Пальчиковая гимнастика
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Игрушки» | «Игрушки» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Мой весѐлый круглый мяч, (Одной рукой бьѐм по воображаемому | Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем- | ||
мячу.) | разжимаем пальцы обеих рук.) | ||
Щѐки круглые не прячь! | (Смена рук.) | Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперѐд – «бросаем | |
Я тебя поймаю, | (Двумя руками, соединив одноимѐнные | мяч».) | |
пальцы, показываем мяч.) | Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз | ||
В ручках покатаю! | (Покатали воображаемый мяч между | ||
поочерѐдно кладѐм друг на друга несколько раз.) | |||
ладоней.) | |||
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой | |||
кистью правой руки – «катаем машинку».) | |||
«Ягоды» | «Грибы» |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, | (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | ||||
другой руки погладить | ||||
каждый пальчик от основания до самого | ||||
кончика, как будто снимая с | Красный-красный мухомор- | (Соединяем кончики пальцев – | ||
него воображаемую ягодку.) | изображаем шляпу гриба.) | |||
И в лукошко собираю. | (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.) | |||
Белых крапинок узор. | (Одна рука – «шляпка гриба», | |||
Будет полное лукошко, | (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть | |||
другой также сложенной | ладошкой.) | указательным пальцем другой руки | ||
Я попробую немножко. | показываем «крапинки».) | |||
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, | Ты красивый, но не рвѐм! | (Погрозили пальчиком.) | ||
другой рукой | ||||
И в корзинку не берѐм! | (Прямая ладонь от себя – | |||
Я поем ещѐ чуть-чуть, | достать воображаемые ягодки и отправить их в | |||
рот.) | отодвигающий жест.) | |||
Лѐгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный | ||||
пальчики на обеих руках | ||||
«убегают» как можно дальше.) |
«Осень» | «Деревья» | |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |
пальцев рук. | пальцев рук. | |
Вышла осень погулять, («Идѐм» указательным и средним | Здравствуй, лес, | (Поднять обе руки ладонями к себе, |
пальцами одной руки.) | широко расставить пальцы.) | |
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и | Дремучий лес, | |
«кладѐм» в другую.) | Полный сказок и чудес! |
«Овощи» | «Фрукты» | |||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |||
пальцев рук. | ||||
пальцев рук. | Жѐлтый-жѐлтый наш лимон, (Одноимѐнные пальцы | |||
Я – зелѐная капуста, | (Руки перед собой образуют круг.) | соединяются подушечками – показываем лимон.) | ||
Кислым соком брызжет он. | (Пальцы резко разводим в | |||
Без меня в кастрюле пусто. | (Наклонили голову – «заглядываем | стороны.) | ||
в кастрюлю».) | В чай его положим | (Соединяем большой, | ||
Листья снимете с меня, | (Разводим руки в стороны.) | указательный и средний пальцы одной руки и | ||
И останусь только я! | «опускаем лимон в чай».) | |||
Вместе с жѐлтой кожей. | (Пальцы в том же положении, | |||
делаем вращательные движения – | ||||
«помешиваем чай».) |
«Овощи, фрукты» | «Одежда» | |||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |||
пальцев рук. | ||||
пальцев рук. | ||||
В огороде много гряд, | (Сжимают и разжимают | Я надену сапоги, | (Показываем на ноги, туловище, голову.) | |
пальцы.) | ||||
Курточку и шапку. | ||||
Тут и репа, и салат, | (Загибают пальцы поочерѐдно.) | |||
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами | ||||
Тут и свѐкла, и горох, | ||||
вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру | ||||
А картофель разве плох? | ||||
ладони, показывая направление | ||||
Наш зелѐный огород | (Хлопают в ладоши.) | |||
надевания перчаток.) | ||||
Нас прокормит целый год. | ||||
Натяну перчатку. | (Смена рук.) | |||
«Обувь» | ||||
Цель: развитие мелкой моторики, | координации движений пальцев | «Посуда» | ||
рук. | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |||
Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по | ||||
пальцев рук. | ||||
столу.) | ||||
Из тарелок, как один, | (Ладони вместе перед собой | |||
Повторяй за мной слова: | (Сжимают и разжимают | |||
«тарелка».) | ||||
пальцы.) | ||||
Суп мы ложками едим. | (Вращательные движения рукой с | |||
Ножка – раз, ножка – два! | (Ставят два пальца на стол и | |||
воображаемой ложкой.) | ||||
поднимают по одному.) | ||||
В магазине покупают | (Сжимают и разжимают | Вилкой кушаем котлеты, | (Указательный и средний пальцы | |
пальцы.) | выпрямлены, большой палец | |||
И на ножки надевают | придерживает безымянный и | |||
Папа, мама, брат и я – | (Загибают пальцы на руках.) | мизинец – «держим вилку».) | ||
Любит обувь вся семья. | («Шагают» пальцами по | Ножик режет нам омлеты. | («Режем» прямой ладонью взад- | |
столу.) | вперѐд.) |
«Зимние забавы» | «Зима» | |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |
пальцев рук. | пальцев рук. | |
Что зимой мы любим делать?(Поочерѐдно соединяют | Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями | |
большой палец с остальными.) | вниз.) | |
В снежки играть, | Улицы и крыши. | (Руки «домиком».) |
На лыжах бегать, | Тихо к нам идѐт зима, | (Палец к губам. «Идѐм» |
На коньках по льду кататься, | указательным и средним пальцами одной руки.) | |
Вниз с горы на санках мчаться. | Мы еѐ не слышим… | (Рука за ухом.) |
«Новогодний праздник» | «Продукты питания» | |||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | пальцев рук. | |||
Муку в тесто замесили,(Сжимают и разжимают пальцы.) | ||||
пальцев рук. | ||||
А из теста мы слепили | (Прихлопывают ладонями, | |||
- Здравствуй, Дедушка Мороз! | (Ладонь поглаживает | «лепят».) | ||
Пирожки и плюшки, | (Поочерѐдно разгибают пальцы, | |||
подбородок – «бороду» Деда Мороза.) | ||||
начиная с мизинца.) | ||||
Что в подарок нам принѐс? | (Руки вперѐд ладонями вверх.) | |||
Сдобные ватрушки, | ||||
- Громкие хлопушки, | (Хлопнуть в ладоши.) | |||
Булочки и калачи – | (Обе ладони разворачивают вверх.) | |||
Сладости, игрушки. | (Вертим кистями.) | |||
Всѐ мы испечем в печи. | ||||
Очень вкусно! | (Гладят животы.) |
«Части тела» | «Домашние животные» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
У меня есть голова, | (Слушаем стихотворение и | Вот, убрав царапки, | («Моем руки».) |
указываем на соответствующие части тела.) | Кошка моет лапки. | ||
Грудь, живот, а там – спина, | Мордочку и ушки | (Круговые движения ладонью по лицу.) | |
Ножки – чтобы поскакать, | На своей макушке.(Чуть согнутые ладошки движутся за | ||
Ручки – чтобы поиграть. | ушами – показываем, как кошка моет ушки.) |
«Детёныши домашних животных» | «Дикие животные наших лесов» | |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |
пальцев рук. | пальцев рук. | |
Побежали вдоль реки (Двигают указательными и средними | Заяц и ѐжик навстречу друг другу | (Указательные и средние |
пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют | пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.) | |
несколько раз.) | Шли по дорожке по полю, по лугу. | |
Котята наперегонки. | Встретились – и испугались они. | (Стукнуть кулачками.) |
Быстро бежали – поди догони! | (Снова пальцы «идут», но | |
теперь в разные стороны.) |
«Детёныши диких животных» | «Дикие животные» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и | |||
Это зайчонок, это бельчонок, | (Сгибают пальцы в | средние пальцы выпрямлены – «ушки».) | |
кулак, начиная с мизинца.) | Скачет, скачет по опушке.(Руки щепотью вниз у груди – | ||
Это лисѐнок, это волчонок, | «скачет».) | ||
А это спешит, ковыляет спросонок | (Вращают большим | Шѐл за ним колючий ѐжик, | (Переплели пальцы и |
пальцем.) | пошевелили.) | ||
Бурый, мохнатый, | Шѐл по травке без дорожек, | ||
Смешной медвежонок. | А за ѐжиком – краса – | (Плавные движения руками | |
перед собой.) | |||
Рыжехвостая лиса. |
«День Защитника Отечества» | «Животные жарких стран» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Илья Муромец – | (Приосаниться.) | Хобот носит только он –(Рукой плавно двигаем перед собой | |
Добрый молодец. | (Показать бицепсы.) | – изображаем хобот.) | |
Зорко в даль глядит | (Рука козырьком.) | Лопоухий серый слон. | (Приставляем руки к ушам.) |
Да врагов разит. | («Бросить копьѐ».) |
«Мамин праздник» | «Домашние птицы» | |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |
пальцев рук. | пальцев рук. | |
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.) | Зѐрна курочка клюѐт, | (Обе ладошки вместе отклоняем от |
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.) | себя.) | |
Очень я еѐ люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.) | И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.) | |
Поцелуи ей дарю!(Сдуваем поцелуй с другой ладони.) | В воду уточка нырнѐт,(Ладошки вместе «ныряют» | |
вперѐд.) | ||
А цыплятки не нырнут. | (Погрозили пальчиком.) |
«Домашние птицы и их детёныши» | «Дикие птицы» | |
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | |
пальцев рук. | пальцев рук. | |
Есть у курицы цыплѐнок,(Большим пальцем поочерѐдно | Дятел дерево долбит: | (Одна ладонь прямая – это |
касаются остальных, начиная с мизинца.) | «дерево», другая – «дятел» - кулачком | |
У гусыни есть гусѐнок, | стучите о неѐ.) | |
У индюшки – индюшонок, | Тук-тук-тук. | |
А у утки есть утѐнок. | Целый день в лесу стоит | (Смена рук.) |
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.) | Стук-стук-стук. | |
Все красивы, хороши. |
«Наш дом» | «Мебель» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Этот дом – одноэтажный. | (Разгибают пальцы из | На кроватке мы поспали, | (Руки под щѐку.) |
кулака, начиная с мизинца.) | Вещи в шкаф уже убрали. | (Свободно двигаем руками – | |
Этот дом – он двухэтажный. | «убираем вещи».) | ||
А вот этот – трѐхэтажный. | Мы на стуле посидели | (Ладонью одной руки накрываем | |
Этот дом – он самый важный: | кулак другой.) | ||
Он у нас пятиэтажный. | И за столиком поели. | (Вращательные движения | |
рукой с воображаемой ложкой.) |
«Транспорт» | «Весна» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
По шоссе идут машины, | (Крутим воображаемый руль.) | Вот уж две недели | (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы |
По асфальту едут шины.(Локти прижаты к туловищу, | вместе.) | ||
ладони двигаются параллельно друг другу.) | Капают капели. | ||
По дороге не беги, | (Погрозили пальцем.) | Снег на солнце тает(Руки ладонями вниз разведены в | |
Я скажу тебе: «Би-би». | (Рука сжата в кулак, большой | стороны.) | |
палец выпрямлен – «сигналим».) | И ручьѐм стекает. | (Обе руки ладонями вниз двигаются в | |
одну сторону.) |
«Насекомые» | «Лето» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Мы пошли гулять на луг, | («Идѐм» указательными и | Солнцем ласковым согрето, | («Идѐм» указательным и |
средними пальцами обеих рук.) | средним пальцами одной руки.) | ||
А по лугу ползал жук! | (Одна рука «ползѐт» по бедру или | За весной приходит лето. | |
по одной руке.) | Будем в озере нырять | («Ныряем» соединѐнными | |
вместе ладонями от груди вперѐд.) | |||
И цветочки собирать. | («Срываем» одной рукой и | ||
«собираем» в другую.) |
«Цветы» | «Космос» | ||
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | Цель: развитие мелкой моторики, координации движений | ||
пальцев рук. | пальцев рук. | ||
Ромашки белые цветки – | (Ладонь вперѐд, пальцы | Утро – солнце всходит. | (Поднимаем растопыренную |
раздвинуть – это «ромашка».) | ладошку.) | ||
Как пальцы маленькой руки. | Ночь – луна приходит. | (Поднимаем другую руку, пальцы | |
И вот слетаются жуки | (Перебираем пальцы «руки- | полукругом – «месяц».) | |
ромашки» по одному.) | |||
Считать ромашки лепестки. |
Картотека пальчиковой
гимнастики
Младшая группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...