Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством подвижных национальных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование русских народных игр в ежедневном планировании деятельности с детьми | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Струкова Марина Алексеевна
Безрукавая Светлана Юрьевна
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 77»
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Давайте детям больше и больше
содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно
старайтесь знакомить их с этим
через родные и национальные явления.
В.Г. Белинский
Для маленького человека игровая деятельность является превалирующей.
Именно в игре ребенок учится преодолевать препятствия, помогать друзьям, решать, даже порой, сложные и неоднозначные задания, приобретать опыт.
Игра для ребенка - это мир, где царит интерес, правила, эмоции. Любая игра- это последовательность действий, их согласованность, слаженность.
Игровая деятельность дает возможность каждому ребенку раскрывать свой потенциал, наблюдать за сверстниками, способствует формированию ответственности, умению радоваться друг за друга, сочувствовать и быть внимательным.
Огромное значение в воспитании дошкольников занимает именно такая игровая деятельность, которая способствует формированию здоровья, выносливости, быстроте реакции, работоспособности, развивает мышление и внимание.
В работе с детьми очень важно применять подвижные игры, которые способствуют не только формированию физических качеств и навыков, а и всестороннему развитию дошкольника, поскольку тесно связаны с интеллектуальными и психомоторными способностями ребенка. И, так как большую часть информации ребенок черпает из окружающей среды, необходимо делать так, чтобы игровая деятельность помогала знакомить воспитанника с традициями, культурой и обычаями нашей страны, ведь без знания своей истории, своих корней нельзя воспитать полноценно развитую личность.
Необходимо отметить, что в периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей. Многие современные родители не всегда имеют время и возможность, а порой и желание закладывать детям основы нравственного - патриотического воспитания, уважения к своим предкам, а, иногда, даже слишком сильно превозносят и восхваляют традиции народов других стран. Конечно, ребенку очень трудно объяснить всю многогранность слова «патриотизм», поэтому нужно стараться применять разные, наиболее эффективные, приемлемые и понятные для детей методы приобщения к русской культуре и национальным традициям.
В своей работе с детьми, мы часто используем русские народные игры, которые имеют многотысячную историю и передаются из поколения в поколение. Такие игры могут быть как подвижными, хороводными, дидактическими, так и сюжетно-ролевыми. Целью русских народных игр является не только развитие физических и умственных способностей детей, но и знакомство с историей их возникновения, с национальными традициями, народными игрушками (деревянной, глиняной, куклой-самоделкой), применяемыми как игровые атрибуты.
Самые элементарные подвижные игры такие, как « Догонялки», «Ловишки», «Салки» - напоминают внешне игры животных и были придуманы людьми в далекой древности, они очень просты и могут применяться в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Большое количество русских народных включают в себя демонстрацию отношения человека к природе, отражают наблюдательность за окружающим миром. На примере таких игр, как «Гуси-лебеди», «Кошки – мышки», «Вороны и воробьи», « Волк и овцы», «Филин и пташки», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», дети совершенствуют навык давать характеристику животным, называть их отличительные черты, передавать повадки.
Огромное количество русских народных игр отражают человеческие взаимоотношения, быт русского народа, так, играя в « Каравай», « Птицелов», « Ворота», « Домики». « Корзинки», дети приобретают способность играть в команде, договариваться, закрепляют умение ходить по кругу, производить одновременные действия, что имеет огромное значение для формирования социально-коммуникативной компетентности, а так же позволяет пополнять познавательный интерес детей об истории возникновения той или иной игры. Хороводные игры: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…», позволяют сочетать вокальные и двигательные навыки детей, знакомят с русскими потешками и песнями. С большим интересом воспитанники знакомятся с дидактическими играми, пришедшими к нам из прошлых лет. Например, играя с детьми в « Лапту», «Чехарду», «Городки», «Чижик», мы всегда акцентируем внимание на том, что наши предки могли находить подручный материал для использования в игровых целях. Это тоже актуально, т.к. многие дети пресыщены огромным количеством разнообразных игровых ресурсов.
В заключении, хочется отметить, что применяя в своей деятельности русские народные игры или их элементы, мы расширяем интерес детей к изучению прошлого своего народа, воспитываем любовь и уважение к народной культуре, привлекаем родителей к участию в фольклорных праздниках, созданию « мини-музеев» с атрибутами старины.
Любому педагогу нужно помнить, что прививая национальные традиции, мы формируем личность, умеющую гордиться своим происхождением и Родиной!
Список использованной литературы:
1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов / Ветохина А.Я. [и др.]. -
СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-192 с.
2.История создания русских народных игр [интернетресурс]-URL: https://infourok.ru.issledovatelskaya-rabota-russkie...igri...( дата обращения 5.11.2019)
3.Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом. [интернетресурс]-URL: https://sch45ur.mskobr.ru. ( дата обращения 31.10.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.
Русская народная сказка учит датей добру, мудрости, умению делать выбор. Сказка развивает воображение ребенка, соверш...
Использование русской народной игры в работе с детьми
Цель: Формирование познавательного интереса, трудовых умений и навыков на УОУ у детей дошкольного возраста, через русскую народную игру....
Статья «Использование русского народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, к нему обращаются историки, искусствоведы и педагоги. Уже тысячу...
Башкирские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, ...
Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....
Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - это разрушение личности человека. Современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом. Заменителями р...
Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время особенно актуальной является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с традициями, обрядами, то есть стоит задача приобщения новых поколений к истокам р...