют гармоничному развитию центральной нервной системы.
Игровые задания помогут научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку и карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развивать речь и мышление ребенка. Физическое здоровье - это фундамент для умственного развития.
Чтобы физическое и умственное развитие шагали параллельно надо помнить, что оно строится на основе соотношения между умственной и физической нагрузкой.
Не всегда есть возможность ходить с ребенком в спортивный зал, но есть подвижные игры, которые вас, уважаемые родители, выручат!
Для этого нужно только научиться определить величину нагрузки:
подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60 - 80 ударов в минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилением сердцебиения, таким образом, чем больше нагрузки, тем выше ЧСС.
Существует несколько так называемых зон интенсивности (напряженности) для игр с разной степенью подвижности.
- ЧСС до 100уд/мин. - зона низкой интенсивности. Игры проводятся преимущественно лежа или сидя с локальным воздействием на мелкую моторику («пальчиковые игры»), активизацию дыхания, координацию и точность движений. По медицинским показаниям малоподвижные игры рекомендованы всем детям с ограниченными возможностями.
- ЧСС 100 - 120 уд/мин. - зона умеренной интенсивности. Характерна для таких игр, как «Совушка», «Поезд», «Запрещенное движение» и др. Эти игра служат не только для развлечения, они развивают внимание, четкость и слаженность движений, быстроту реакции, координацию движений. Продолжительность таких игр составляет 15 -20 мин. Нагрузка при ЧСС 100 -120 уд/мин не вызывает перенапряжения организма и развивает общую выносливость.
- ЧСС 120- 140уд/мин. - зона тонизирующей нагрузки. Характерные игры: «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Лохматый пёс» и др. продолжительность одной игры 2-3 мин. Подвижные игры с тонизирующей нагрузкой оказывает широкое оздоравливающее действие на все функции организма и в зависимости от их содержания требуют внимания, ловкости, быстроты реакции, равновесия, умения ориентироваться в пространстве.
- ЧСС - 140-160уд/мин - зона тренирующего воздействия. Игры «Пятнашки», «Кто быстрей?» и другие подвижные игры, переходные к спортивным: «Мяч капитану», «Челночный бег», «Встречная эстафета» подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т. п.) в течение 10 - 15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются.
На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.
«Подвижные игры» Л.В. Шапкова; «Как готовить ребенка к школе»; Литература: «Ради здоровья детей» Р.В. Тонкова - Ямпольская.
Недостаточная двигательная активность-гипокинезия всё больше «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста, но и чаще у младших школьников, дошкольников и даже у совсем маленьких детей. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: снижается тонус мышц, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц.
Известно, что мышечная система имеет широкую и тесную связь с главными регуляторными механизмами. И поэтому ясно, что удар, наносимый гипокинезией по мышечной системе, - это удар по нервной, эндокринной и медиаторным системам. Гипокинезия отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.
Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесёнными заболеваниями. Как правило, этих детей чрезмерно опекают взрослые, их освобождают от физкультуры, а малышей любящие родители целыми днями катают на прогулочных колясках, способствуя тем самым и нарушению их осанки, ослаблению функции дыхания, кровообращения. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще.
Последнее неукоснительно ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений ребёнка в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах и идущих к коре головного мозга.
В результате развиваются расстройства центральной нервной системе и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Нередко формируются различные дефекты осанки.
Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным.
Преимущество п.и. перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Игра - естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка неуемной потребности в его жизнерадостных движениях.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства п. и, - одно из проявлений воли к жизни усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития (Гребешкова И.И.и др. 1990; Богуславский 3. М, Смирнова Е.О 1991; Геллер Е.М 1989;).
Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству п.и., особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении. Способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, воспитанию у них морально-волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости, развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.
Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействуют общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей п.и., особенно игры на воздухе, несомненно, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний.
Серьёзными исследованиями педагогов, физиологов и врачей доказано благотворное влияние п.и. на детей. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции (Страковская В.Л. 1965), отвлекает ребёнка от «ухода» в болезнь.
Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. П.и., часто сопровождающие неожиданными смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей, следовательно, уже по одному этому они неизменимые корректоры в комплексном лечении детей.
Дошкольный возраст-главный период человеческой игры. Развитие и совершенствование движений при игровой форме занятий у детей 1-3 лет происходят более качественно и в более ранние сроки.
Для целенаправленной, тренировки некоторых мышечных групп наряду с п.и. целесообразно вводить упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий, а только имитируют поведение героев сказки в каких-то ситуациях, движениях животных, насекомых («зайчик прыгает», «бабочка летает»).
Чем ребёнок здоровее, тем выше уровень его психической и физической подготовленности, тем больший объём эмоциональной и физической нагрузки в играх ему можно давать: эстафеты, командные игры.
Чем ребёнок слабее, чем ниже уровень его психофизических возможностей, тем подход к нему должен быть индивидуальным, щадящим, со страховкой. Безусловно, в любом случае учитывается возраст ребёнка, не только паспортный, но и «истинный», определяемый по уровню психофизических и эмоциональных возможностей.
«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития детей». (Студёнкин М.Я.1988).
Подвижные игры
Одним из основных средств физического воспитания детей, способствующих формированию правильной осанки, являются подвижные игры. Их можно проводить уже с 2 - 3 летними малышами.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как смелость, уверенность, настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Игры для детей З-4 лет
- «Лошадки». Играющие становятся парами. Один в паре - «лошадка», другой - «кучер», который управляет лошадью с помощью «вожжей» (веревок). По команде взрослого «лошадки» идут шагом, бегут рысью или останавливаются («Тпру!»). «Лошадки» выполняют движения только по команде взрослого. Тот, кто невнимательно слушал команды и ошибся, выбывает из игры.
- «По ровненькой дорожке устали наши ножки». Ребенок ходит между двумя параллельно начерченными линиями и по сигналу «Устали наши ножки» останавливается; затем продолжает ходьбу. В этой игре важно сохранять правильную осанку — не сутулиться, не опускать голову.
- «Лови, бросай, упасть не давай!» Играющие становятся по кругу, в руках у одного из них — мяч. Ребенок с мячом говорит: «Лови, бросай, упасть не давай!» — и бросает мяч стоящему рядом. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.
- «Гуси». В одном углу комнаты или площадки очерчивается дом «гусей», в другом - «луг». «Пастух» (взрослый) с хворостиной в руках отводит «гусей» пастись на «луг», а сам возвращается «домой». Через некоторое время «пастух» зовет «гусей»: «Гуси, гуси!» Услышав голос «пастуха», «гуси» отвечают: «Га-га-га!». «Пастух» может так звать «гусей» несколько раз, но как только скажет: «Летите домой!» - «гуси», расправив крылья (вытянув руки в стороны) и размахивая ими, бегут в «дом». Выигрывает тот, кто прибежит в «дом» первым.
- «Поймай комара». Играющие становятся по кругу, лицом к центру, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Взрослый стоит в середине круга. В руках у него длинный прут (длиной до 1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» (из бумаги или материи). Взрослый кружит «комара» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головами, дети подпрыгивают, стараясь поймать его руками. Когда «комар» пойман, все хлопают в ладоши.
Игры для детей 5-7 лет
- «Кот и мышки». Играющие становятся по кругу, держась за руки, но, не замыкая его, т.е. оставляя в нем «ворота». Руководитель игры из числа детей выбирает «кота» и «мышку». «Кот» становится за кругом, а «мышка» - внутри него. «Кот» старается поймать убегающую «мышку», пробегая через «ворота» или под руками детей. Дети везде пропускают «мышку», а «кота» стараются задержать, приседая и опуская сцепленные руки. Когда «кот» поймает «мышку», они становятся в общий круг. На их место назначаются другие дети, и игра возобновляется.
- «Не попадись на удочку!». Дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых в сторону рук. Руководитель игры стоит в центре круга и вращает по кругу шнур («удочку»), к концу которого привязан мешочек с песком. Играющие внимательно следят за мешочком и при его приближении подпрыгивают на месте: мешочек не должен касаться ног. Тот, кого заденет «удочка», выбывает из игры и отходит в сторону.
- «Кукушка». Играющие изображают птиц, каждый располагается в очерченном кружке «гнезде». «Кукушка» - без гнезда. По сигналу взрослого: «Кыш, полетели» — «птицы» покидают «гнезда» и «летают» (бегают) где им угодно; кукушка вместе с ними. По сигналу: «Домой!» все, в том числе ««кукушка», бегут и занимают любое «гнездо». Оставшийся без гнезда становится «кукушкой». Игра повторяется 5-6 раз.
- «Болото». На полу или площадке чертят две линии (на расстоянии 7 - 10 шагов друг от друга). Между ними рисуют 10 - 12 кругов (на расстоянии 25-30 см друг от друга) - это «кочки», а кругом «болото», его можно обвести чертой. Играющие располагаются вдоль одной линии. Их задача: перебраться по «кочкам» с одного «берега» (линии) на другой. Они по очереди прыгают на обеих ногах по «кочкам». Попавший в «болото» выходит из игры (идёт «сушиться» на «берег»). Выигрывают те, кто благополучно переберется с одного «берега» на другой.
- «Салка с мячом». Дети становятся по кругу. «Салка» — в центре круга, у его ног лежит мяч. «Салка» выполняет различные движение подскоки, наклоны, приседания, хлопки, повороты. Играющие повторяют эти движения за ним. По сигналу руководителя игры (взрослого): «Раз, два, три — из круга беги!» дети разбегаются в разные стороны, а «салка» быстро поднимает мяч с земли и бросает его в убегающих. После этого по сигналу взрослого: «Раз, два три — в круг скорей беги!» дети снова образуют круг. «Салкой» становится тот, в кого попал мяч. Если же никто не осален мячом, остается прежний «салка», и игра продолжается.
- «Салки с перебежками». На противоположных сторонах площадки (комнаты) чертят два «дома». Играющие располагаются в одном из «домов». В середине площадки между «домами» находится водящий. Играющие произносят хором:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
С последними словами все перебегают в другой «дом» — напротив. Водящий в это время салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выбывает из игры. Затем играющие перебегают из нового «дома» в прежний и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не поймает (осалит) всех ребят. Тогда выбирают нового водящего, и игра возобновляется. Основные правила игры: Водящий имеет право ловить или салить только вне «дома». Пойманные не должны вырываться из рук водящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры для оздоровления детей
Подвижные игры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья...
Роль подвижных игр в оздоровлении детей дошкольного возраста
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально — волевых качеств. Специфика подвижной игры состои...
Консультация "Подвижные игры в оздоровлении детей на прогулке"
Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка раннего возраста, и поэтому рассматриваются советскими педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игр...
Подвижные игры для оздоровления детей
В своей работе рассказываю, какие подвижные игры нужно использовать для укрепления опорно-двигательного аппарата,для укрепления органов дыхания , для приобретения правильной осанки....
Подвижная игра-средство оздоровления детей.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма....
Дискуссия подвижная игра средство оздоровления и укрепления детского организма
Подвижная игра — средство оздоровления и развития детского организма...