Методическая разработка раздела образовательной программы детский сад комбинированного вида №54 Образовательная область «Музыка» Раздел «Музыкально – ритмические движения»
рабочая программа (старшая группа)
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитие музыкально - ритмических способностей: таблица-диагностика + критерии итд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta_metodika.docx | 44.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
раздела образовательной программы детский сад комбинированного вида №54
Образовательная область «Музыка»
Раздел «Музыкально – ритмические движения»
Автор — составитель
Музыкальный руководитель
Арсланбекова Алина Сергеевна
Санкт — Петербург
2020г
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….. .…….. 3
2.Основные цели и задачи раздела «Музыкально – ритмические движения» детей от 4-7 лет…………………………………………………………………………………………………6
3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………….8
4.Планируемые результаты освоения детьми музыкально – ритмических движений…………………………………………………………………………………………………………17
5. Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»……………………………………………………………………………………………………….25
Тема: Формирование творческих способностей детей по средствам развития музыкально – ритмических движений.
- Пояснительная записка.
Методическая разработка обеспечивает музыкальное развитие детей по разделу «Музыкально – ритмические движения» в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей. Раздел «Музыкально – ритмические движения».
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
В настоящее время наблюдается особый интерес к теории и практике музыкального движения. Именно во взаимодействии музыки и движения заложены огромные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, возможности развития музыкальных способностей и творческого потенциала.
Развитие творческих способностей ребенка является главной задачей воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Идея синтеза музыки и движения во всестороннем развитии личности стало основой системы музыкально - ритмического воспитания детей. Музыкально – ритмические упражнения - универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Обучать ритмике необходимо всех детей, безусловно, развитие музыкальности, умении творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неуклюжим, неловким - основные условия, необходимые для полноценного развития.
Средний возраст (4-5 лет)
- легкость движений относительна;
- выразительность движений недостаточна;
- длительность игры и пляски не продолжительна;
- хотя условно – рефлекторные связи при обучении детей данного возраста музыкально – ритмическим движениям закладывается легко, но устойчивость они приобретают лишь после 30 повторений и не всегда отличаются прочностью;
- длительность игры и пляски непродолжительна, т. к. у ребенка пока еще возбуждение преобладает над торможением.
Старший возраст (5-6 лет)
- дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах.
- включаются в творческие игровые ситуации;
- возможности в этом возрасте несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности, вкрадчивости;
- необходимо учитывать группу здоровья каждого ребенка.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
- в этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку;
- в движениях под музыку легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, пластично передают выразительные особенности музыки.
Нормативная база методической разработки.
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Устав МБДОУ детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (вступил в силу 16 марта 2010 г.)
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ (СанПиН 2.4.1.2660 – 10 утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27. 08. 2010г.)
Методическая разработка:
- обеспечивает выявление творческих способностей в области искусства танца, приобретение навыков хореографического движения;
- содействует формированию художественного вкуса детей;
- направлена на развитие гармонично развитой личности.
2.Цели и задачи раздела.
Цель: (ФГТ): развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Цель методической разработки: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи (ФГТ):
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Задачи методической разработки:
- Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (методического, гармонического, тембрового) чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- развитие силы и выносливости;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- тренировка подвижности нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, мышления.
5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
- восприятие умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Задачи методической разработки реализуются как в виде непосредственной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, и самостоятельной деятельности детей.
3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми раздела «Музыкально – ритмические движения»
№ | Раздел «музыкально – ритмические движения» | Раздел комплексной программы | Парциальные программы |
1. | Музыкально – ритмические движения | - «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы. | - «Камертон» Э.П.Костина - «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина. |
Методическое обеспечение раздела «музыкально – ритмические движения»
№ п/п | Образовательная область «Музыка» | Перечень литературы (автор, год и место издания) | Количество |
1. | 1 | 2 | 3 |
1. | Музыка | -А.И.Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) СПб: ЛОИРО 2000г. -Э.П.Костина. Камертон.-М.Просвещение, 2004г. | 1 1 |
Модель образовательного процесса по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»
Модель взаимодействия педагогов по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» и интеграции данного раздела с областями ФГТ.
Главными путями реализации взаимодействия являются:
- совместная постановка цели и задач через прогнозируемые результаты;
- соответствие организации действий поставленным целям и задачам;
- правильное распределение обязанностей;
- оперативная самокоррекция педагогов.
Модель организации НООД по развитию движений.
1.Танцевально – ритмическая гимнастика:
- ритмика, гимнастика, танец.
2. Нетрадиционные виды упражнений:
-пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры.
3. Креативная гимнастика:
- музыкально – творческие игры, пластические этюды.
Модель воспитательно – образовательной работы по реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛА
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ».
Формы работы по разделу «Музыкально – ритмические движения» (4-5 лет).
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- Театрализованная деятельность; -Музыкальные игры, хороводы с пением; - Празднование дней рождения. |
- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО - подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей
|
| |
(5-6 лет)
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; -в процессе НООД; -во время прогулки; -в сюжетно – ролевых играх; -на праздниках и развлечениях. |
- Театрализованная деятельность; -Музыкальные игры, хороводы с пением; -Инсценирование песен; - Формирование танцевального творчества; - Импровизация образов сказочных животных и птиц; - Празднование дней рождения. |
- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. Портреты композиторов. ТСО - подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.
|
|
(6-7 лет)
Формы работы | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
-на утренней гимнастике и на физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; -в процессе НООД; -во время прогулки; -в сюжетно – ролевых играх; -на праздниках и развлечениях. |
- Театрализованная деятельность; -Музыкальные игры, хороводы с пением; -Инсценирование песен; - Развитие танцевального творчества; - Празднование дней рождения. |
- подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», атрибутов для музыкально – игровых упражнений. - подбор элементов костюмов различных персонажей для инсценирования песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей. Портреты композиторов. ТСО.
|
|
Задачи интеграции раздела «Музыкально – ритмические движения» с другими образовательными областями.
«Физическая культура» | -развивать физические качества для музыкально - ритмической деятельности; - развивать и совершенствовать все ритмические движения, поощрять стремление к легкости, изяществу, грациозности движений; - формировать умения выразительно исполнять танцы, этюды, упражнения; - развивать основные движения, двигательное творчество, для овладения музыкально – ритмической деятельностью. |
«Здоровье» | - Обогащать знания о своем организме, его возможностях при выполнении физических упражнений и движений во время танцев, музыкальных игр, плясок, этюдов; - сохранять и беречь здоровье детей, обеспечивать их психологическое благополучие; - Расширять знания о влиянии двигательных упражнений на здоровье человека. |
«Коммуникация» | - формировать умение следовать показу при разучивании танцев, хороводов, двигательных игр; - стимулировать стремление к достижению положительного результата двигательной деятельности; - воспитывать культуру поведения при исполнении общих заданий в коллективе; - стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе ритмической деятельности. |
«Познание» | - расширять кругозор детей в области музыки; формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества; - развивать любознательность, активность, интерес к разным видам самостоятельной двигательной деятельности; - Формировать представление о музыкальной выразительности при исполнении танцев и плясок, характере музыки - стимулировать развитие способностей к созданию подражательных и имитационных движений; - формировать первичные представления о русских народных танцах. |
«Социализация» | - формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; - формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности, патриотических чувств; - развивать эмоциональную отзывчивость на яркие двигательные образы; - стимулировать к овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной музыкально - ритмической деятельности; - инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную двигательную деятельность. |
«Чтение художественной литературы» | - формировать представления об изобразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных образов; - использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; - побуждать и находить общие основы в развитии двигательного творчества. |
«Художественное творчество» | - развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным выбором музыкальной двигательной деятельности, творческой импровизации в ней; - развивать способность решать личностные задачи, связанные с творческой интерпретацией, придумыванием характеров музыкальных образов и средств выразительности, попытками элементарного сочинительства игр, танцев, хороводов. |
«Безопасность» | -формировать знания детей о безопасной технике выполнения движений, упражнений ритмической гимнастики, танцевальных шагов. - Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. |
4.Планируемые результаты освоения детьми раздела «Музыкально – ритмические движения» образовательной области «Музыка»
Система мониторинга.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения раздела «Музыкально – ритмические движения» обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения данного раздела.
Объектом обследования являются музыкальные качества ребенка.
Формы обследования – мониторинг, схемы наблюдения за ребенком.
Периодичность обследования детей – сентябрь, май.
Оценка результатов развития воспитанников строится на основе компонентов музыкальности, данных в образовательной программе МБДОУ по области «Музыка», в программе «Камертон» Э.П.Костиной и в программе Бурениной «Ритмическая мозаика».
Промежуточная оценка музыкальности детей по разделу «Музыкально – ритмические движения» проводится один раз в течении года: февраль: все группы.
Итоговая оценка проводится при выпуске детей из детского сада в школу.
Объект (Интегральные показатели развития воспитанников) | Содержание (используемая в ДОУ программа) | Форма (метод/диагностические методики) | Периодичность | Сроки | Ответственные |
Музыкально – ритмические движения | |||||
4 года | |||||
1.Эмоционально отзывчивый; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы 2.Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 3. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | 1.Эмоционально реагирует и про являет интерес к восприятию музыкально-ритмического репертуара. 2. Реагирует на музыку, с удовольствием двигается под музыку и выполняет простые ритмические упражнения. | Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г. Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004 | 2 раза в год | Сентябрь, май | Музыкальный руководитель, воспитатели |
5 лет | |||||
1. С удовольствием, движется под музыку, танцует, высказывается о просмотренной игре, пляске, упражнении, имеет устойчивый интерес к освоению нового репертуара. | Интегральные показатели развития детей пяти лет, сформированные в. Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г. Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004 | 2 раза в год | Сентябрь, май | Музыкальный руководитель | |
6-7 лет | |||||
1. С удовольствием участвует в инсценировках песен, танцевальных импровизациях, 2. Владеет музыкально – ритмической деятельностью. | Интегральные показатели развития детей шести-семи лет, сформированные в «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы Э.П.Костина. Камертон. – М.Просвещение, 2004г. Костина Э.П. Показатели развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе музыкального образования / Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2004 | 2 раза в год | Сентябрь, май | Музыкальный руководитель |
Уровни музыкального развития ребенка по разделу «Музыкально – ритмические движения»
4 года
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития | Баллы |
1.Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки. | Педагог исполняет произведение двухчастной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером. | Высокий: Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки. Средний: Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит. А как потом?....» И предлагает показать это под музыку. Низкий: Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
2. Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения. | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки. | В: Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения. С: Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой», «прислушиваясь как музыка шагает, топает, хлопает». Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
3.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (двигаться в хороводе, в парах) | Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами. | В: Ребенок двигается по кругу или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером. С: Педагог дает словесные указания: «Иди по кругу, соблюдая расстояние….. Иди рядом со своим дружочком….. Хлопай вместе со своим дружочком и т. д. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
5 лет
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития | Баллы |
1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться | Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. | В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно. С: Педагог повторно исполняет марш испрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
2.Выявить умения ребенка менять движения в соответствие с формой музыки. | Педагог исполняет произведение трехчастной формы и предлагает ребенку подвигаться. | В: Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. С: педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнить под эту музыку. А как потом?....» И предлагает снова выполнить задание. Н: ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
3.Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером. | Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами. | В: дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера. С: Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слаженно. И предлагает еще раз исполнить танец. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
4.Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары) | Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроится в круг, в пары. | В: Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре, согласуя свои движения с партнером. С: педагог дает словесные указания. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
6 лет
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития | Баллы |
1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром. | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. | В: Двигается самостоятельно ритмично и выразительно в соответствии с характером и жанром музыки. С: Педагог повторно исполняет произведение и просит определить характер музыки, жанровую основу (можно рассмотреть иллюстрации), обсуждает движения и просит ребенка еще раз выполнить задание. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
2.Выявить умения ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз. | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться. | В: Ребенок самостоятельно меняет движения в соответствии со сменой частей музыки. Подбирает движения адекватно характеру музыки. С: Педагог обсуждает с ребенком характер музыки, как он меняется и напоминает ему, что движения должны соответствовать характеру музыки, и в соответствии со сменой характера музыки нужно менять движения. Н: Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
3.Выявить умение ребенка двигаться под музыку легко, пластично. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или композицию. | В: Ребенок двигается под музыку легко, пластично. С: Педагог напоминает, что движения должны быть легкими, свободными, показывает ребенку движения, обращая внимание на легкость, плавность, пластичность, и предлагает снова исполнить композицию. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
4.Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений. | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их. | В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения. С: Ребенок частично справился с заданием. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
7 лет
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития | Баллы |
1.Выявить умение ребенка ритмично и выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, ее жанром. | Педагог исполняет произведение и просит выполнить упражнение. | В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения выразительны, ритмичны, адекватны характеру музыки. С: Педагог напоминает ребенку (можно показать), что двигаться нужно в соответствии с характером музыки четко, ритмично. Задание выполняется повторно. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
2.Выявить умения ребенка отмечать движением особенности музыкального языка. | Педагог исполняет произведение и просит ребенка отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы. | В: Ребенок самостоятельно выполняет задание правильно. С: Педагог повторно исполняет произведение и дает образную характеристику движений. Например: музыка быстрая, легкая – это бег, а акценты – это прыжки, остановись и выполни их. Ребенок выполняет задание, ему предлагается отметить хлопками прыжки в конце фразы. Н: Ребенок не справился с заданием. | 3 2 1 |
3.Определить, обладает ли ребенок пластичными движениями, отличающимися полетностью. | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую пляску, танец, или ритмическую композицию. | В: Ребенок самостоятельно выполняет задание, его движения пластичны, легки, полетны. С: Педагог напоминает, что двигаться нужно в соответствии с характером музыки, легко, свободно, не напрягая руки и ноги (можно показать). Задание выполняется повторно. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
4.Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений. | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их. | В: Ребенок выполняет все движения четко и правильно, без напряжения. С: Ребенок частично справился с заданием. Н: Не справился с заданием. | 3 2 1 |
Все данные обследования детей записываются в таблицу по следующей форме:
Ф.И. ребенка | Возраст | Показатели музыкальности и полученные баллы | Общий уровень музыкальности | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6а | 6б | 7 | ||||
Уровень музыкальности определяется суммой уровней развития семи основных показателей, деленное на общее число показателей.
Примерные нормы для оценки уровня развития музыкальности ребенка следующие:
Уровни | Итоговые показатели (в баллах) | Описательная характеристика уровней музыкальности. |
Высокий | 3 | Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание; самостоятельно и правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений; отлично различает выразительные отношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру, динамики; отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью. |
Средний | 2 | У ребенка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки, различает музыку по высоте. длительности, динамике, тембру, а также может и желает сочинять и придумывать песню, танец и импровизировать на металлофоне. Отличается хорошей музыкальной памятью. |
Ниже среднего | 1 | У ребенка отмечается интерес к музыке. имеется эмоционально-оценочное отношение к ней. Он может охарактеризовать её, определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторной помощи. При наличии помощи может определять выразительные соотношения музыкальных звуков по высоте, длительности, тембру. динамике. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и обладает весьма посредственной музыкальной памятью. |
Низкий | 0 | У ребенка, как правило, отсутствует интерес к музыке. При наличии любой помощи со стороны взрослого чаще всего не дает положительных результатов. Способен лишь на репродуктивное музыкальное мышление и отличается весьма посредственной музыкальной памятью. |
Итоговая оценка помогает выявить динамику в развитии музыкальности воспитанников; позволяет утвердиться в эффективности проделанной работы или выявить недочеты в ней и вовремя оказать коррекционную помощь каждому ребенку.
- Условия реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»
В этом разделе представлены условия необходимые для успешной реализации раздела «Музыкально – ритмические движения»», выполнения поставленных в ней цели и задач
Совершенствование функции планирования направлено на повышение степени конкретности и реальности планов, проявляющихся в:
- направленности целей на решение наиболее важных проблем;
- четкости и ясности формулировок целей;
- достаточности набора мероприятий для их достижения;
- достижении гибкости планирования на основе прогнозов.
Обновление функции организации обеспечивается:
- усилением координации взаимодействия музыкального руководителя и всех субъектов ДОУ, согласованности принимаемых ими решений.
Система условий реализации раздела «Музыкально – ритмические движения» включает в себя:
1.Информационно – аналитическое обеспечение:
осуществление регулярного сбора информации в соответствии с целями деятельности музыкального руководителя:
-мониторинг воспитательно-образовательного процесса, область «Музыка» в интеграции с другими образовательными областями,
-анализ педагогической деятельности музыкального руководителя (различные виды контроля, самоанализ, диагностика),
-анализ материально-технической базы по реализации области «Музыка»,
-анализ состояния предметно-развивающей среды по реализации области «Музыка»,
2.Организация и руководство:
* систему мероприятий направленных на достижение желаемого результата:
-повышения квалификации;
-обобщение передового опыта;
-включение музыкального руководителя в поисковую деятельность по созданию и овладению новыми технологиями музыкального воспитания;
-создание оптимальных условий для музыкального развития ребенка;
- взаимодействие с семьей;
-сотрудничество со школой;
-взаимодействие с социумом
3.Регулирование и коррекция направлены на:
-определение стратегии и тактики перехода от достигнутого состояния к желаемому будущему;
Создание и обновление предметно-развивающей среды.
Создание предметно-развивающей среды ДОУ включает:
- макросреду (музыкальный зал);
- микросреду (музыкальные уголки в группах).
Музыкальный зал соответствует требованиям Санэпиднадзора, Госпожнадзора и техники безопасности; оборудован мебелью, обеспечен необходимыми ТСО, мягким инвентарем.
Музыкальные уголки групп оборудованы в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ, программы Э.П.Костиной «Камертон» и программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Взаимодействие с семьей по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения»»
Цель: создание условий для гармоничного взаимодействия семьи и детского сада в целях обеспечения целостного музыкального развития ребенка
Взаимодействие с родителями воспитанников представлено в следующей модели:
Взаимодействие с социумом по реализации образовательной области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения».
Взаимодействие с социально-педагогической средой осуществляется следующим образом.
Таким образом, данная методическая разработка помогает осуществлять требования, с учетом ФГТ области «Музыка», раздела «Музыкально-ритмические движения» направленных на приобщение дошкольников к музыкальному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей"
Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детейНаши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и р...
Формирование эмоционально - образного восприятия музыки посредством музыкально - ритмических движений.
Из опыта работы музыкального...
Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"
Консультация для воспитателей "Развитие восприятия музыки средствами музыкально-ритмических движений с учетом требований ФГОС"...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность» «Кто живет в лесу?» для детей группы компенсирующей направленности
Музыкально занятие для детей с ОВЗ...
Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»
Консультация для родителей: «Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»...