Консультация для педагогов на тему: "Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ".
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Повышение педагогической компетентности и мастерства педагогов в вопросе организации и проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ.
Цель: повышение педагогической компетентности и мастерства педагогов в вопросе организации и проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Утренняя гимнастика – одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Она является важным компонентом двигательного режима.
Посредством утренней гимнастики решаются задачи:
- «Разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад.
- Стимулировать работу внутренних органов и органов чувств (усиливаются все физиологические процессы – дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности).
- Способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам делать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание воспитанников на совместные формы деятельности.
Большое значение для решения задач физического воспитания имеет выполнение утренней гимнастики под музыку: помогает создать правильное представление о характере движений, их темпе и ритме. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции, возникающие во время упражнений под музыку, усиливают их физиологический эффект.
Для проведения утренней гимнастики необходимо выполнение ряда условий:
- Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов.
- На ногах – удобная обувь или носки с прорезиненной подошвой. Можно заниматься босиком.
- Соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.
- В теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.
Продолжительность утренней гимнастики в разных возрастных группах составляет:
- Во второй младшей группе – 5-6 минут.
- В средней группе – 6-8 минут.
- В старшей группе – 8-10 минут.
- В подготовительной группе – 10-12 минут.
Упражнения утренней гимнастики необходимо выполнять в определенной последовательности:
Часть | Последовательность | Значение |
Вводная | Спокойная ходьба, переходящая в медленный бег. | Ходьба и бег увеличивают частоту и глубину дыхания, улучшают кровообращение. |
Сочетание видов ходьбы: на носках, на пятках, на наружном и внутреннем своде стопы. | Профилактика плоскостопия и коррекция нарушения осанки. | |
Ходьба с продвижением вперед (дыхательные упражнения по необходимости). | Восстановление дыхания. | |
Основная | Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса, рук и спины. | Способствуют расширению грудной клетки, выпрямлению позвоночника и формированию правильной осанки. |
Упражнения для укрепления мышц туловища и ног | Способствуют формированию правильной осанки, укреплению мышц ног. | |
Прыжки. | ||
Заключи – тельная | Дыхательные упражнения. | Восстановление дыхания. |
Ходьба на месте или с продвижением вперед. | Снижение общего возбуждения организма. |
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения сидя, лежа выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц.
При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.
Большое значение для организации детей во время проведения утренней гимнастики имеют команды. Они дают сигнал к началу и окончанию упражнений.
Основные команды:
- «Исходное упражнение ПРИНЯТЬ!»
- «Со мной упражнение начи-НАЙ!»
- «ОТСТАВИТЬ!»
- «СТОЙ!»
- «На месте стой: раз, два».
- «И раз, два, три, закончили».
Способы обучения детей упражнениям:
- По показу.
- По рассказу.
- Комбинированный: педагог объясняет технику выполнения и одновременно показывает.
- По разделениям. Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ. Например: «руки вверх, правую ногу назад на носок – ДЕЛАЙ РАЗ!».
Общие методические требования:
- Упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных исходных построениях и обязательно интересными для детей.
- Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений.
- Педагог выполняет движения, стоя пред группой, зеркально, что облегчает занимающимся копировать упражнения.
- Общеразвивающие упражнения рекомендуется укладывать в счет. Чаще всего на 4 и 8 счетов.
- Во время проведения утренней гимнастики рекомендуется использовать упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания.
- Последовательность упражнений постоянна: сначала для плечевого пояса и рук, затем для туловища и ног.
- На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к выправке осанки, напоминает о дыхании, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке.
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.
Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в младшей и средней группе.
2-я младшая группа | Средняя группа | ||
1 половина года | 2 половина года | 1 половина года | 2 половина года |
Бег | |||
20-30 секунд | 30-40 секунд | 30-40 секунд | 30-40 секунд |
Построение | |||
В круг | В круг | В круг | 2 колонны |
Количество упражнений | |||
4 | 4 | 4-5 | 4-5 |
Повторение упражнений | |||
4-5 | 4-5 | 5-6 | 5-6 |
Включаются упражнения | |||
|
| ||
Пособия | |||
Флажки, погремушки, кубики | Флажки, кубики, ленточки, обручи малого размера, палки, веревки | ||
Особенности использования терминологии | |||
Имитационный характер упражнений Проводятся в игровой форме Показ упражнения педагог сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление движения (вытянули руки вперед – показали ладошки; подняли руки вверх, потянулись к солнышку) «Идем как лошадки», «Прыгаем как зайки» «Поставили ноги врозь, руки на пояс, как часики тикают: «тик-так» | 1 половина года: Пояснения сочетаются с наглядностью Упражнения носят имитационный характер «Руки на пояс, с высоким подниманием бедра, как лошадки идут» Техника упражнения предварительно не объясняется. Педагог сразу выполняет действие и проговаривает направление движения: «Руки вперед, в стороны, вверх, опустили». «Ноги широко поставили. Взяли топоры в руки. И...Ух!» «Сели, руки назад поставили на пол. Ноги вместе, ноги врозь». 2 половина года: Вводятся распоряжения «Примите исходное положение», «Выполняй упражнение, как я», «Закончить упражнение». | ||
Требования к выполнению упражнений | |||
Педагог следит, чтобы ребенок занял необходимое исходное положение. Добиваться сходства движения с образцом в общих чертах (наклоняться вперед, не сгибая ноги в коленях; не только поднять мяч над головой, но и посмотреть на него). | Постепенно приучать детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе. Во время выполнения упражнений, педагог более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса. |
Основные требования к организации и проведению утренней гимнастики в старших и подготовительных группах.
Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1 половина года | 2 половина года | 1 половина года | 2 половина года |
Бег | |||
30-40 секунд | 50-60 секунд | 50-60 секунд | 50-60 секунд |
Построение | |||
2 колонны | 2 колонны | 2 колонны | 2 колонны |
Количество упражнений | |||
5-6 | 5-6 | 6-8 | 6-8 |
Повторение упражнений | |||
6-8 | 6-8 | 8-10 | 8-10 |
Пособия | |||
Обручи, гимнастические палки, мячи разного размера, скакалки, веревки, ленточки. | |||
Особенности использования терминологии | |||
Команды | Команды | ||
Требования к выполнению упражнений | |||
Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направления движений, умения выполнять упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. В показе участвуют дети, хорошо владеющие данными движениями. | Детей приучают проявлять высокую самостоятельность в выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум для педагогов "Построение и методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах"
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадо...
Консультация для педагогов на тему: «Методика проведения родительского собрания в ГБДОУ»
Родительское собрание – одна из коллективных форм работы. Основная особенность его в том, что в коллективе решают сразу все задачи....
Консультация для педагогов на тему:"Методика проведения подвижных игр"
Консультация для педагогов на тему:" Методика проведения подвижных игр"...
Консультация для педагогов на тему: "Методика организации и проведения прогулки в ДОУ"
В данном материале подробно описаны цели, задачи, виды прогулок в детском саду, их структура и содержание....
Консультация для педагогов на тему: «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Каждый ребёнок по своей природе – творец.Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможн...
Консультация для педагогов на тему : « Методика проведения оздоровительного бега для дошкольников».
Консультация для педагогов на тему : « Методика проведения оздоровительного бега для дошкольников». Еще мыслители Древней Греции говорили: « Хочешь быть здоровым- бегай!Хоч...