Консультация На тему: «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лунгу Нина Алексеевна

 Цель данной консультации - обобщить и систематизировать практический материал, дать конкретные методические рекомендации для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помещении и на воздухе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_utr.gimnastika_v_dou.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6

«Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

Консультация

На тему: «Организация и методика проведения утренней гимнастики в ДОУ»

             

                                                                    Инструктор по физической культуре:

                                             Лунгу Нина Алексеевна

               

                                           ГО ЗАТО Комаровский

                                                     

 Цель данной консультации - обобщить и систематизировать практический материал, дать конкретные методические рекомендации для проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста в помещении и на воздухе.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Каждый новый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, она включает различные виды физических упражнений. Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное значение. Утренняя гимнастика - это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно-мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Правильно подобранные движения укрепляют сердечную мышцу, деятельность кровеносной системы, увеличивают емкость легких, уравновешивают процессы возбуждения и торможения.

В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми данной возрастной группы. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине, к выполнению некоторых трудовых навыков (подготовить физкультурные пособия, убрать ковер, столы, стулья и т. д.).

Утренняя гимнастика проводится перед завтраком и преследует определенную цель: организовать детский коллектив, переключить внимание детей на активную совместную деятельность. Утренняя гимнастика проводится в спортивном или музыкальном зале,  на свежем воздухе: на участке или на спортивной площадке летом, осенью.

В зале до начала занятия делают влажную уборку  и проветривают помещение. Температура воздуха в помещении в течение всей утренней гимнастики поддерживается в пределах - +16, + 18°. Дети 3 – 7 лет занимаются в обычной или спортивной одежде, на ногах – удобная обувь – чешки. Если утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей. Воспитателю следует также обратить внимание и на свой костюм. Лучше всего иметь тренировочный костюм, спортивные тапочки, особенно в те дни, когда воспитатель сам показывает упражнения. На участке во время утренней гимнастики воспитатель может находиться в обычной одежде.

Утренняя гимнастика проводится с мелкими физкультурными пособиями: (погремушки, флажки, мячи, обручи, палки), которые повышают интерес, улучшают качество движений.  Воспитатель продумывает удобную раздачу пособий. Для упражнений из исходного положения сидя используются стулья, гимнастические скамейки и коврики. В младших группах некоторые упражнения проводятся с погремушками. Лучше, если они будут пластмассовые, на палочке, с одним или тремя шариками. Для упражнений не рекомендуется погремушка на колечке, ее трудно перекладывать из одной руки в другую. Погремушки хранятся в коробке, детям раздает их воспитатель. Он вкладывает каждую погремушку в правую руку ребенка. Собирает погремушки тоже воспитатель.

Если комплекс упражнений проводится с двумя флажками, то лучше их заранее свернуть (два вместе). Можно положить их прямо на стол или гимнастическую скамейку. Дети, проходя мимо, берут флажки правой рукой.

Желательно раздачу мячей организовать так: заранее перед каждым звеном поставить корзину с 6-7 мячами или положить эти мячи на пол в обруч,  или на стойку. Во время ходьбы большой мяч надо нести в правой руке, согнутой в локте можно также около груди. Малыши несут мяч двумя руками.

Длинную веревку хранят на крючке или на стойке. Удобно также, если на крючках или на стойках висят индивидуальные шнуры, скакалки. Проходя мимо стойки, дети снимают скакалки, шнуры и несут их в правой руке, причем скакалки сложены вчетверо, а индивидуальные шнуры вдвое.

В качестве физкультурных пособий для детей 3 – 5 лет используются пластмассовые кубики среднего размера, хранятся они в коробках.  Лучше подобрать по два кубика одинакового цвета на одного ребенка или все кубики одного цвета. Самый удобный способ раздачи кубиков разложить их по два на стулья; дети, проходя мимо, берут их.

Все мелкие физкультурные пособия 1 раз в месяц подлежат гигиенической обработке: пластмассовые, резиновые и деревянные пособия протираются слабым дезинфицирующим раствором, матерчатые стирают и проглаживают.

Утренняя гимнастика строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей детей. Положительное влияние оказывают физические упражнения, воздействующие на весь организм и одновременно охватывающие большое число мышц. К таким упражнениям относятся движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки.

Во время ходьбы упражняются мышцы ног, рук, мышцы брюшного пресса. Существуют всевозможные виды ходьбы. Все они различаются по способу выполнения: на носках, на пятках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др., по темпу (быстро, медленно), по направлению движения (по прямой, змейкой, по кругу, в правую и левую сторону и т, д.), по построению (по одному, парами, четверками и т.п.).

Во время бега интенсивнее работают мышцы, усиливается работа внутренних органов.  На утренней гимнастике используется бег: с различным способом выполнения (на носках, широкий), с разным темпом (быстро, медленно), со сменой направления и построением (змейкой, по кругу, по одному, парами и т. д.).

Подскоки на утренней гимнастике также различны: на месте на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны, вместе, со скакалкой. Во время бега и прыжков организм получает максимальную физическую нагрузку, которая снижается постепенно в процессе ходьбы.

В комплексы утренней гимнастики включаются строевые упражнения, различные построения и перестроения, повороты, смыкания и размыкания. Они содействуют воспитанию у детей правильной осанки, развивают внимание, ориентировку в пространстве, согласованность коллективных действий. Строевые упражнения имеют вспомогательное значение и используются с целью рационального размещения детей для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются построения: друг за другом, в колонну, в одну или две шеренги, в пары, в звенья, в круг, несколько кругов и т. д. Для детей дошкольного возраста рекомендуются повороты направо, налево, кругом, вполоборота направо, вполоборота налево. Смыкание и размыкание необходимы при построениях в колонну, в шеренгу, в звенья, в круг.

Большая часть времени на утренней гимнастике отводится общеразвивающим упражнениям. Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук, способствует выпрямлению позвоночника, укрепляет грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Здесь важно добиваться хорошего выпрямления рук или их полного подъема, чтобы дыхание было свободным.

Вторая группа упражнений предназначается для гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. Чтобы достичь этого, необходимо четко соблюдать правильное исходное положение (сидя, Выпрямив или скрестив ноги по-турецки и т. д.). Положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно). При наклонах колени не сгибаются.

Третья группа упражнений способствует укреплению мыши брюшного пресса. Они развивают также мышцы ног и свода стопы. Эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседаний пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

Общеразвивающие упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочередно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности, и четкости.

Первое упражнение в любой возрастной группе всегда дается для мышц плечевого пояса и рук. Включение в утреннюю гимнастику упражнений для формирования осанки обязательно. После общеразвивающих упражнений дети перестраиваются из звеньев в круг или колонну. Снова проводится непродолжительный бег или вместо него в комплекс упражнений включаются прыжки. Заканчивается гимнастика спокойной ходьбой.

Особое внимание следует обратить на темп проведения утренней гимнастики и каждого упражнения в отдельности. Не должно быть резкой смены темпа, например, после бега дается вначале быстрая ходьба, постепенно темп ходьбы замедляется, после поскоков детям предлагается ходьба на месте. Все это объясняется физиологическими особенностями дошкольников. Надо постепенно увеличивать нагрузку и постепенно снижать ее, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние. Поэтому проведение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, так как вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца.

Упражнения, которые включаются в комплекс, должны быть знакомы детям: впервые упражнения разучиваются на физкультурном занятии. Но это не значит, что они всегда легкие и простые для выполнения. В таком случае эти упражнения не будут иметь необходимой физической нагрузки, и дети быстро утратят к ним интерес.

Каждый комплекс проводится две недели. Если какое-либо упражнение слишком легко детям или, наоборот, они с трудом справляются с ним, то можно через несколько дней увеличить или уменьшить нагрузку, изменить исходное положение, дать другое упражнение. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, длительность ходьбы и бега зависят от возрастных особенностей детей. Воспитатель должен не только уметь правильно подбирать физические упражнения с учетом возрастных особенностей детей, но и в совершенстве владеть методами и приемами проведения утренней гимнастики.

В младших группах больше используется игровых приемов, все упражнения дети выполняют вместе с воспитателем. В старших группах педагог старается дать хорошее четкое объяснение вместо показа движений. Нет необходимости все время выполнять упражнения самому. Конечно, отказаться от показа упражнения воспитателем пока нельзя, так как это наиболее действенный прием, при котором дети знакомятся с техникой выполнения движений. Иногда кто-либо из детей может показать упражнение. Если упражнение хорошо знакомо детям, его объясняют не показывая.

         Можно рекомендовать воспитателям, несложную схему приемов проведения общеразвивающих упражнений, применяемых на утренней гимнастике в течение двух недель.

Первая неделя

Понедельник. Показ движений и объяснение их воспитателем.

Вторник. То же (работает второй воспитатель).

Среда. Показ движений ребенком, объяснение воспитателя.

Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Частичный показ движений ребенком или воспитателем

Вторая неделя

Понедельник. Объяснение без показа движений.

Вторник. То же (работает второй воспитатель).

Среда. Указания и напоминания.

Четверг. То же (работает второй воспитатель).

Пятница. Дается только название упражнения и исходное положение.

При выполнении упражнений необходимо следить за дыханием детей. Когда грудная клетка расширяется - происходит естественный вдох, сжимается - выдох. Для того чтобы помочь детям регулировать свое дыхание, им предлагают произносить на выдохе звуки, короткие слова («клю-клю», «тук-тук», «вниз» и т.д.). Воспитатель, подбирая упражнения для утренней гимнастики, должен следить за правильным их распределением, постепенным повышением и снижением физической, психической и эмоциональной нагрузки.

Физическая нагрузка - это нагрузка на мышцы, органы кровообращения, дыхания и т. д. Она увеличивается за счет сложности упражнений, дозировки (повторности), изменения исходного положения, темпа выполнения, веса физкультурных пособий,  амплитуды движения.

Психическая нагрузка. Разучивание новых упражнений требует от детей напряженного внимания. Хорошее усвоение упражнений достигается правильным их подбором, использованием зрительных, слуховых и тактильных анализаторов.

Эмоциональная нагрузка - это активное деятельное состояние ребенка во время выполнения упражнений, проводимых в хорошем темпе в коллективе сверстников.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение. С этой целью используются имитационные упражнения и целые комплексы упражнений, объединенные единым сюжетом. Эмоциональное воздействие на детей оказывает обстановка, спортивные костюмы, красочные физкультурные пособия, музыкальное сопровождение. Но самое основное - это слаженное, четкое выполнение детьми физкультурных упражнений.

КОМАНДЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

На утренней гимнастике дети выполняют различные упражнения. Требования к качеству движений должны быть едиными у обоих воспитателей данной возрастной группы. Во многом этому способствуют точные команды и распоряжения, красивый и правильный показ движения, краткое и понятное объяснение.

Как правило, воспитатели умеют красиво и правильно показать выполнение упражнения, но не всегда могут кратко и понятно объяснить, четко дать команду, распоряжение.

Уверенный тон, точность команд, подтянутость воспитателя дисциплинируют, организуют детей, заставляют их быстро, четко выполнять движения. Что же такое команда и распоряжение?

Команда - это краткое, четкое указание, сигнал к выполнению или прекращению действия. Команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной. В первой части указывается, что и как надо делать, и она произносится медленно. Во второй части говорится о начале действия и она произносится быстро, отрывисто. Например: «Нале-во!», «Начи-най!» или «Кру-гом!» и др. Цель команды - обеспечить одновременное начало, окончание и темп выполнения движений.

Распоряжение - это указание, также связанное с выполнением упражнений или других действий, но оно не имеет определенной формы подачи. Распоряжение произносится кратко, четко и спокойно. Например: «Идите за мной!», «Поднимите руки вверх».

В работе с детьми дошкольного возраста применяются простые команды и распоряжения, принятые в гимнастике. Когда упражнения выполняются с музыкальным сопровождением, то они даются реже.

Распоряжение чаще применяется с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  Различная форма подачи команд и распоряжений говорит о разнообразном характере выполнения упражнения. Движения могут стать плавными или отрывистыми, свободными или напряженными. Педагогам необходимо следить за тем, чтобы у детей было спокойное, бодрое настроение. Указания даются  в веселом, доброжелательном тоне.

В младшей группе команд нет. Распоряжения просты и немногочисленны.

При строевых упражнениях:

Постройтесь за Сережей! (Для построения друг за другом.)

Идите за мной (за Колей). (Для ходьбы друг, за другом.)

Остановитесь! (Для остановки.)

Побежали! (Для бега.)

Света, иди ко мне! (Для ходьбы в указанном направлении.)

Врассыпную!

На месте!

Группа, стой!

Звеньевые, ко мне! (Для построения в звенья.)

Проверьте расстояние. (Для размыкания.)

Нале-во, напра-во!

Один налево, другой направо. (Для построения в пары - разведением.) Подравняйтесь.

При общеразвивающих упражнениях:

Палку вверх! (Название упражнения.)

Показываю.

Палку вперед, вверх, вниз. (При выполнении упражнения.)

Исходное положение: ноги - пятки вместе, носки врозь, палка внизу. Начи-най!

Достаточно. (Для окончания упражнения.)

В Подготовительной к школе группе используются различные строевые упражнения. Качество выполнения перестроения зависит не только от ведущего, но и от каждого ребенка, так как многие перестроения проводятся по ходу движения. Поэтому распоряжения надо отдавать заранее.

При строевых упражнениях:

В колонну!        

В звенья!

Врассыпную!

Парами - марш!

Четверками - марш!

В круг!

На месте шагом - марш!

Бегом - марш!

На пятках, по-медвежьи.

Пара - направо, пара - налево. (Для перестроения в четверки разведением.)

Группа, стой!

Кру-гом! Напра-во! Нале-во!

Вполоборота направо, налево.

Равняйтесь по носкам.

При общеразвивающих упражнениях:

Скакалку к груди. (Название упражнения.)

Исходное положение принять!

Начи-най!

Достаточно.

Умение понимать и точно выполнять команды и распоряжения поможет детям в будущем на уроках физкультуры.

ПЛАНИРОВАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Комплексы упражнений утренней гимнастики составляют с учетом возрастных особенностей детей, требований «Программы воспитания нашего ДОУ», уровня физического развития и физической подготовленности каждого ребенка, а также с учетом места проведения гимнастики (в помещении или на участке), сезонности, наличия мелких физкультурных пособий.

Каждый комплекс в любой возрастной группе удобнее планировать на две недели. Новый комплекс лучше начинать с понедельника. В плане воспитательной работы подробно записывается весь комплекс: названия упражнений, исходные положения, число повторений каждого упражнения, слова и звукосочетания, используемые для регулирования дыхания при выполнении упражнения.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами, в которых используются мелкие физкультурные пособия (флажки, кубики, обручи, мячи и т. д.). Применение пособий делает упражнение интересным: как правило, они улучшают качество выполнения упражнения.

При планировании имитационных упражнений учитывается сезонность. На летний период комплексы утренней гимнастики составляются из знакомых, хорошо известных детям упражнений.

Обычно в начале учебного года в первый комплекс подбираются упражнения без пособий из последних комплексов предыдущих групп, так как в сентябре только заканчивается комплектование групп, приходят и новые дети, незнакомые с приемами и методами проведения утренней гимнастики. Все это требует от воспитателя большого внимания к организации детей.

Второй комплекс лучше тоже дать без пособий, но упражнения должны соответствовать по своей сложности детям данной возрастной группы. Далее уже включаются упражнения и с пособиями. Эти упражнения должны постепенно усложняться.

При планировании утренней гимнастики на год следует предусмотреть, в каких комплексах после общеразвивающих упражнений ввести второй бег или дать прыжки.

Для удобства планирования гимнастики на год в той или иной возрастной группе можно наметить последовательность проведения каждого комплекса. Такая последовательность комплексов необязательна. С учетом особенностей детей группы, условий детского сада или других причин можно вносить различные изменения, важно соблюдать постепенность в нарастании нагрузки при проведении упражнений, а также соблюдать преемственность с предыдущей и последующей возрастными группами. Некоторые более интересные комплексы упражнений могут быть использованы во время праздников и вечеров развлечений спортивного характера.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Музыка, сопровождающая утреннюю гимнастику, дисциплинирует детей, организует их, влияет на развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти, ритма, способствует эмоциональному воспитанию. Движения детей становятся легче, красивее.

Музыкальное сопровождение помогает облегчить выполнение упражнений, делать их более четкими, выразительными. Как правило, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, поскоков не вызывает у педагогов затруднений. Гораздо сложнее проводить под музыку общеразвивающие упражнения. Под музыку проводятся общеразвивающие упражнения, как без пособий, так и с пособиями. Выбор музыкальных произведений для сопровождения упражнений определяется характером каждого упражнения. Так с бодрого, энергичного марша начинается утренняя гимнастика и заканчивается спокойной ходьбой, требующей музыки соответствующего характера. Музыка должна подбираться не только в соответствии с видами и характером движений, но учитывать возраст детей, особенности их восприятия, уровень их музыкальной подготовки.

Для сопровождения утренней гимнастики может быть использована грамзапись. В теплое время года, когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, можно проигрыватель, магнитофон придвинуть к окну.

Использованная литература.

1.Вареник Е.Н. Утренняя гимнастика в детском саду: методические рекоментации. – М., Творческий центр Сфера, 2008.С.3-6.

2.Нарскин Г.И. Физическая реабелитация и укрепление здоровья дошкольников. – Минск.,Полымя,2002. С.17-18,122-131.

3.Шебеко В.Н.,Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. – М., ACADEMIA, 2000. С.72-73,120-122.

4.Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детскм саду. – М.,Мозаика-Синтез, 2008. С.3-5.

5.Хухлаева Д.В.Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., Просвещение,1984. С.152-159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения утренней гимнастики в детском саду"

В консультации раскрыты основные особенности организации  утренней гимнастики во всех возрастных группах детского сада, представлена рекомендуемая СанПиН длительность и дозировка общеразвивающих ...

Организация и методика проведения утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных детей в условиях детского оздоровительного лагеря

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящи...

Консультация для педагогов на тему: "Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ".

Повышение педагогической компетентности и мастерства педагогов в вопросе организации и проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста....

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ В ДЕТСКОМ САДУ

Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, «зарядить» организм ребенка на весь предстоящий день. Оздоровительное и во...

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольной организации

Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. ...