Планирование работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Представленное планирование поможет сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_zozh.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 4 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкар
Планирование работы по формированию
представлений о здоровом образе жизни у детей
старшего дошкольного возраста
Автор – разработчик:
воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»
Гудырева О.В.
г. Сыктывкар, 2017
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу.
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
- формировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
- научить «слушать» и «слышать» свой организм;
- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
- привить навыки профилактики и гигиены.
Планирование работы по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема организованной –образовательной деятельности | Задачи | Содержание ООД | Литература и дидактические игры | Работа с родителями |
Сентябрь | «Как устроено наше тело» | 1. Дать детям представление о человеке, как живом организме. 2. Сформировать у детей представления о человеке как части природы. 3. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни. | 1. «Я –в мире человек»: -Признаки отличия человека от животного (прямохождение, пальцы на руках и ногах, умение думать и говорить). -Мальчики и девочки гендерные особенности (интересы и игры). -Зачем человеку имя? -Эмоции человека (зеркало и я). 2. «Я и природа»: -Взаимосвязь окружающего мира и человека. -Влияние человека на природу (вред и польза). 3. «Что такое здоровье?»: - Как устроено моё тело (части тела, основные внутренние органы). -Что такое здоровье, что такое болезнь? - помощники здоровья (зарядка, правильное питание, правильные привычки и т.д.). | А. Барто, «Помощница», «Я расту». К. Мурзалиев, «Сам». Э. Машковская, «Митя – сам». В. Приходько, «Вот когда я взрослым стану…». Игры: «Живое – неживое», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Умею –не умею», «Зачем нужны глаза, нос, уши.». | Дома с детьми: Оформление альбома, «Какой я был маленький» или «Как я расту». Рассматривание детских фотографий, мамы, папы, бабушки, дедушки. Папки – передвижки на тему: «Здоровьесберегающие технологии в семье» (дыхательная гимнастика, самомассаж и др.). |
Октябрь | «Чтобы я был здоров» | 1.Формировать у детей представления о здоровье, здоровом образе жизни, болезни. 2.Рассказать о значении оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья. 3.Учить детей соблюдать правила личной гигиены, без напоминания взрослого. Показать значимость личной гигиены на здоровье. 4.Познакомить с разными специальностями врачей. | 1. «Я и моё здоровье»: - Зачем нужно быть здоровым? -Болезнь и её причины. -Что нужно делать, чтобы быть здоровым (об оздоровительных мероприятиях в ДОУ)? 2. «Что помогает мне быть здоровым?»: -Питание, сон, прогулки. -Оздоровительные процедуры. -Физическое здоровье. -Положительные эмоции. 3. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»: -Гигиена для здоровья – первый друг. 4. «Зачем нужны врачи?»: -Врач – педиатр. -Офтальмолог. - Стоматолог. -Отоларинголог. | Е. Благинина, «Аленушка». Э. Машковская, «Приказ». Р. Куликова «Мыло». П. Варанько, «Спать пора». З.Александрова, «Маша и каша». Е. Благинина, «Простокваша». Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. | Индивидуальные беседы и консультации: «Оздоровительные мероприятия в детском саду»; «Поощрение детской самостоятельности и выполнение норм личной гигиены». Информация для родителей в уголке здоровья о режимных моментах, оздоровлении детей в домашних условиях. |
Ноябрь | «Наши органы дыхания» | 1.Формировать у детей представления об органах дыхания (нос, легкие). 2.Освоение детьми механизма обоняния, приёмами обеспечения безопасного дыхания. 3.Дать представления о пользе правильного дыхания. | 1. «Зачем мы дышим?»: -Механизм дыхания (понаблюдать на примере дыхательных упражнений). -Как правильно дышать – через нос или рот? -Как мы дышим на улице? 2. «Что ещё умеет нос?»: -Но опыте помочь детям сделать вывод в необходимости вдоха. Чтобы определить запах. -Игра «Узнай по запаху» (определить предмет только по запаху) – овощи, фрукты, мыло, духи, и т.д. Загадки про нос. 3. «Для чего мы дышим?»: -Для работы мозга. -Для работы органов пищеварения. -Медленный вдох, ровное дыхание позволяет расслабиться. -Что нужно, для того чтобы правильно дышать? (дыхательные упражнения, прогулка). | Э. Мошковская, «Мой замечательный нос». В. Бианки, «Чей нос лучше?». Н. Сладков, «Ящуркин нос». Дыхательная гимнастика (в режимных моментах дня). Самомассаж (в режимных моментах дня). | Подбор материалов для оформления мини- журнала по теме «Моё дыхание». Буклет с рекомендациями «Приемы правильного дыхания». |
Декабрь | «Наши органы слуха» | 1. Освоение детьми особенностей развития слуха у животных и человека. 2.Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в пространстве и в овладении речью. 3.развивать умение детей видеть связь между рекомендацией по предупреждению и причиной нарушения слуха. | 1. «Слышит кошка, слышит человек»: -Распознание различных звуков (аудиозаписей, металлофон, погремушки и т.д.). Музыкально – дидактическая игра-Ухо – специальный орган у человека и животных для улавливания различения звуков. -Человек учится говорить благодаря ушам (с рождения слушая и запоминая, как говорят взрослые люди). -Слух животных сильно отличаются от слуха человека. 2. «Нам нужны уши?»: -Опыт. -Приятные и неприятные звуки. -Глухие люди не могут говорит так же хорошо, как слышащий человек (игровые упражнения). 3. «Чтобы уши слышали». -Схемы-правила по гигиене и уходу за ушами (нельзя ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать уши от сильного ветра, шума, сильно не сморкаться и не втягивать в себя слизь из носа. | Э. Машковская, «Уши». «Путешествие маленького звука». Игры. Самомассаж ушных раковин, дыхательная гимнастика (предусмотрена в режимных моментах дня). | Подбор информации в уголок для родителей по теме «Наши органы слуха». Папка – передвижка «Правила ухода за органами слуха». |
Январь | «Как сохранить хорошее зрение?». | 1.Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых животных. 2.Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами оказания первой помощи при травме глаза. 3.Дать детям представление об очках, объяснить их назначение и применение. | 1. «Роль зрения в жизни человека»: -Рассматривание своих глаз в зеркале, глаз друг друга. -Рассказ воспитателя о том, чем отличается зрение человека и животного. 2. «Чтобы глаза хорошо видели» -Рассматривание сюжетных парных картинок (дидактические карточки «Мой организм»). -Составление рекомендаций на основе иллюстраций. 3. «Про очки»: -Загадки про очки. -Для каких целей люди используют очки (при плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т.д.) – показать разные очки. -Правила соблюдения гигиены зрения. | А. Барто, «Очки». Л. Зильберг, отрывок из стихотворения. «Хмурое утро» (почему мы видим мир цветным). Н. С. Орлова, «Телевизор», «Ребятишкам про глаза», «В сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза». Гимнастика для глаз (предусмотрена в режиме дня). | Консультации по проведению гимнастики для глаз. Подбор материала по теме «Как сохранить хорошее зрение?» в уголок для родителей. |
Февраль | «Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?» | 1.Развивать умение детей делать выводы о необходимости языка для определения вкуса и пережёвывания пищи. 2.Сформировать у детей представление о значении зубов в процессе пережёвывания и переваривания пищи. 3.Развивать умение детей выделять правила ухода за полостью рта на основе собственного опыта. | 1. «Для чего нужен язык?»: -Где находится язык? (за зубами и губами). -Как мы ощущаем вкус пищи? «Капризная принцесса». -Использование языка животными (вместо ложки, для умывания, и т.д.): на примере кошки, собаки, коровы и др. 2. «Крепкие, крепкие зубы»: -Сравнить зубы людей и животных (молочные и коренные – отличия). -Какая пища должна поступать в желудок? (пережёванная). -Для чего нужна слюна? (опыт). 3. «Как сохранить зубы здоровыми?»: -Правила – схемы по уходу за полостью рта, отобрать что вредно, что полезно для зубов. -Памятка – схема чистка зубов. | Загадки. Пословицы и поговорки о языке и зубах. Е. Перьмяк, «Язык и нос». С. Маршак, «Одна дана нам голова…». Артикуляционная гимнастика (предусмотрена в режиме дня). | Беседа «Как правильно чистить зубы?». Консультации: «Самомассаж лица, и шеи для всей семьи». Подбор материала в уголок для родителей по теме «Здоровье зубов». |
Март | «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» | 1.Освоение детьми знаний о роли кожи, ногтей и волос в жизни человека. 2.Развивать у детей понимание значения кожи для познания окружающего мира. 3.Освоение детьми правил ухода за кожей, ногтями, волосами посредствам обобщения собственных гигиенических навыков и умений. | 1. «Мои защитники»: -Сравнить животных и человека по следующим признакам: кожный покров, шерсть/волосы, когти/ногти. 2. «Что можно почувствовать кожей?»: -Дидактические игры; -Опыты; «Волшебная кожа человека», «Невероятная история, которая могла бы произойти, если бы мы не чувствовали боли». 3. «Как нужно ухаживать за кожей?»: Вопросы детям: -Как часто нужно мыть руки, ноги, тело? -Зачем стричь ногти? -Для чего нужно расчесывать волосы, подстригать их? | ||
Апрель | «Внутренние органы» | 1.Развить у детей понимание: функции позвоночника, скелета. 2.Формировать у детей представление о значении сердца в организме человека и об условиях сохранения здорового сердца. 3.Развитие у детей представления о работе главного органа пищеварения – желудка. | 1. «Красивая осанка»: -Для проверки правильной осанки прислонится к стене – тело должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками. «Пластилиновый человечек» (лепка). -Погладить друг друга по спине, найти (прощупать) позвоночник. -Какие упражнения вы знаете для мышц спины, для позвоночника? 2. «Зачем человеку сердце?»: -Сердце – главный орган человека, без работы которого, он не может жить; сердце – насос, который качает кровь по всему организму. -Послушать, как стучит сердце, положив руку к груди или через фонендоскоп (в спокойном состоянии и после подвижной игры). -Чтобы сохранить сердце здоровым, надо соблюдать соответствующие правила. -Вопрос для обсуждения: «Про какого человека можно сказать: «У него золотое сердце»?». 3. «О правильном приёме пищи»: -Вопросы детям: что такое режим питания? (завтрак, обед, полдник, ужин); какие правила поведения за столом вы знаете? -Путешествие пищи: глотка, пищевод, желудок, кишечник. -Правила приёма пищи. | И. Демьянов, «Замарашка». Самомассаж шеи и лица, массаж ладоней, дыхательная гимнастика, массаж ушных раковин, (предусмотрены в режиме дня). | Подбор информации в уголок для родителей по теме «Внутренние органы» (скелет и мышцы, сердце и кровоснабжение, органы пищеварения). Консультация по организации двигательной активности детей дома, в зависимости от времени суток. Беседы о необходимости соблюдения режима питания дома. |
Май | «Правила на всю жизнь» | 1.Продолжать развивать умение детей использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях. 2.Поощрять желание детей вести здоровый образ жизни. | 1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»: -Рассказ по картине «На берегу»: -о пользе свежего воздуха (гулять необходимо для того, чтобы: легче и быстрее думать, было хорошее настроение, хороший аппетит и крепкий сон); -о значении воды для здоровья: для чего нужна вода? (для умывания, уборки, закаливания и т.д.); -для чего нужно закалятся? (для того, чтобы быть крепкими, выносливым и здоровыми). 2. «В здоровом теле – здоровый дух»: -Беседа -размышление «Что такое здоровый образ жизни»? - «Волшебные гимнастики»: для чего нужно делать дыхательную гимнастику? Самомассаж? -Придумай эмблему для Страны Здоровья. | К. Чуковский, «Мойдодыр». Загадки. Наиболее понравившиеся и удавшиеся детям виды гимнастики и самомассажей – проводятся детьми самостоятельно без показа воспитателя. | Беседы и консультации о поощрении детей в процессе соблюдения здоровьесберегающих условий дома. Наглядная информация для родителей о проведении для детей в течении года оздоровительных мероприятий. |
Список литературы:
1.Теленчи, В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М., «Просвещение» 1987.
2.Козлова, С. А. Я – человек. – Москва: «Школьная пресса», 2005.
3.Терпугова, Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – но – Дону., изд. «Феникс», 2007.
4.Павлова, П. А. Расти здоровым малыш! [текст] / П. А. Павлова – М. ООО «ТЦ Сфера», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоров...
Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».
Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым
Здоровье-это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко. вернуть же его очень трудно....
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...
Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым»
Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Общей целью является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навык...