Методическая разработка раздела «Партерная гимнастика»
методическая разработка (младшая группа)
Партерная гимнастика – подготовка мышц и суставов к традиционному классическому и народному танцу. Повышает гибкость суставов, улучшает эластичность мышц. А так же способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, и помогает вырабатывать выворотность ног.
Целью является - описание комплексного подхода в формировании осанки, выворотности ног, гибкости суставов, улучшения эластичности мышц и связок, а так же развитие природных физических данных учащихся, формирование у детей основных двигательных качеств и навыков, необходимых для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_parternaya_gimnastika.docx | 738.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка раздела
«Партерная гимнастика»
Педагог дополнительного образования :
Иванова Е.Ф.
Введение.
Партерная гимнастика – подготовка мышц и суставов к традиционному классическому и народному танцу. Повышает гибкость суставов, улучшает эластичность мышц. А так же способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, и помогает вырабатывать выворотность ног.
Целью является - описание комплексного подхода в формировании осанки, выворотности ног, гибкости суставов, улучшения эластичности мышц и связок, а так же развитие природных физических данных учащихся, формирование у детей основных двигательных качеств и навыков, необходимых для дальнейшего занятия хореографическим искусством.
Задачи:
- Развить двигательные функции (выворотность ног, подъёма ног, гибкости корпуса, шага).
- Исправить некоторые недостатки в осанке, а именно сутулости, асимметрии лопаток, увеличенного прогиба в поясничном отделе позвоночника.
- Овладеть первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и времени.
При проведение партерной гимнастики, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Постепенно увеличивать нагрузку от простых упражнений к более сложным.
- Чередовать упражнение с различной нагрузкой для отдельных мышечных групп, ног, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д.
- Темп движения должен быть сначала медленный с последующим ускорением.
Партерная гимнастика (фр. «parterre» — по земле) — выполнение упражнений на полу в различных позах, в положениях сидя, лежа на животе и спине, на боку, из различных упоров.
При составлении комплексов упражнений учителю следует учитывать возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также руководствоваться следующими рекомендациями:
-тщательный подбор исходных положений для упражнений;
-всякое движение должно компенсироваться «контрдвижением»: напряжение — расслабление, растягивание — силовая нагрузка;
-растягивание групп мышц выполняется в различных направлениях и должно быть нерезким, медленным, контролируемым сознанием, без усилия;
-использование упражнения на все группы мышц, с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп (каждое упражнение выполняется 4—5 раз);
-выполнение упражнений c предельной амплитудой движений;
-использование малой амплитуды движений для увеличения интенсивности воздействия упражнений;
- контроль напряжения мышц с фиксированием положений рук, ног, туловища, головы;
- контроль за дыханием на протяжении всего занятия;
- использование сочетаний пружинных движений с последующей фиксацией позы для развития гибкости, растяжения мышц, связок, сухожилий;
- контроль за утомляемостью учащихся;
- исключение физических упражнений в период острых заболеваний;
Главными принципами в обучении гимнастическим движениям должна быть последовательность и систематичность; от простого - к сложному.
Музыка на занятиях по учебному предмету «Партерная гимнастика» должна соответствовать заданию учителя, сопровождать и дополнять его объяснение и показ, поддерживать эмоциональный настрой урока, помогать справляться с темпом упражнений, с мышечным напряжением при выполнении упражнений.
Упражнение на мышечное чувство и музыкально-двигательную память.
Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых в сторону рук. Упражнения на полу делаются в положении , разгружающем позвоночник (лежа на спине и животе при вытянутых ногах в коленях, а также сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях).
Активные упражнения на полу выполняются учениками самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого ученика или при упоре на пол. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от дополнительной нагрузки, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении.
Упражнения на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно-пассивные упражнения и активные упражнения на полу, по первых, создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять ими. Во-вторых, упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мыши и связок и нарастить силу мыши. Тем самым мышцы и суставы подготавливаются для занятий традиционным классическим экзерсисом у станка с широкой амплитудой движений, требующих большого физического напряжения. В-третьих, эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков корпуса ног, стоп, помогают выработать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Для обучения детей сознательному управлению своими мышцами применяются упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Упражнение 1.
Упражнение выполняется лежа на спине, исходное положение: руки свободно лежат вдоль тела, «пятая точка» вниз, все мускулы тела расслаблены. На 4 счета надо тянуть ноги и пальцы, напрячь все мышцы тела (рис. 1). Затем на 4 счета полностью расслабить мышцы (рис. 2). Дети должны ощутить напряжение и расслабление мышц. Это упражнение повторяется 4-8 раз.
рис. 1 рис. 2
Упражнение 2.
Исходное положение: то же, что в упражнении 1. Техника исполнения следующая: на счет «раз-два», медленно вытягивая стопы ног не выворотно, напрячь мышцы ног. На счет «три-четыре» поднять как можно выше носки ног кверху (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола.) При этом все внимание сконцентрировать на чувстве другой группы мышц, особенно подколенных и голеностопных. Упражнение повторяется 4-16 раз (рис. 3). Расслабиться на 5-10 секунд, приняв исходное положение. Ощутить расслабление всех мышц. Эти упражнения можно выполнять и в положении сидя.
Данное упражнение способствует растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.
рис. 3
Упражнения на выворотность ног.
Научив детей сознательно напрягать и расслаблять мышцы, можно перейти к комплексу упражнения на выворотность ног. Темп исполнения движений первоначально медленный с последующим ускорением. Упражнения повторяются сначала 4 раза, а затем их количество увеличивается до 16 раз. Дыхание свободное. Все движения делаются ритмично. После каждого упражнения необходимо расслабиться на 5-10 секунд, ощущая полное расслабление мышц.
Упражнение 1(активное).
Исходное положение: то же, что в упражнении 1. Техника исполнения: на счет «раз-два» медленно, вытягивая стопы, напрячь мышцы ног (рис. 4). При свободно лежащем корпусе следует ощутить напряжение мышц только в ногах. На счет «три-четыре», напрягая и сокращая ягодичные мышцы, развернуть бедра, голени и стопы своей внутренней стороной наружу так, чтобы пятки своей подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы стоп - пола (рис. 5). Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами-супинаторами. Мышцы-супинаторы (подвздошно-поясничная, приводящая в движение мышцы бедра, большая ягодичная и другие), сокращаясь, поворачивают ногу наружу, а мышцы-пронаторы (малый натягиватель широкой фасции бедра, передняя часть ягодичной мышцы и другие), расслабляясь, растягиваются. Необходимо ощутить эти мышцы. Упражнение повторяется 4-16 раз.
Расслабиться на 5-10 секунд. Ощутить полное расслабление всех мышц.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности.
рис. 4 рис. 5
Упражнение 2.
Исходное положение: то же самое, а также сидя. Техника исполнения: на счет «раз-два», сразу вытянув ноги, развернуть их своей внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками прикоснуться друг к другу, мизинцы стоп должны при этом коснуться пола, мышцы напрягаются так же, как в упражнении 3 (рис. 6). На счет «три-четыре» сократить подъемы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами ног и носками образовали прямую линию, а мизинцы ног коснулись пола (т.е. должна получиться первая позиция). Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение мышц-супинаторов, расслабить мышцы-пронаторы (рис. 7). Расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мышц. Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллова сухожилия.
рис. 6 рис. 7
Упражнение 3.
Исходное положение: лежа на спине, развернуть ноги своей внутренней стороной наружу (выворотно). Техника исполнения: медленно поднимая то одну ногу, то другую или обе ноги вверх, то вытягивая стопы (рис. 8), то сокращая их в первую позицию (рис. 9), на 2 такта 4/4 вверх, на 2 такта 4/4 вниз. Упражнение повторить 4-6 раз.
Расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мышц.
Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки.
рис. 8 рис. 9
Упражнение 4.
Исходное положение: сидя на полу, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками (рис. 10).
Техника исполнения: медленно наклониться вниз, распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя первую позицию ног (рис. 11). Вернуться в исходное положение.
Рас слабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мыши.
Это упражнение способствует выработке выворотности и подвижности голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины и особенно поясницы.
рис. 10 рис. 11
Упражнение 5. – «Лягушка» (активное).
Исходное положение: лежа на спине, согнуть колени и соединить стопи (рис. 12). Техника исполнения: на счет «раз-два-три-четыре» раскрыть ноги, стараясь достать коленями пол, на счет «лять-шесть"» зафиксировать положение. Мышцы-пронаторы полностью расслабить. На счет «семь-восемь» вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 8-16 раз. Тяжести ног вполне достаточно, чтобы при ежедневном повторении упражнения в течение 2-3 месяцев увеличить степень выворотности в тазобедренном суставе.
Упражнение 5 – «Лягушка» можно делать и в положении лежа на животе (рис. 13).
рис. 12 рис. 13
Упражнение 6 (активное).
Исходное положение: сидя «по-турецки» (рис. 14) и стараясь достать коленями пол, руки положить на затылок, выпрямив позвоночник. Техника исполнения: на счет «раз-два-три-четыре» наклониться вперед, опуская локти вниз, коснуться ими пола, стараться, чтобы спина была прямая. Руки вытянуть вперед, голову слегка приподнять или наклонить (рис. 15). На счет «раз-два-три-четыре» вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 4-8 раз.
Это упражнение способствует выработке выворотности в тазобедренном суставе, растягивает мышцы и связки спины, особенно поясничного отдела позвоночника.
Примечание: при выполнении этих упражнений недопустимы никакие внешние давления, так как они могут легко повлечь за собой травму.
рис. 14 рис. 15
Упражнение на развитие осанки.
При сутулости можно уменьшить грудной прогиб позвоночника путем упражнений на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон таза вперед.
При седлообразной спине необходимо делать упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц-сгибателей и укрепление мышц-разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела).
При асимметрии лопаток требуется укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам.
При «Х»- образиых ногах рекомендуются упражнения на растяжение связок в тазобедренном суставе.
При «О»- образных ногах рекомендуются упражнения на растягивание подколенных связок.
Во всех случаях после асимметричных упражнений, направленных на исправление недостатков осанки, следует выполнять симметричные упражнения для закрепления правильной позы-осанки.
Для исправления небольшой сутулости необходимо применять следующие упражнения:
Упражнение 1.
Исходное положение: лежа на полу на животе, выпрямить ноги, стопы вытянуть и соединить. Руки, согнутые в локтевых суставах, находятся около груди ладонями вниз. Техника исполнения: на счет «раз-два», отжимаясь руками от пола, приподнять корпус, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделе позвоночника. На счет «три-четыре» зафиксировать это положение. Голову слегка запрокинуть назад (рис. 16), вернуться в исходное положение и расслабиться. Упражнение повторяется 4-8 раз.
Все упражнения, особенно в грудном отделе позвоночника, связаны с прогибом корпуса назад (стоя на ногах, лежа на животе, стоя на коленях).
Упражнение 2.
Исходное положение: лежа на животе, ноги держать в первой позиции. Положить руки на затылок. Техника исполнения: на счет «раэ-два-тря-четыре» медленно поднять грудь, сильно прогнуться под лопатками, сократив мышцы спины (рис. 17). На счет «раз-два-три-четыре» вернуться в исходное положение, расслабить мышцы на 5-10 секунд. Упражнение повторяется 4-8 раз.
Примечание: упражнение исполняется с помощником, который удерживает стопы в первой позиции.
рис. 16 рис.17
Упражнение 3.
Исходное положение: лежа на животе, руки держать вдоль тела. Техника исполнения: па счет «раз-два-три-четыре» согнуть ноги в коленях, руки раскрыть в стороны. Приподнять грудь. Стараться как можно больше прогнуться в грудном отделе позвоночника и в пояснице. Образовать полукольцо, напрячь мышцы (рис 18).
На счет «раз два три-четыре» вернуться в исходное положение. Расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8 раз.
Упражнение 4 - "Лодочка".
Исходное положение: лежа на животе, выпрямить ноги и протянуть руки вперед. Техника исполнения: на счет «раз-два-три-четыре» приподнять грудь и ноги, сильно прогнуться в грудном отделе позвоночника и пояснице. Напрячь мышцы (рис. 19). На счет «раз-два-три-четыре» вернуться в исходное положение, расслабиться на 5-10 секунд. Упражнение повторяется 4-8 раз.
рис. 18 рис.19
Упражнение 5.
Исходное положение: стоя на коленях, корпус и голову держать прямо руки опустить вниз. Техника исполнения: на счет «раз-два» поднять руки вверх, на счет «три-четыре» перегнуться назад. На счет «раз-два» стараться достать кистями рук ступи ног (рас. 20). На счет «три-четыре» поднять корпус. На счет «раз-два» сесть на колени, согнув корпус грудь прижать к коленям, руки отвести как можно дальше назад, на счет «три-четыре» зафиксировать корпус (рис 21), на счет «раз-два-три-четыре» расслабиться и вернуться в исходное положение.
Примечание: такие упражняя, как полумост и мост, исполняются со страховкой педагога и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В этих упражнениях преимущество отдается прогибам в грудной области (под лопатками и в пояснице), которые повторяются чаше, чем наклоны корпуса вперед.
рис. 20 рис. 21
Для исправления седлообразной спин необходимо применять следующие упражнения:
Упражнение 1.
Исходное положение: лежа на спине, вытянуть ноги вперед, корпус держать прямо, руки вытянуть вдоль корпуса. Техника исполнения: на счет «раз-два» быстро клонить корпус вперед вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение (рис. 22). Медленно поднять корпус прийти в исходное положение, расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-16 раз.
Упражнение 2.
Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги и раскрыть их «циркулем» в стороны. Техника исполнения: та же что и в предыдущем упражнении. На счет «раз-два» наклонить корпус вперед вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет «три-четыре» зафиксировать такое положение (рис. 23). На счет «рас-два-три-четыре» вернуться в исходное положение, мышцы.
рис. 22 рис. 23
Упражнение 3.
Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги вперед. Корпус держится прямо, руки опущены вниз. Техника исполнения: согнуть колени, прижать их к груди, на счет «раз-два-три-четыре» зафиксировать такое положение (рис 24). На счет «раз-два-три-четыре» вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8-16 раз.
Упражнение 4.
Исходное положение: лежа на спине, вытянуть ноги, руки держать вдоль тела. Техника исполнения: на счет «раз-два» согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, на счет «три-четыре» прижать голову к коленям и зафиксировать это положение (рис. 25) На счет «раз-два» вернуться в исходное положение, выпрямить ноги, а руки опустить вдоль тела, на счет «три-четыре» расслабить мышцы.
Упражнение 5.
Исходное положение: лежа на спине или сидя, вытянуть ноги, руки держать вдоль тела ладонями вниз. Техника исполнения: на счет «раз-два» поднять одновременно корпус и вытянуть ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны (рис. 26). На счет «три-четыре» зафиксировать это положение. На счет «раз-два-три-четыре» прийти в исходное положение. Расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8 раз.
рис. 24 рис. 25 рис. 26
Для исправления асимметрии лопаток применяются упражнения, устраняющие боковое смещение оси позвоночника, нормализующие положение головы, лопаток, а также упражнения, способствующие укреплению мышц живота (особенно косых). При выполнении упражнений необходимо следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-плечевых линий.
Упражнение 6.
Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги и раскрыть их "циркулем" в стороны, руки раскрыть в стороны на уровне плеч. Техника исполнения: на счет «раз-два», развернувшись стороной опущенного плеча, наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги, на счет «три-четыре» зафиксировать это положение (рис 27). На счет «раз-два-три-четыре» вернуться в исходное положение, расслабиться. Упражнение повторяется 4-8 раз.
рис. 27
Упражнения на полу, подводящие к классическому экзерсису.
После того, как учащиеся овладеют подготовительными упражнениями и начнут разучивать такие движения классического экзерсиса, как grands plies, battements developpes, grands battements jetes и другие, представляющие определенные трудности, рекомендуем выполнять некоторые подводящие упражнения на полу на улучшение выворотности ног, шага, гибкости и т.п.
Упражнение 1.
Броски ногами по очередно то правой, то левой по 4-8 раз вперед и в сторону (рис. 38). Исходное положение лежа на спине, вытянуть ноги выворотно, руки опустить вдоль тела ладонями вниз. Техника исполнения: на счет «раз» выбросить правую ногу вверх на 90 градусов (сильно вытянув при этом пальцы ног, колено). Другая нога, вытянутая и выворотная, лежит на полу неподвижно. На счет «два» сдержанно опустить ногу в исходное положение. Исполнить упражнение по 2-4-8 раз правой, затем левой ногами. Затем расслабиться. Это упражнение исполняется также в сторону.
Упражнение 2.
Исходное положение: лежа на спине, ноги вытянуть, повернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), руки открыть в сторону и положить их на уровне плеч (рис. 29). Техника исполнения: на счет «раз-два» одну ногу, сгибая в колене (другая вытянутая и вывоторная), подтянуть как можно выше к плечу. На счет «тричетыре» зафиксировать это положение. Колено положить на пол, пальцы ног вытянуть. На счет «раз-два» медленно выпрямить ногу и вернуть в исходное положение. На счет «три-четыре» расслабиться. То же самое проделать с другой ноги. Упражнение повторяется 4-8 раз.
рис. 28 рис. 29
Методическое обеспечение раздела.
Тема | Формы занятий | Приемы и методы | Методический материал | Формы подведения итогов |
Партерная гимнастика | Групповая, обучающая, тренировочная | словесный, метод показа, метод игры | Видеоматериалы. Методическая литература | практика, исполнение на оценку |
Список литературы.
- Авдеева Л.М. Пластика. Ритм. Гармония [Текст]: Самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений искусств и культуры / Л.М. Авдеева. - СПб.: Композитор, 2006. – 51с.
- Базарова Н.П. Классический танец [Текст]: методика преподавания в 4-5 кл. балетной школы / Н.П. Базарова. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 192 с.
- Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А. Щекотихина. - Орел: Орловский ГИИиК, 2007. - 248 с.
- Козлов Н.И. Пластическая выразительность как один из определяющих компонентов в создании художественного образа [Текст]: учебное пособие для уч-ся и преподавателей ДШИ и колледжей / Н.И. Козлов. - СПб.: Композитор, 2006.
- Котельникова Е. Биомеханика хореографических упражнений [Текст] / Е. Котельникова. - М.: ВЦХТ, 2008. - 128 с.: ил.
- Методика работы с хореографическим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. Э.И. Герасимова, КОКК. - Киров, 2010. - 36 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...
Иллюстрированное методическое пособие по партерной гимнастике.
пособие по партерной гимнастике....
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Тема: "Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой".
Методическая разработкараздела основной общеобразовательной программыТема: " Развитие познавательных способностей младших дошкольников средствами ознакомления с природой"...
Методическая разработка раздела образовательной программы детский сад комбинированного вида №54 Образовательная область «Музыка» Раздел «Музыкально – ритмические движения»
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитие музыкально - ритмических способностей: таблица-диагностика + критерии итд....