Обобщение опыта «Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
материал на тему
Вовлечении семьи в единое образовательное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_opyt_raboty.docx | 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №2 «Аленький цветочек»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
Корсаковского городского округа Сахалинской области
«Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
(выступление)
Чупрына Елена Геннадьевна
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2
«Аленький цветочек»
Корсаков
2015
Введение
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования утверждены основные принципы дошкольного образования. Одним из которых, является сотрудничество с семьей (п. 1.4. ФГОС); создание образовательной среды, которая, помимо всего прочего, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п. 3.1. ФГОС); взаимодействие родителей (законных представителей) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность (п. 3.2.5. ФГОС).
Создание образовательно-семейного пространства, как среды развития личности дошкольного возраста, является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России.
Глава 2. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании и развитии ребёнка
2.1. Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй в детском саду
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат:
- определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников;
- выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ;
- выработка общего подхода к решению проблем воспитания;
- выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
В 2012 году, набрав вторую младшую группу детей, мы начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме: «Использование разнообразных форм сотрудничества с семьёй с целью создания единого образовательного пространства».
Цель нашей работы заключалась: в вовлечении семьи в единое образовательное пространство.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- повысить педагогическую компетентность родителей;
- реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.
Ожидаемый результат работы:
-создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической компетентности родителей;
-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность мы организовали по четырем направлениям:
- информационно – аналитическое направление;
- познавательное направление;
- наглядно – информационное направление;
- досуговое направление.
Информационно – аналитическое направление
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, мы начали работу с анкетирования родителей «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Также разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении непрерывной образовательной деятельности, участие в выставках, конкурсах; акциях, помощь родителей в оснащении педагогического процесса и др.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели.
Результаты анкетирования показали:
3 человека - 12 % - это активисты
6 человек - 25 % - это исполнители
15 человек - 63 % - это наблюдатели.
На основе результатов анкетирования у нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет. Опираясь на педагогический опыт коллег, изучая методическую литературу по работе с семьей, с целью выяснения образовательных потребностей родителей, нами была проведена работа по тестированию и анкетированию родителей, а также создана картотека «Анкеты и тесты для родителей», по таким темам как:
Тесты:
«Какой Вы родитель?»;
«Почему ваш ребёнок часто болеет?»;
«Мой стиль воспитания ребёнка»;
Анкеты:
«Настроение вашего ребенка»;
«Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»;
«Любите ли Вы театр?» и др.
Познавательное направление
Это обогащение родителей знаниями и практическими навыками в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В настоящее время всё большую популярность при взаимодействии ДОУ с семьёй приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы. Поэтому важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, развития детей. Эту задачу решают, на наш взгляд, родительские собрания, проведённые с использованием нетрадиционных форм.
Форму проведения родительского собрания, мы выбираем после обработки анкет, то есть, это зависит от запросов, интересов родителей. Это может быть деловая игра, «Педагогическая гостиная», вечер вопросов и ответов, или заседание в виде круглого стола.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогами и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» во второй младшей группе мы провели в форме деловой игры. Очень тщательно к нему готовились, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подобрали музыку, приготовили пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
Поводом к организации родительского собрания в форме «Педагогической гостиной» в старшей группе послужило желание узнать новое, поделиться педагогическими знаниями с семьями воспитанников. Так, во время встречи в «Педагогической гостиной», родители подготовили домашнее задание – обменялись опытом проведения подвижных игр в домашних условиях по теме: «Наша любимая игра».
Мы провели для родителей мастер-класс: «Изготовление спортивного оборудования из бросового материала». А приобретению практических навыков использования данного оборудования способствовало распространение буклетов с описанием видов оздоровительных упражнений.
Интерактивные формы взаимодействия с родителями позволяют учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи. К ним относятся акции, КВН, метод проблемных ситуаций и др.
В качестве примера совместного мероприятия родителей и детей следует отметить проведённую природоохранную акцию в средней группе: «Поможем птицам пережить зиму». Целью, которой было воспитание любви к птицам, бережное отношение к природе. Родителям было предложено изготовление кормушек и скворечников для птиц. Из 24 семей приняли участие 10 родителей, что составило 42%.
Эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников в старшей группе стало проведение акции: «Здоровячок». Дети и родители принимали участие в непрерывно образовательной деятельности, в форме КВН по теме: «Наши друзья – лекарственные растения». Завершилась акция рисунками детей и рассказами родителей на тему: «Зелёная аптека на благо человека». В данной акции приняли участие 12 родителей, что составило 50 %.
Проведённая работа способствовала накоплению методической копилки проведения родительских собраний по следующим темам:
«Расти здоровым, малыш»;
«Об игрушках – серьезно!»;
«Как развивать речь малыша»;
«Стали на год мы взрослей!»;
«Театр – наш друг и помощник»;
«Защита прав и достоинства ребенка в семье»;
«Организация жизни детей в старшем дошкольном возрасте».
Также родители получили консультации по различным вопросам воспитания:
«Экологическое воспитание детей в семье»;
«Почему дети грызут ногти?»;
«Изобразительная деятельность дошкольников»;
«Потому что они – художники»;
«Игры и игрушки для мальчиков и девочек»;
«Будущая женщина или как правильно воспитать девочку»;
«Из чего же сделаны МАЛЬЧИКИ?»;
«Закаливающие процедуры для дошкольников»;
«Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»;
«Как учить стихи»;
«Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»;
«Нужен ли ребёнку дневной сон»;
«Почитай мне сказку, мама»;
«Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни»;
«Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой»;
«Поему дети жадничают».
Разработаны и оформлены памятки для родителей воспитанников, такие как:
«Берегите своих детей»;
«Основные опасности»;
«Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами»;
«Безопасность в общественном транспорте»;
«Для чего нужна артикуляционная гимнастика;
«Глядите, лыжник!»;
«Застенчивый ребенок»;
«Влияние семьи на развитие ребёнка»;
«Как научиться, не злиться на ребёнка».
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей:
«Гигиена одежды мальчика»;
«Гигиена одежды девочки»;
«Возрастные особенности ребёнка»;
«Искусство быть родителем»;
«Если ребёнок сосёт палец».
Проводим индивидуальную работу с родителями в форме бесед. Мы считаем, что в результате такой работы повышается уровень воспитательно-образовательной компетентности родителей и стремление их к сотрудничеству.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- информационные стенды;
-фотовыставки;
-папки-передвижки;
-групповые альбомы.
Работа с родителями в нашей группе через оформление информационных стендов: «Мамам и папам», «Уголок здоровья» является традиционной, в них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, а также советы, рекомендации, задания родителям по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Активность родителей в создании групповых альбомов, фотовыставок, фото стендов говорит о том, что эта форма работы является востребованной. Совместно с родителями мы оформили групповые альбомы: в младшей группе «Наши девочки и мальчики играют», в средней группе «Быть здоровыми хотим».
Были оформлены фотовыставки: в средней группе: «Моя семья», «Наши женщины и мужчины», «Как я провел лето», «Игра в мире сказок». В старшей группе: «Играем, мыслим, творим», где дети показали свою активность в разных видах деятельности (игровой, познавательной, трудовой).
Необходимо, чтобы в детях закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Оформленный фото стенд на тему: «Наш город у моря, любимый Корсаков» в старшей группе, был направлен на достижении главной цели - воспитание патриотических чувств, как у детей, так и у взрослых.
Также в старшей группе совместно с родителями оформили фотовыставку «Маме с папой помогу приготовить я еду» и альбом «Любимое блюдо нашей семьи». Целью данной работы стало вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада. Где решались задачи направленные на формирование представлений у детей о кулинарных традициях своей семьи, воспитание любви и уважения к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать работу в коллективе.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. В этом году для родителей мы подготовили фотоколлаж, который назвали «По секрету – всему свету». Наша задача состояла в том, чтобы рассказать, о чем мечтают наши дети. Мечты детей оказались такими разными, кто- то из них пожелал, чтобы бабушка была счастливой, другой захотел иметь велосипед. Девочки мечтают о золотых коронах, домашних животных, куклах и о многом другом. Родители сообщили нам, что эта информация их заинтересовала, и они постараются, чтобы мечты детей сбылись.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к совместным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- проведение консультаций для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление атрибутов.
Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, мы заранее вывешиваем яркое сообщение. Не все родители остаются равнодушными: некоторые из них собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки, есть и категория наблюдателей. Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей.
Творческо-продуктивные формы взаимодействия призваны устанавливать тёплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Смекалка и фантазия, проявленная семьями воспитанников в творческих конкурсах, просто безгранична. Так, одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников в нашей группе является организация выставок семейного творчества. Они проводятся у нас в течение нескольких лет и, можно сказать, стали традиционными. Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать значимость собственной семьи. Ведь поделка, изготовленная совместно с мамой или папой, братом или сестрой, всегда кажется особенно привлекательной.
Участвуя в совместной работе, дети также чувствуют свою значимость, гордость за своих родителей, а родители, в свою очередь, ощущают ответственность перед ребёнком, поскольку уже не могут подвести его и оставить без внимания организуемую в группе выставку. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы.
Выставки сами по себе яркий и зрелищный вид творчества, но если добавить и элемент соревнования, появляется интрига на самое оригинальное представление своей композиции.
Следует положительно отметить, что многие выставочные работы долгое время украшали интерьер нашей группы по таким темам как: «Осенние фантазии», «Ёлочные игрушки», «В мире сказок». Каждый ребёнок непременно замечал, что это именно он с мамой, папой или бабушкой создал такую удивительную красоту, на которую теперь любуются и дети, и взрослые.
Увидев гордость в глазах ребят, за выполненную в семейном кругу работу, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды!».
А для тех, кто по какой-то причине не принимал участие в выставке, это служило стимулом к тому, чтобы не пропустить следующую и представить на ней свою оригинальную поделку. Родители и дети ждут этого события с нетерпением, каждый раз участников становилось всё больше.
Следует заметить, что в этом учебном году родители стали активно откликаться на участие в групповых, муниципальных и областных смотрах-конкурсах.
Мы предложили поучаствовать родителям в групповом конкурсе «Новогодняя ёлка», с целью соблюдения и уважения традиций семейных праздников, встречи Нового года. Активность родителей составила 50 %.
Наши воспитанники совместно с родителями приняли активное участие в муниципальном конкурсе авторских работ по пропаганде здорового образа жизни «Мы за здоровое будущее!», с целью формирования основ здорового образа жизни.
Из 24 семей приняли участие 7 семей, что составило 30%, а Скотаренко Елизавета стала призером конкурса «Мы за здоровое будущее!» среди I возрастной группы до 6 лет.
Родители совместно с детьми стали участниками второго муниципального конкурса «Дети - творцы безопасности» с целью формирования общественного сознания в области пожарной безопасности.
В нём приняли участие 4 семьи, что составило 17%, а Бернацкая Мария и Ким Диана были награждены грамотой за участие в конкурсе.
В ноябре 2014 года проходил региональный конкурс «Мир глазами детей», в котором приняли участие 5 семей, что составило 22%, с целью развития совместного творчества родителя и ребенка и поддержка одаренных детей.
Привлекая родителей, к совместному творчеству вместе с детьми, мы увидели, что показатель активности родителей с каждым годом увеличивается
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Франсуа де Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Поэтому не забываем хвалить и поощрять родителей, участников конкурсов грамотами, благодарственными письмами, а за участия в спортивных мероприятиях - медалями, которые изготовили сами.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить театрализованные маски, костюмы, помогли оформить уголки: дежурства, изобразительной деятельности, патриотический уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей. Совместными усилиями оформлены сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Супермаркет», «Банк», «Салон красоты» и др. Результат совместного труда воспитателей и родителей способствовал развитию положительных эмоций у детей, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел», где осуществлялась помощь в уборке участка от снега зимой, в постройке снежной горки, в насаждении цветочной клумбы весной, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями.
Преимущество проведения «Дней добрых дел» заключалось в том, что родители являлись инициаторами, проводниками позиции воспитателей. Например, для организации зимних прогулок они самостоятельно составили проект застройки участка снежными фигурами, горкой, распределили обязанности, подготовили необходимые материалы. Такая форма работы предоставила возможность «открыть» детский сад для родителей, расширив рамки традиционных контактов.
Таким образом, проведённая работа в нашей группе на протяжении трёх лет с использованием разнообразных форм сотрудничества с семьёй, дала нам возможность вовлечь родителей в единое образовательное пространство.
2.2. Итоги и анализ работы по сотрудничеству детского сада и семьи
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм сотрудничества дало определенные результаты, если сравнивать вторую младшую, среднюю и старшую группы по количеству участвующих родителей в групповых мероприятиях, то намечается явная тенденция к улучшению результатов.
Так, на начало учебного года во второй младшей группе количество родителей, принимавших участие в групповых мероприятиях, составило 14 человек - это 58,3 %. На конец учебного года этот показатель увеличился и составил 16 человек - это 66,5 %.
В средней группе на начало учебного года данные показатели составили 18 человек – 75 %, а в конце учебного года 19 человек - это 79,1 %.
Но уже в старшей группе количество участвующих родителей в групповых мероприятиях ещё более увеличилось и составило на конец учебного года - 21 человек - это 87,5 % (сравнительные данные представлены в диаграмме)
Диаграмма посещения родителями групповых мероприятий
Опыт работы показал: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.
За три года пребывания детей в детском саду родители стали более компетентными в вопросах воспитания детей. Они стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, принимать активное участие в разнообразных групповых мероприятиях. Проведя сравнительный анализ качественных показателей активности родителей, можно сделать вывод, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей.
Если во второй младшей группе было проявлено только 3 «активиста», то в средней и старшей группах их стало 12 человек.
Значительно уменьшилось количество «наблюдателей»: во второй младшей группе их было 15 человек, а в старшей группе их осталось только 2 человека.
И увеличилось количество родителей – «исполнителей», во второй младшей группе их было 6 человек, в средней группе стало 9 человек, а в старшей – 10 человек (сравнительные данные представлены в таблице и графике)
Таблица качественных показателей активности родителей
Группа | Количество семей | Родители – «активисты» | Родители - «исполнители» | Родители – «наблюдатели» |
Младшая | 24 | 3 | 6 | 15 |
Средняя | 24 | 12 | 9 | 3 |
Старшая | 24 | 12 | 10 | 2 |
Заключение
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями:
- повысился уровень родительской педагогической компетентности, ответственности за воспитание своих детей;
- родительский коллектив стал более активным, сплочённым;
- повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы в данном направлении небольшой, но он позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесёт, отрадные результаты.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Семья и детский сад, два воспитательных феномена. Каждый по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Мы не останавливаемся на достигнутом результате, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Методическая разработка по работе с родителями...
«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы с родителями...
Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. По...