Башкирские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
консультация
Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkirskie_narodnye_igry.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкирские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре Филиппова О.И.
Большое значение в воспитании любви к родному краю, к родному языку, к обычаям и традициям имеют народные игры. Для того чтобы игра воздействовала на чувства каждого ребёнка, долго жила в его сердце, нужна повседневная кропотливая работа.
Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности. Для успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников педагог должен:
1. Глубоко знать и свободно владеть обширным игровым материалом и методикой педагогического руководства.
2. В ходе игры привлечь внимание детей к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучать их ловко и стремительно действовать в создавшейся ситуации, учить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Большинство башкирских народных игр связано с национальными праздниками: САБАНТУЙ – игра «Сабантуй», ВОРОНЬЯ КАША – игра «Коршун», НОВОСЕЛЬЕ – игра «Юрта», «Встреча гостей».
В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения образны и часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами.
Объяснение каждой новой игры может происходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания.
Прежде, чем объяснить сюжетную народную игру, надо предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру детям предлагают поиграть, показать иллюстрации, предметы быта, заинтересовать национальными обычаями. Затем кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль ведущего или водящего, и перейти к распределению ролей, применяя при этом любимые детьми считалки, используя, опять таки, считалки на башкирском языке.
Несюжетные игры объясняются кратко, лаконично, эмоционально, выразительно. Сначала даётся представление об её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов. Затем можно задать 1-2 уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что дети поняли правила.
В конце игры следует положительно оценить тех, кто проявил определённые качества: ловкость, смекалку, быстроту, выдержку, выразительность, товарищескую взаимопомощь.
«ЮРТА»
Эта башкирская народная игра содержит национальный колорит, развивает любовь к традициям и обычаям своего народа. Игра развивает скоростные качества, координацию, внимание, воспитывает взаимопомощь, дружбу.
В игре участвует несколько групп детей, каждая из которых образует круг на площадке, полянке.
В центре каждого круга стоит стул ( стойка ), на котором повышен платок с национальном узором.
Взявшись за руки, каждая группа двигается переменным шагом по кругу и поёт.
Мы поём ребята,
Собираемся все в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок
По окончании музыки и песни они быстро бегут к своим стульям ( стойкам ), берут за края платок и натягивает над головой в виде шатра ( крыши ), получается юрта.
При проведении этой игры необходимо использовать музыкальное сопровождение с национальной мелодией.
Выиграет та команда, которая первой построит юрту.
«ЛЕТЕЛИ – ЛЕТЕЛИ»
Играющие становятся в круг. Один игрок выходит на середину. Он называет летающие и нелетающие предметы, животных, птиц. Дети должны слушать внимательно и поднять руку только когда, когда называются летающие предметы. Если бы назван нелетающий предмет, все должны присесть. Кто не сделает ошибки и останется до конца, тот станет победителем.
ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВ
В игре участвуют в основном мальчики.
Готовится пять палочек длиной 10 см («пальчиков») и нумеруется: 1,2 ,3 т. д.
У всех игроков на руках палки длиной 60-70 см. На одну линию ставятся «пальчики» на расстоянии 30-50см друг от друга . Подальше от них в 6-7м отмечается линия удара. Игроки по очереди кидают палки на «пальчики». Если сбивается «пальчики» №1, то сбивший получает 10 очков, если№2 -20 очков и т. д. Кто из игроков наберёт 500 очков или 1000 очков ( по договоренности), тот и становится победителем.
«СТРЕЛОК»
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
«ЛИПКИЕ ПЕНЬКИ»
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
«МЕДНЫЙ ПЕНЬ»
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: – Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить ?
Хозяин отвечает:
– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за Выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три — беги!» — разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
«ПАЛКА – КИДАЛКА»
Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку–кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
«ПЛАТОЧЕК»
Также в круге дети выбирают водящего по считалке. (Если дети изучают башкирский язык, можно на башкирском). В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются.
Играя в башкирские народные игры дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста
Использование устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста...
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"
Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...
Русские народные игры в работе с детьми дошкольного возраста
Приобщение детей дошкольного возраста к русской национальной культуре посредством подвижных национальных игр....
Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Фольклор в детском садуИногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И пра...
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольного возраста. Методика и содержание работы
По содержанию все народные игры Поволжья классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В их много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождают...