Обобщение опыта работы по здоровьесбережению на тему "Оздоровление детей в условиях детского сада".
учебно-методический материал
Материал содержит описание практической работы по здоровьесбережению на основе методических пособий Л.В.Гаврючиной, И.М.Шумовой, О.Зажигиной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vospitatelya_grishchenko_t.v.po_zdorovesberezheniyu.docx | 75.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14
Обобщение опыта работы
По теме:
«Оздоровление детей в условиях детского сада»
воспитатель
высшей квалификационной категории
Грищенко Т.В.
с.Новоселицкое
Содержание
1.Пояснительная записка-------------------------------------------------------------стр.2
2.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей-------------стр.3
3.Организация питания---------------------------------------------------------------стр.6
4.Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания в ДОУ---------------------------------------------------------------------------------------стр.7
5.Физкультурно-оздоровительная работа----------------------------------------стр.9
6.Профилактическая работа--------------------------------------------------------стр.19
7.Кружковая работа-------------------------------------------------------------------стр.23
8.Взаимодействие с родителями---------------------------------------------------стр.23
9.Предметно-развивающая среда--------------------------------------------------стр.24
10.Самообразование, взаимодействие с педагогами ДОУ------------------стр.24
11.Результативность работы--------------------------------------------------------стр.25
12.Используемая литература-------------------------------------------------------стр.27
Пояснительная записка
Понятие « здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй , наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровья – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е.Торохова).
В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа , как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало различных технологий нетрадиционного оздоровления, данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В.Г.Алямовская, М.Д.Маханева, М.Л.Лазарев, Н.Н.Ефименко, В.Т.Кудрявцев, однако, эта проблема на сегодняшний день все еще остается актуальной.
По этой причине в течение нескольких лет я углубленно работаю над темой- здоровьесберегающих технологий в детском саду. На начальном этапе своей работы я поставила следующую цель:
Создать комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Для позитивного выполнения данной цели я поставила следующие задачи:
- Создание условий для благотворного физического развития детей;
- Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- Удовлетворение природной потребности детей в движении;
- Формирование разумного отношения к своему здоровью;
- Активизация познавательных интересов;
- Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;
Мне бы хотелось, чтобы разработанная мной система оздоровительной работы с детьми, включающая, в том числе, и инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, и, самое главное, нравилась бы детям.
На основе теоретических и практических разработок авторов различных программ и пособий, занимающихся проблемой использования здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования, свою деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников я основываю на следующих направлениях:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.
- Организация питания детей.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в ДОУ.
- Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Организация профилактической работы.
- Кружковая работа.
- Взаимодействие с родителями.
- Создание предметно-развивающей среды пребывания в ДОУ.
- Самообразование. Взаимодействие с педагогами ДОУ.
- Результативность деятельности
1.Организация санитарно-пидемиологического режима и создание педагогического охранительного режима жизнедеятельности детей.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей регламентируется известными нормативными документами - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13) и реализуется в нескольких аспектах.
Прежде всего – это организация режима пребывания ребенка в ДОУ с обязательным учетом особенностей биоритма, физической и умственной работоспособности ребенка в течение недели, дня, эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня, необходимости удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, отдыхе. В соответствии с этими критериями составляется сетка видов деятельности.
Примерная сетка видов деятельности
Деятельность | Виды деятельности |
Игровая деятельность – форма активности ребенка направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления. | Творческие игры:
Игры с правилами:
|
Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребенка направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, способствующая формированию целостной картины мира. | Формы общения со взрослым:
|
Продуктивная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный продукт | Рисование Лепка Аппликация |
Самообслуживание и элементы бытового труда – форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат. |
|
Конструирование из различных материалов |
|
Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя. |
|
Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем воздействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. |
|
Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. | Гимнастика:
Игры:
|
При составлении сетки я всегда стараюсь учитывать требования к общей длительности организованных видов деятельности, к распределению нагрузки в течение дня и в течение недели, к достаточной продолжительности пребывания детей на свежем воздухе, к смене видов деятельности в течение дня.
Соблюдению требований к гигиене учебного процесса способствуют функционирование в ДОУ специальных помещений: кабинет психолога, физкультурный и музыкальный зал, холл патриотического воспитания. Смена видов деятельности и переход из группы в спецпомещения не только обеспечивают необходимую физическую активность, но и способствует рациональному (а значит оздоровительному) режиму, в равной мере стабильному и одновременно гибкому, динамичному.
2.Организация питания детей.
Организация питания рассматривается в нескольких аспектах:
1 – санитарно-гигиенический компонент связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением, выдачей, соблюдением требований к мытью посуды.
2 – нормативный компонент подразумевает выполнение ежемесячных номинальных норм питания в соответствии с нормами выхода готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.
Не менее важным является 3-й – психологический компонент, который связан с созданием комфортных условий приема пищи и в целом зависит от педагога.
Во время приема пищи в нашей группе сложилась традиция, после того как воспитатель скажет : «Приятного аппетита!», дети благодарят и произносят русскую пословицу «Когда я ем, я глух и нем!». Вопросам этикета во время приема пищи, несомненно, уделяю достаточно внимания, но решаются они благодаря культуре общения, доброжелательности, готовности помочь в любой момент.
Общение с детьми во время еды – я считаю, является не маловажным. Содержание бесед, как правило , носит познавательный характер: я рассказываю детям о продуктах, из которых приготовлен обед (завтрак или полдник), о пользе определенных продуктов для организма, о правилах рационального питания, о правилах этикета. Кроме этого, вместе с детьми рассматриваем альбом «Полезные продукты», играем в дидактические игры «Что из чего», «Чудесный мешочек» и др.Проводили досуг «Кулинарный вопрос», в котором ребята не только отгадывали загадки про овощи, но и принимали участие в приготовлении салата. Наши ребята являются частыми гостями и на кухне, что позволяет им не только лучше узнать работу поваров, но и познакомиться с условиями приготовления пищи.
3.Обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в дошкольном учреждении.
Очень важным в своей работе считаю обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в ДОУ – это не допускать возникновения у детей разного рода психоэмоционального напряжения, каких-либо стрессовых ситуаций, которые могут вызвать психологический дискомфорт у ребенка.
Учет психологического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. Содержание моей работы по этому вопросу направленно на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации.
Структура планирования – концентрическая (т.е. темы повторяются как в течение года в одной возрастной группе, так и последующих возрастных группах). Занятия проводятся в ходе режимных моментов.
Цели:
-Формирование положительной мотивации к выполнению основных режимных моментов, их принятие, осознанное и самостоятельное выполнение.
-Формирование и развитие основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
-Знакомство с некоторыми валеологическими понятиями: здоровье, режим дня, витамины, и.др.
-Формирование и укрепление психологического здоровья.
-Повышение психоэмоциональной устойчивости.
С учетом специфики группы раннего возраста (период адаптации детей), работа в первый месяц носит следующий характер:
- Сбор анамнеза воспитанников группы(изучение медицинской документации)
- Анализ полученных данных и выявление детей группы риска.
- Гибкий график.
- Профилактика дезадаптации детей , как одно из условий сохранения здоровья.
Особое внимание уделяю укладыванию детей в сончас. В связи с этим я использую два правила:
1.обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна.
2.Проветрить спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3 градуса.
Методику засыпания меняю: это может быть слушание колыбельной песенки, чтение сказки, или же релаксационная игра «Волшебный сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Для детей раннего возраста существует необходимость учитывать индивидуальные особенности (например, ребенку нужно видеть кого-то из взрослых рядом при пробуждении и др).
В течение адаптационного периода заполнялись адаптационные листы.
ЛИСТ АДАПТАЦИИ
Ф.И. ребенка__________________________
Дата рождения «______»______________20 г.р. Возраст _________Дата поступления_____________
Адаптационные дни | ||||||||||||||||||||||||||
Настроение | ||||||||||||||||||||||||||
Аппетит: | ||||||||||||||||||||||||||
Завтрак | ||||||||||||||||||||||||||
Обед | ||||||||||||||||||||||||||
Полдник | ||||||||||||||||||||||||||
Сон: | ||||||||||||||||||||||||||
Засыпание | ||||||||||||||||||||||||||
Длительность | ||||||||||||||||||||||||||
Активность: | ||||||||||||||||||||||||||
В игре | ||||||||||||||||||||||||||
В речи | ||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | ||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
Условные обозначения: Положительно + , Не устойчиво + / - , Отрицательно - , Болел «б» Находился дома «Д»
В конце адаптационных мероприятий была составлена аналитическая справка.
Большое значение в профилактике психоэмоциональных расстройств имеет обучение детей психосаморегуляции своего состояния. Опыт моей работы показывает, что дети достаточно быстро и успешно обучаются приемам аутогенной тренировки (релаксации). Релаксация – это один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управлении дыханием, что через подсознание воздействует на работу внутренних органов и мозга. Релаксационные паузы провожу в конце образовательной деятельности или же перед сменой одного вида деятельности другим. В целях усиления эффекта включаю негромкую успокаивающую музыку, слежу, чтобы дети закрывали глаза и принимали расслабляющие позы. Например, упражнение «Олени».
Посмотрите, мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих – расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…..
Руки не напряжены и расслаблены…
Упражнение «Загораем» (дети ложатся на живот, ноги подняты наверх).
«Ребята, представьте, что вы загораете на солнышке, ноги подняли. А теперь опустим ноги и полежим…».
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…держим… напрягаем!
Загораем! Опускаем.
Для снятия эмоционального напряжения у детей мне помогает и игровая терапия. Цель данного метода – развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения. Например, дети очень любят играть с водой. Я провожу такое упражнение «Касание ладошками воды». Предлагаю положить ладошки на поверхность воды и постараться рассказать о своих чувствах. Перевернуть ладони другой стороной. Подобные упражнения дети выполняют с песком. Для малышей я закапываю в песке игрушки из киндер сюрпризов, а затем даю задание найти одну из них. Часто выполняем игровое упражнение «Нарисуй на песке», дети рисуют пальчиками, ладошками, причем песок может быть как сухим, так и влажным.
В свою очередь также совместно с психологом я пристально слежу за состоянием каждого ребенка, на элементарном уровне диагностирую признаки психоэмоционального напряжения (по изменениям настроения, эмоциональным и соматическим проявлениям) и своевременно стараюсь устранить причины стрессовых ситуаций и их последствия.
4.Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы определяется в соответствии с уровнем здоровья, развития и двигательной подготовленности детей. Своей главной задачей я считаю – не только дать знания детям, а главное воспитать у них желание быть здоровыми и научит умению, при необходимости помогать себе и другим детям.
В своей работе я использую следующие методики оздоровления:
Методики, направленные на развитие органов дыхания
Методика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой направлена на лечение и восстановление голоса. Суть методики - в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.
Методики, направленные на повышение резистентности организма
Массаж пальцев. По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Методики, направленные на коррекцию зрения
Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций (тренажеры для коррекции зрения).
Методики, направленные на профилактику ОРЗ
Самомассаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).
Аэрофитотерапия (по Ю.В. Акимову и И.Ф. Остапчук) основана на использовании фитонцидов эфиромасличных растений, обладающих биологической активностью и способностью проникать через органы дыхания в организм человека и оказывать на него целительное действие .
Закаливание водой, воздухом и солнцем — один из общепринятых методов неспецифической профилактики ОРЗ.
Методики, направленные на развитие речевого аппарата
Пальчиковые игры. По мнению И. Канта «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Человек - это универсальное «мыслящее тело», пример этой универсальности - движущая рука человека. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Учеными доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Выполнение кинезиологических упражнений каждой рукой способствуют формированию речевых областей в обоих полушариях мозга.
Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.
Методы, направленные на коррекцию психического состояния
Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной и эмоционально-личностной). Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой, адаптированные к дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.
Коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой и Е.В. Рыбак) способствуют формированию положительного микроклимата в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.
Музыкотерапия (по И.Р. Тарханову, М.Я. Мудрову, О.А. Машкову) — эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание.
Методики, направленные на повышение работоспособности детей
Динамические паузы, являясь одной из форм активного отдыха во время малоподвижных занятий, повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И.П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определенных отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбужденных отделов.
Минутки отдыха.
Релаксационные упражнения. Они способствуют расслаблению, проводятся как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Физкультурно-оздоровительная работа
Направления | Содержание работы | Сроки |
Организация двигательного режима |
| 3 в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в месяц 1 раз в неделю |
Нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы |
| 1 раз в неделю сентябрь, май Постоянно |
Использование оздоровительных технологий |
| Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно Постоянно |
Валеологическое воспитание |
| 1 раз в месяц В течение года Постоянно Сентябрь, апрель Ноябрь Декабрь, май |
Двигательная активность – хорошее средство психо-гигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц, ведет к их активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Движения предупреждпют болезни, связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами, улучшают крово – и лимфообращение.
Мои наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод: что во время физических упражнений у дошкольника формируются такие личностные качества как, выносливость, смелость, ловкость, сила, физическая красота. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.
Активизация двигательного режима детей
- Активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями.
- Создание необходимой развивающей среды.
- Проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок.
- Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
- Проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной деятельности.
Модель организации двигательного режима
Физкультурно-оздоровительные мероприятия: | |||
1. | Утренняя гимнастика | Ежедневно: в холодный период года - в зале, в теплый период – на открытом воздухе (5-7 мин) | |
2. | Физминутка | Ежедневно, по мере необходимости (3-5 мин) | |
3. | Подвижные игры | Ежедневно на прогулке (10-15мин) | |
4. | Дыхательная гимнастика | Ежедневно (2-3 минуты) | |
5. | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки (7-10 мин) | |
6. | Гимнастика после сна | Ежедневно в сочетании с воздушными ваннами (5 мин) | |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
1. | По физической культуре | Два НОД проводит инструктор по физвоспитанию в зале, одно – на свежем воздухе как часть оздоровительной прогулки (продолжительность в мл. – 15 мин) | |
Самостоятельная деятельность детей | |||
1. | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно в помещении и на прогулке | |
Физкультурно-массовые мероприятия | |||
1. | День здоровья | Один раз в квартал, начиная с младшей группы | |
2. | Физкультурный досуг | Один раз в месяц, начиная с младшей группы (20-30 мин) | |
3. | Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» | Один раз в год с родителями и воспитанниками группы |
Работу по развитию двигательной активности веду с использованием всех форм и методов. Приступая к развитию движений у детей, я начинаю с выявления индивидуальных особенностей двигательной сферы ребенка, привития интереса к занятиям физической культуры. Занятия организую в игровой, занимательной форме, терпеливо обучаю выполнению элементарных движений. Разучивая какое –либо действие, соблюдаю определенный алгоритм. Например, выработка равновесия начинается с ходьбы по линиям, начерченным на полу, затем это упражнение выполняется на повышенной площади опоры, позднее добавляется перешагивание через предметы, лежащие на полу, а затем на скамейке.
Для выработки правильной осанки, использую упражнения с грузом в руках (мешочки с песком), ходьба с удержанием груза на голове. Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей использую движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки.
Все дети отзывчивы на музыку. Во время ее звучания у многих возникает желание двигаться , музыкальное сопровождение повышает эмоциональный тонус, создает бодрое, радостное настроение, задает темп и ритм движений или наоборот, способствует расслаблению в конце упражнения.
Во все виды двигательной деятельности необходимо включать упражнения на дыхание. Начинать их следует с выдоха, имитирующего задувание свечи, с произнесением звуков /ф-ф-ф/, /с-с-с/, /о-о-о/, при этом следить за тем, чтобы выдох был длительным и полным, не прерывался даже для незначительного вдоха. Дыхательные упражнения должны носить имитационный характер.
Так же в режим двигательной активности детей включаю:
- Утренняя гимнастика – повышает мышечный тонус и создает положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований - утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера. Чтобы занятие проходило интересно, динамично, широко использую муз.сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки, султанчики, набивные мячи). Использую различные формы утренней гимнастики – сюжетные, («Части тела», «Петушок», др.), оздоровительный бег с комплексом упражнений, зарядка с использованием игровых приемов , игры разной подвижности.
- Одной из действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития малышей. Прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
- Подвижные игры в течение дня (бессюжетные и сюжетные, соревнования, эстафеты, игровые упражнения: попади в цель, ловкие прыгуны, с подлезанием, перелезанием)
- Гимнастика для стимуляции речевых центров. Представляет собой систему физических упражнений, на основе логоритмики – движений сочетающихся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков.
- Физминутки на занятиях и в перерывах между ними. Необходимы для сокращения пребывания детей в напряженном режиме и предупреждению психического переутомления; содержание их являются - не сложные упражнения , направленные на развитие мелкой моторики, ритмические упражнения или подвижные игры
- Динамический час – проводится на прогулке или (при плохих погодных условиях ) в помещении; включает самостоятельные игры, подвижные игры с разной интенсивностью, сюжетные двигательные задания, игры-эстафеты. Важнейшим условием эффективности динамической паузы является отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений и пособий.
- Гимнастика после дневного сна. Сюда входят корригирующие упражнения, гимнастика сюжетно-игрового характера, упражнения для формирования правильной осанки и укрепления основных дыхательных мышц, развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации .
Наряду с перечисленными видами двигательной активности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых принимают участие родители, дети из других групп. К таким занятиям относятся дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник.
Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в детском саду.
Основной формой работы с детьми по здоровьесбережению являются специально организованные занятия по образовательной области «Здоровье».
На занятиях по разделу «Здоровье» стараюсь дать детям начальные представления по разделам, касающихся организма человека, восприятия собственного «Я» и своего положения в мире окружающих людей, основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Кроме теоретических сведений на занятиях дети овладевают практическими приемами оздоровления, такими как: самомассаж, точечный массаж, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, приемы физиологического и психологического расслабления, упражнения на профилактику плоскостопия. Эти практические приемы закрепляются на других занятиях, а также в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
Для закрепления полученного детьми на занятиях материала, использую игровые и занимательные формы, через организацию досуговых мероприятий: тематические праздники, развлечения. Игровой метод в работе с детьми позволяет мне ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений и длительных, утомительных тренировок.
Следует отметить, что работу с детьми я не ограничиваю учебным годом, а продолжаю работать с наступлением летнего оздоровительного периода. И я считаю, что данная работа летом расширяется, поскольку именно в летний период созданы естественные природные условия для укрепления и сохранения здоровья детей. Поэтому в течение всех летних месяцев, активно провожу работу по закаливанию (в процессе специально организованных закаливающих процедур, таких как : босохождение, обливание из брызгалок, игры с водой, солнечные и воздушные ванны).
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Детям предоставляется возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – а педагогу делать процесс обучения максимально эффективными более полно удовлетворяющим естественную любознательность детей.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные, насекомые большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся глина, почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Еженедельно организуются мероприятия : «День детства», «Колобок прибегал, ребятам сказку рассказал», «В гостях у бабушки Загадушки», Шоу «Кулинарный вопрос», «Красный, желтый, зеленый» и др.
6.Лечебно – профилактическая работа.
Профилактическая работа
Направления | Содержание работы | Сроки |
Диагностика физического развития |
| Октябрь, май Октябрь, май Октябрь, апрель |
Коррекционно – профилактическая работа |
| Постоянно Постоянно |
Профилактическая работа |
| Постоянно Постоянно В период гриппа В период гриппа В период гриппа |
Закаливание |
| В течение года Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в неделю Ежедневно |
Организация питания |
| Постоянно Постоянно Постоянно |
Режим летней оздоровительной работы |
| Июнь – август Июнь – август Июнь – август |
Особенность профилактической работы заключается в том, что я стараюсь планировать и проводить задолго до дня пика заболеваемости, и основной целью является снижение количества заболеваний в «опасные» периоды, сокращение длительности болезненных состояний и их последующих восстановительных периодов. Безусловно, самым интенсивным периодом профилактической работы является период от начала подъема заболеваемости, однако эффективность профилактики будет несравненно выше, если подготовительный этап начнется не позднее, чем за месяц до начала подъема заболеваемости.
На этом этапе я провожу ряд организационно-педагогических мероприятий. В частности, усиливаю работу по проведению закаливающих процедур: умывание прохладной водой, полоскание рта, ношение чесночно-луковых омулетов, самомассаж биологически активных точек на лице и теле, сон без маек.
Самомассаж .
Приемы самомассажа, разработанные еще древними врачами, является одним из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре головного мозга от двигательных зон, к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
В своей работе использую самомассаж лица, шеи и массаж рук.
Массаж лица.
Положить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Движения производить:
- От переносицы к ушам;
- От желобка под носом к ушам;
- От околоушной области лица к подбородку и обратно;
Вибрационный массаж лица.
Повторить вышеуказанные движения, но только способом постукивания пальцами.
Массаж шеи.
Необходимо:
- Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз;
- В области горла гладить попеременно то левой то правой руками;
- От околоушной области лица, делать движения по боковой части шеи, близкой к затылку.
Массаж рук.
Поглаживание – воздействия на нервные окончания поверхностного слоя кожи. Он расслабляет, поэтому движения очень нежные. Поглаживать нужно всей ладонью.
Растирание – более интенсивное и глубокое поглаживание, способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости. Растирание производится одним, двумя или тремя пальцами.
Вибрация – ритмичные надавливающие движения пальцев рук. Слабая вибрация повышает тонус, а сильная – оказывает болеутоляющее действие, активизирует обменные процессы, улучшает кровообращение и регенерацию кожи.
К лечебно-профилактическим мероприятиям можно отнести и упражнения направленные на профилактику развития плоскостопия.
- Ходьба по палочке
- Ходьба по ребристой доске
- Ходьба по обручу
- Ходьба по камушкам
- Собирание пальчиками мелких предметов
- Ходьба по массажным дорожкам «Травка», «Солнышко».
6.Работа кружка «Пчелка».Мною была разработана программа кружка по ручному труду «Пчелка», с включением в деятельность нетрадиционных оздоровительных технологий. Программа рассчитана на детей раннего возраста по развитию и укреплению мелкой моторики рук у детей (1,6 – 3 лет) и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у малышей.
7.Работа с родителями.
В центре работы по полноценному физиологическому и психологическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Ведущая цель взаимодействия с семьями воспитанников – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений и развитие компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В работе с родителями использую как традиционные формы работы такие как: родительские собрания, консультации, анкетирование, наглядная информация, выпуск газеты «Малыши-крепыши», так и нетрадиционные: мастер классы, совместные праздники, участие в проектной деятельности, участие в акциях.
8.Развивающая среда в группе.
Под понятием развивающей среды подразумевается окружающая обстановка. Развивающая среда в нашей группе имеет оздоровительную направленность. Развивающая предметно-пространственная среда является:
- Развивающей, насыщенной
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
- Здоровьесберегающей
- Эстетически привлекательной
Все пространство группы разграничено в виде зон: «игровая зона», зона «Творческий уголок», зона « Театрализованных игр», «Уголок ряженья», зона «Развития моторики», зона «Познавательное развитие», «Уголок музыки», зона конструирования, зона экспериментирования, центр книги, зона двигательной активности.
9.Самообразование.
Взаимодействие с воспитателями и специалистами.
Работа по самообразованию велась в течение двух лет (2017-2018,2018 -2019 уч.г.) на
тему : «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Развитие мелкой моторики и координации движений руки, для малышей, имеет очень большое значение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В течение 2018-2019 уч.года в рамках самообразования с детьми проводился кружок «Пчелка» по ручному труду, с использованием здоровьесберегающих технологий. Дважды в году: в декабре и мае были организованны выставки детских работ.
Результат работы – публикация на сайте «Дошколенок», см.ссылку на сайте МДОУ д/с №14 с.Новоселицкое, Ставропольский край.
Работу по здоровьесбережению вела в тесном контакте с воспитателями и специалистами ДОУ. Это привлечение физ.инструктора, музыкального руководителя в проведении массовых мероприятий. Участие в педсовете: показ презентации «Нетрадиционное оборудование в нашей группе», показ мастер –класса «Изготовление нетрадиционного оборудования для дыхательной гимнастики».
10.Результативность.
По итогам проведённой работы сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная, систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила низкие показатели детской заболеваемости. Показатель заболеваемости снизился с 82 дней в сентябре 2018г. до 70 дней в мае 2019г.Соответственно процент посещаемости детей с сентября 2018 до мая 2019 г. -увеличился на 18 %. Повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей. Положительные отзывы родителей о проделанной работе. Собран богатый тематический материал. Результаты свидетельствуют об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы. Значительно улучшилось развитие координации и точность движений рук, руки стали намного гибче, речь детей к концу года стала более понятной. Улучшилась общая двигательная активность.
Сравнительная таблица анализа заболеваемости в группе раннего возраста «А» за 2018 – 2019 учебный год
дата | количество детей в группе | Пропущено дней | по болезни | % посещаемости |
сентябрь | 14 | 182 | 82 | 61% |
январь | 21 | 117 | 74 | 75% |
май | 31 | 110 | 70 | 79% |
Используемая литература
Программы
ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. М.,2016год.
Методические пособия
- Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
- И.М.Шумова ,Н.С.Голицына «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М., 2007г. М., 2008г.
- О.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Санкт-Петербург 2018г.
- Л.П.Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа». Санкт-Петербург 2017г.
- Н.В.Нищева «Веселая дыхательная гимнастика». Санкт-Петербург 2014г.
- Н.А.Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии». Волгоград 2017 г.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М., 2001.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М., 1986.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Вовлечении семьи в единое образовательное пространство....
Протокол РМО "Здоровьесбережение и здоровьесохранение в условиях детского сада"
Содержание районного методического обьединения для инструкторов по физической культуре ДОУ...
Выступление на Районном методическом объединении на тему : " Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада"." Звукотерапия.Звуковая гимнастика".
Выступление с презентацией на тему : " Звукотерапия. Звуковая гимнастика". Звукотерапия - это мощное средство воздейсвия на человека и его организм.Звукотерапия или лечение...
из опыта работы«Приобретение опыта двигательной активности у младших дошкольников в условиях детского сада»»
laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека. Но далеко не все понимают, как важна о...
Обобщение опыта работы по теме: "Начальное техническое моделирование в детском саду"
Природа творчество требует, чтобы обучающиеся выражали свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере. Такой социально-психологический климат стимулирует творческую деятельнсть.Нов...
Выступление на тему: «Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада» на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»
Выступление на тему:«Обобщение опыта работы по формированию ЗОЖ в средних группах детского сада»на тематическом педагогическом совете «Формирование ЗОЖ»...
Обобщение опыта "Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование"
Театрализованная деятельность младших дошкольников. Виды театров в детском саду и их использование....