Конспект на тему: «Проведение закаливающих и общеукрепляющих процедур в ДОУ» Для старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа)

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №97 «Земляничка»

 

 

 

 

Конспект на тему: «Проведение закаливающих и общеукрепляющих процедур в ДОУ»

Для старшей группы.

 

 

 

 

 

                                  Разработал педагог:

                                                      Сердюк Александра Александровна.

 

         Закаливание- один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и простудных заболеваний.                                                                                                

       Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце, земля.   

       Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста. Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии)Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

      Цели:-тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

      Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процессе его формирования. Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

 

Закаливание солнцем.

          Летом наиболее эффективным  мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн.  Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным   пребыванием  по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность   пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов .В это время солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных  лучей. В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный  - поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.                                        Т                                                               

         Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред.                   Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдать питьевой режим.


Закаливание воздухом.

           Наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздуха различают: теплые – от 20градусов  и выше, прохладные – 16-19 градусов  и холодные ванны – 15 градусов и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

           Режим дня ДОУ направлен на закаливание организма ребенка.

Прием детей в детский сад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°

Перед дневным сном мы проводим специальное контрастное воздушное закаливание, его смысл заключается в создании пульсирующего микроклимата, который создается за счет периодического перемещения играющих из более теплого помещения в более холодное и наоборот (игровой прием «Перелет птиц», «Самолеты» «Сороконожка» «Поезд» и т. д). Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени, одежда детей индивидуально щадящая (носки, майки) .

  Дневной сон проходит без маек. Выполнение гимнастики в постели и заправка кроватей в трусиках также способствует закаливанию детского организма.

 

 

Воздушный душ.

             Как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.  Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ – это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

            Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование – дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

              Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

 

 

Закаливание водой.

             Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

            Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание.

             После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

             В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

           В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

 

Полоскание  горла  прохладной  водой   со снижением  ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37С. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1С и доводится до 20-22С с целью достижения закаливающегося эффекта.

 

            Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах.

 

Традиционные виды закаливания детей:

- утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

-оздоровительная прогулка

-воздушные ванны

-воздушные ванны с упражнениями

-сон с доступом свежего воздуха

-умывание в течение дня прохладной водой

-полоскание рта прохладной водой

-хождение босиком до и после дневного сна

-хождение босиком по Дорожке здоровья

-массажные коврики после дневного сна

-солнечные ванны

Комплекс оздоровительных мероприятий в старшей группе:

1. Прием детей на улице(при температуре до -15 -18)

2. Воздушная ванна 10-15 минут. Ребенок двигается, бегает одетый в трусики и майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или носочки. Часть времени отводится на гимнастику упражнения из приведенного комплекса.                                                                                                3. Утренняя гимнастика (с мая по сентябрь на улице, с октября по апрель в зале по графику)

4.Полоскание водой полости рта и после обеда и полдника.

5.Полоскание горла  (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день- утром и вечером.

6. Физкультурные занятия в зале босиком+ динамический час на прогулке 1 раз в неделю.

7. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин и мочек.

8. Фитонциды ( лук, чеснок)

9. Прогулка два раза в день при температуре до – 15 градусов продолжительностью от 1 -1,5 часа до 2-3 часов.

10. В летнее время солнечные ванны от 5 – 6 до 8 -10 минут два- три раза в день, пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

11. Оптимальный двигательный режим.

12. Умывание водой, температура  которой с + 28 градусов снижается к концу года закаливание летом до + 18 зимой до + 20. Дети старше трех лет моют верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже+ 28, а минимальная лето+ 16, зимой+ 18 градусов.  При обширном умывании ребенок должен:

- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать раз; то же проделать левой рукой.

- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать раз. Намочить  правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части грудной клетке , сказать раз. Намочить обе ладошки и умыть лицо.

       13. Ходьба босиком

       14. Упражнения на профилактику плоскостопия и индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Радуга-дуга»

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: "Радуга-дуга"...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе. Тема: «Сказочные животные»

Планк-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе Тема: "Сказочные животные"...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Одуванчики»

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Одуванчики»...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Русская матрешка»

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Русская матрешка»...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Аппликация) в старшей группе. Тема: «Весенний ковер»

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Аппликация) в старшей группе. Тема: «Весенний ковер»...

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Картина про лето»

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) в старшей группе. Тема: «Картина про лето»...