Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников при проведении прогулки
статья

Дронова Маргарита Викторовна

Прогулка - это способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей),  приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, направленным на решение задач программы, реализуемой в ДОУ через интеграцию образовательных областей.

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада необходимой развивающей  предметно-пространственной среды, а именно  экологической тропинки и организации на ней познавательной работы с детьми.   Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dronovoy_m.v.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области

Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников при проведении прогулки

Подготовила:

Дронова Маргарита Викторовна,

воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного

вида № 40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области

Губкин

Образовательная деятельность в нашем дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области осуществляется по примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др.

Прогулка - это способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей),  приемов и методов руководства разнообразной детской деятельностью, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей, направленным на решение задач программы, реализуемой в ДОУ через интеграцию образовательных областей.

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада необходимой развивающей  предметно-пространственной среды, а именно  экологической тропинки и организации на ней познавательной работы с детьми.   Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – это работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. 

Образовательная работа в старшей группе детского сада предполагает комплексность подхода, обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Согласно ФГОС ДО,  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе происходит через углубление представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, формирование  осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Познавательное развитие старших дошкольников включает следующие компоненты:

-  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий и  становление сознания (развитие восприятия, умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов,  включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус;

- формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Решение задач образовательной области «Познавательное развитие» возможно через разные формы организации: проектную, познавательно-исследовательскую  деятельности, экскурсии, игры, сезонные наблюдения за природой. Необходимо учитывать нагрузку дошкольников в ходе проведенных занятий и, в соответствии с этим, планировать прогулку.  Если занятия познавательного и репродуктивного характера, тогда прогулку лучше начать с простой игры, снять с них дискомфорт, напряжение и сделать прогулку интересной и привлекательной, а сама игра дает возможность быстрее организовать детей и обогатить содержание их самостоятельной деятельностью. Как правило, ведущего всегда выбираем считалкой (сами дети – мы учим), чтоб предотвратить лидерство. На прогулке следить, чтоб все дети участвовали в игре, следить, чтоб дети не переутомлялись, не и допускали чрезмерной двигательной активности, перевозбуждения, усиления потоотделения нарушение дисбаланса.

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);

2.Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных отношений;

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Для разнообразной деятельности детей в зависимости от содержания прогулки на групповую площадку выносится различный выносной материал. Данный материал можно разбить на несколько групп в зависимости от его функционального назначения:

- оборудование для трудовой деятельности: в теплое время года старшим дошкольникам необходимы ведерки, лейки, лопатки, грабли для труда в цветнике и на огороде; в холодное время – лопатки для снега, метелки, «возки» для снега, ведерки (побольше) для снега;

 - оборудование для игр с природным материалом и опытов с неживыми объектами природы: в теплое время года необходимо иметь совочки для песка, различные формочки и ведерки разной величины, тазы и надувной бассейн для опытов с водой, камушки разной величины и фактуры; в холодное время – различные емкости для изучения агрегатных состояний воды, совки и формы для лепки фигурок из снега, следы-печатки, ледянки, салазки. Для наиболее продуктивного развития познавательно исследовательской деятельности зимой также можно играть со снегом как летом с песком – лепить из него «куличи», украшать изделия из снега при помощи красок, лоскутков яркой ткани.

Материал, который выносится на прогулку, должен быть целым, безопасным, нетравмоопасным,  иметь эстетический вид. Храниться весь этот материал должен в специальном месте.

Так же проводим на прогулке индивидуальную работу по тем движениям и физическим упражнениям, с которыми дети не справляются на занятиях, либо у них пониженный интерес.

В индивидуальную работу включаем также и наблюдения; учим видеть, сравнивать и отражать в своей речи, развиваем навык наблюдений окружающей действительности, т.к. он способствует всестороннему развитию детей, что не маловажно на всех занятиях как познавательных, так и репродуктивных, развиваем активную речь, пополняем словарный запас новыми словами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При правильном планировании и организации, на прогулке представляются уникальные условия для всестороннего развития дошкольника, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение  и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки дают возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка - красотой и светлыми чувствами. Использование игр и практических заданий на прогулке развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование спортивных игр и упражнений при организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников на воздухе в зимний период

В статье описана актуальность и необходимость использования спортивных упражнений и игр для полноценного физического развития дошкольников,а также кратко раскрыты принципы планирования при овладении д...

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.

В статье раскрываются формы организации самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ....

Презентация "Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ"

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях ДОУ.«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ НИХ».

Консультация по организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей младшего возраста....

Консультация "Организация самостоятельной познавательной деятельности на занятиях и вне их"

Консультация для педагогов  "Организация самостоятельной познавательной деятельности на занятиях и вне их"...

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...