Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
проект (старшая группа)
В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В содержании образовательного проекта отражена актуальность темы, представлены задачи, основные формы реализации, а также подробное планирование основного этапа проектной деятельности. В процессе интегрированной, комплексной образовательной деятельности, а также использования различных культурных практик у дошкольников формируется активное, осмысленное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_byt_zdorovym_21.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в старшей дошкольной группе
«Быть здоровым – здорово!»
как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.
Здоровому – всё здорово.
(русская поговорка)
Паспорт проектной деятельности.
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный (смешанный тип).
Вид: межпредметный.
Продолжительность: долгосрочный (5 месяцев).
Участники проекта: дошкольники – воспитанники старшей группы, педагоги, родители воспитанников.
Основное направление проекта: практико-ориентированное.
Основные формы реализации проекта:
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные); беседы, чтение детям, обсуждение, разучивание; малые фольклорные формы (загадки, поговорки); логоритмические упражнения; организованная образовательная деятельность (занятия), творческая мастерская; совместная образовательная деятельность взрослых с детьми в режимных моментах (прогулка, умывание, приём пищи); утренняя гимнастика; физкультурные досуги; презентации; самостоятельная деятельность детей; выставки.
Актуальность темы:
Дети интересовались у взрослых: «Есть на свете люди, которые никогда не болеют?», «Зачем делать прививки?». Когда осенью началась плановая диспансеризация, дети начали задавать вопросы о здоровье, о врачах. Интерес детей к здоровью был поддержан педагогами в форме проектной деятельности.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой проблемы требует активного, осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось в 70-е годы прошлого века. В наши дни даже возникло новое слово «ЗОЖники» - люди, которые ведут здоровый образ жизни. Интерес к этой теме связан с изменениями самого человека и среды его обитания. Человек стал употреблять много неполезных «неправильных» продуктов, подвергаться постоянным стрессам и меньше двигаться. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни.
Предмет изучения: правила здорового образа жизни.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат:
Формирование у детей активного, осмысленного отношения к своему здоровью.
Задачи проекта:
- Формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни.
- Формировать представления об образе жизни человека, о режимных моментах (прогулка, сон, приём пищи), о психологическом комфорте, о зависимости здоровья от образа жизни.
- Формировать представления детей о человеке, об условиях необходимых ему для жизни; о здоровье и болезни.
- Продолжать знакомить детей с понятием «физическая культура», знакомить с различными видами спорта. Формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
- Формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о профилактике простудных заболеваний. Формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. Формировать бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- Формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических правил, закреплять у детей культурно-гигиенические навыки.
- Формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах питания.
- Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления детей о необходимости ухода за зубами.
- Формировать у детей инициативу и самостоятельность при подготовке и проведению оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости.
- Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье телевизора, планшета и компьютера при несоблюдении правил пользования ими (продолжительность просмотра, расстояние от глаз, информационное содержание).
- Продолжать формировать навыки безопасного поведения в помещении и на улице.
- Расширять детский кругозор, формировать способность устанавливать причинно-следственные связи.
- Формировать у детей познавательную активность, любознательность. Поддержать детскую инициативу, самостоятельность.
- Активизировать и обогатить словарь детей. Развивать все компоненты устной речи детей.
- Развивать изобразительные способности детей.
- Выявить и распространить семейный опыт по ведению ЗОЖ, семейные оздоровительные традиции.
- Развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Презентация проекта:
- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности.
- для родителей и для детей – фотокнига «Быть здоровым – здорово!», презентация «Здоровый образ жизни старшей группы и семейные оздоровительные традиции».
Предварительная работа:
подбор информации, стихов, сказок; мультфильмов и учебных презентаций и фильмов на тему «ЗОЖ»; составление конспектов занятий и бесед с детьми, сценариев досугов.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
в сентябре родителям было предложено принять участие в проекте (прислать фотографии на тему «ЗОЖ в семье»), проведены индивидуальные консультации по проектной деятельности. Использование наглядной информации: папки-передвижки «Здоровый образ жизни семьи», «Движение – это жизнь». Участие родителей в физкультурных досугах.
Форма итогового продукта: интегрированный физкультурно-познавательный досуг-квест для детей с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни».
Планирование основного этапа проектной деятельности.
Дата | Вид деятельности | Образовательная область | Тема | Задачи |
17.09.2018 | Изобразительная; коммуникативная | «Художественно-эстетическая» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Занятие по лепке «Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты». | -развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей лепить предметы, используя различные приёмы лепки; -формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах; закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; -развивать самостоятельность в творчестве. |
24.09.2018 | Изобразительная; коммуникативная | «Художественно-эстетическая» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Занятие по аппликации «Огурцы и помидоры лежат на тарелке». | -развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей вырезать округлые предметы, плавно срезая углы у четырёхугольников; -формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах; -развивать самостоятельность в творчестве. |
28.09.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Беседа «Как производят продукты питания». | -формировать у детей представления о том, как производят некоторые продукты (как зерно становится хлебом, из чего получают сахар, что нужно для приготовления мороженого, как делают шоколад); -продолжать формировать у детей представления о неполезных и полезных продуктах питания; -формировать у детей познавательную активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности. |
04.10.2018 | Изобразительная; коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическая» | Выставка семейных фотографий - Общая фотогазета «Семейные оздоровительные традиции». | -выявить и распространить семейный опыт по ведению ЗОЖ, семейные оздоровительные традиции. -развивать творческий потенциал семьи; укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью; -знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье. |
08.10.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная; игровая | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Занятие с театрализацией «Научим Машу беречь своё здоровье». | -продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки: нельзя пользоваться чужим полотенцем, расческой, носовым платком, помадой; нельзя пить из чужого стакана; нельзя облизывать игрушки; при чихании и кашле следует закрывать рот и нос; -обогащение и активизация словаря детей; -формировать причинно-следственные связи; познавательные интересы; -знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье; -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
08.10.2018 | Изобразительная; коммуникативная | «Художественно-эстетическая» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Занятие по аппликации «Блюдо с фруктами и ягодами». | -развивать изобразительные способности детей; продолжать учить детей вырезать округлые предметы, плавно срезая углы у четырёхугольников; -формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах; -развивать самостоятельность в творчестве. |
15.10.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Просмотр и обсуждение мультфильмов «Спортания. ЗОЖ» и «Быть здоровым – здорово!» (сериал «Смешарики» - «Азбука здоровья»). | -формировать у детей представление о здоровье как одной из основных ценностей; -формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни; -учить детей обсуждать содержание мультфильмов: отвечать на вопросы, находить смысл; -развивать все компоненты устной речи детей. |
22.10.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная; игровая | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Занятие «Береги здоровье смолоду!» | -формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей; -расширять представления детей о профилактике простудных заболеваний; -формировать бережное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; -развивать у детей произвольное внимание, зрительное, слуховое восприятие; память, речь; -продолжать знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье. |
29.10.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Беседа - обсуждение «Я вырасту здоровым». (по развивающей тетради из серии «Школа семи гномов»). | -продолжать формировать у детей представления детей о ЗОЖ; -формировать у детей представления о необходимости соблюдать режим дня; -формировать представления детей о полезных и неполезных продуктах; -формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье телевизора, планшета и компьютера при несоблюдении правил пользования ими (продолжительность просмотра, расстояние от глаз, информационное содержание); -обсудить содержание рассказа: кем бы ты хотел стать Воликом или Боликом. |
07.11.2018 | Коммуникативная; восприятие художественной литературы | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Чтение детям сказок о здоровье автора Ирис Ревю. «Про умное Здоровье» «Сказка о гигиене». | -продолжать формировать у детей представления детей о ЗОЖ; -формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека; -формирование у детей начала читательской грамотности: учить детей понимать смысл художественного произведения, отвечать на вопросы по содержанию, учить характеризовать героев, их поступки; -продолжать знакомить детей с народными поговорками и пословицами о здоровье. |
12.11.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная; игровая | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Занятие с театрализацией «Правила доктора Айболита». | -уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека; -раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил; -формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах. -формировать представления детей о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека; -формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами. |
14.11.2018 | Двигательная; игровая; коммуникативная | «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Физкультурный досуг с участием родителей «Вместе весело играть». | -формировать представления детей о значении физических упражнений для здоровья человека; -формировать у детей физические качества, двигательные навыки; -формировать умение играть в команде; -формировать дружеские отношения между детьми; -создать радостное настроение от совместной деятельности; -укреплять детско-родительские отношения, обогащая их интересным содержанием и разнообразной деятельностью. |
23.11.2018 | Коммуникативная; восприятие художественной литературы | «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» | Чтение детям «Поучительных сказок о здоровом образе жизни», «Необычный огород» «Зубик-зазнайка». | -продолжать формировать представления детей о ЗОЖ; о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами; -профилактика детских страхов по поводу посещения стоматолога; -формирование у детей начала читательской грамотности: учить детей понимать смысл художественного произведения, отвечать на вопросы по содержанию, учить характеризовать героев, их поступки. |
29.11.2018 | Продуктивная, коммуникативная | «Художественно-эстетическая» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Рисование «Нарисуй больного и здорового человека». | -формировать у детей представление о здоровье как одной из основных ценностей;--уточнить представления детей о здоровье и болезненном состоянии человека; -формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни; -развивать изобразительные способности детей, учить рисовать фигуру человека» -развивать самостоятельность в творчестве. |
03.12.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная; игровая | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Беседа «ЗОЖ, зимние виды спорта». | -продолжать формировать представления детей о зимних видах спорта; -познакомить детей с презентацией «Олимпийские зимние виды спорта»; -формировать представления детей о значении движения, физической культуры для здоровья человека; -развивать у детей кругозор, познавательную активность, любознательность. |
07.12.2018 | Коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» | Развитие речи Рассказывание из личного опыта «Я расту здоровым». | -продолжать формировать у детей представления о ЗОЖ: соблюдение режима дня, оздоровительные семейные традиции; -познакомить детей с презентацией «ЗОЖ нашей группы и семейные оздоровительные традиции»; |
10.12.2018 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная; игровая | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Беседа «Приключение Зубика». | -продолжать формировать представления детей о ЗОЖ; о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами; -профилактика детских страхов по поводу посещения стоматолога. |
16.01.2019 | Коммуникативная; восприятие художественной литературы | «Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Познавательное развитие» | Развитие речи Заучивание стихотворений о ЗОЖ «Секреты здоровья». | -продолжать формировать представления детей о правилах ЗОЖ; -продолжать учить детей заучивать стихи; -развивать выразительность деткой речи. |
24.01.2019 | Познавательно-исследовательская; коммуникативная | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | Беседа «Зимние правила безопасности». | -продолжать формировать у детей представления об источниках потенциальной опасности на прогулке, на улице в зимний период года; -продолжать формировать представления о правилах безопасного поведения на зимней прогулке (горка, санки, снегокаты, тюбинги-ватрушки, сосульки, лёд, снежки, металлические предметы зимой). |
29.01.2019 | Продуктивная, коммуникативная | «Художественно-эстетическая» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» | Рисование «Как мы делаем зарядку». | -формировать представления детей о значении движения, физической культуры для здоровья человека; -развивать изобразительные способности детей, учить рисовать фигуру человека в движении; -развивать самостоятельность в творчестве. |
30.01.2019 | Двигательная; игровая; коммуникативная | «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» | Итоговое мероприятие: интегрированный физкультурно-познавательный досуг с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни». | -продолжать формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью; -закреплять представления о ЗОЖ (занятие физкультурой и спортом, соблюдение правил личной гигиены, польза витаминов, хорошее настроение, соблюдение режима); -продолжать формировать у детей двигательные навыки и физические качества; -развивать произвольное внимание; -развивать у детей инициативу и самостоятельность; -обогащать игровую деятельность детей новым содержанием; -воспитывать дружеские отношения между детьми. -укреплять детско-родительские отношения. |
Заключительная часть.
Презентация проекта:
- для педагогов – презентация по итогам проектной деятельности, творческий отчет на педсовете.
- для родителей и для детей – фотокнига «Быть здоровым - здорово!».
Форма итогового мероприятия:
интегрированный физкультурно-познавательный досуг - квест для детей с участием родителей «Секреты здоровья или Правила здорового образа жизни» 30 января 2019 года. Приняли участие 8 семей – 45% от количества посещающих дошкольную группу в данный период времени.
Итог: У дошкольников формируются элементарные представления о здоровом образе жизни, начальные основы активного, осмысленного отношения к своему здоровью.
Выводы:
- В ходе реализации проекта у детей формируются представления об образе жизни человека, о режимных моментах (прогулка, сон, приём пищи), о психологическом комфорте, о зависимости здоровья от образа жизни.
- У детей формируются представления о причине некоторых заболеваний – микробах.
- Формируется у детей инициатива и самостоятельность при подготовке и проведению санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости.
- Формируются у детей представления о полезных и неполезных продуктах питания.
- У детей формируются представления о значении здоровых зубов для здоровья организма, о необходимости ухода за зубами.
- В ходе реализации проекта у детей формируется познавательная активность, любознательность.
Примеры проявления инициативы и рефлексии детей:
Мальчик Кирилл придумал новую игру (по аналогии с дидактической «Съедобное-несъедобное») «Полезные – неполезные продукты питания».
Несколько детей теперь чихают в сгиб локтя, зная, что если при чихании прикрыть рот ладонью, то на руке остаются микробы, которые с руки, попадая на игрушки, дверные ручки, продолжают инфицировать окружающих. Многие дети без напоминаний, активно и осознанно выполняют правила личной гигиены.
Выводы по активности родителей в проекте:
В проекте приняли участие 14 семей - 78% от количества посещающих группу в данный период времени.
Формы участия: активная -
- участие родителей в досугах,
- создание семейного видеофильма - «Здоровый образ жизни Юли и её семьи»,
- участие семей в создании фотогазеты «Семейные оздоровительные традиции».
В физкультурном досуге 14.11.2018 г. приняли участие 7 семей – 40% от количества посещающих дошкольную группу в данный период времени.
Виды отчетности: планирование, фотокнига, фотографии, презентации, видеофильм.
Список используемой литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Денисова Д. Серия «Школа семи гномов» «Я вырасту здоровым». - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012
- Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Сон С.Л., Шипошина Т.В., Иванова Н.В. Сказки Страны здоровья. Беседы с детьми о здоровом образе жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2019
- Султанова М. Серия «Что из чего» «Удивительные превращения. Как производят продукты питания». – ООО «Хатбер-пресс», 2016
Стихи о ЗОЖ
Здоровье
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
(А. Гришин)
Приложение
Будьте здоровы
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке.
А летом загорелый
Купаешься в реке.
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом.
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом! (С. Островский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...
Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».
Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...
Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мыш...
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым
Здоровье-это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко. вернуть же его очень трудно....
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым»
Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Общей целью является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навык...