Здоровьесберегающие технологии: профилактическая работа по предупреждению у дошкольников плоскостопия и заболеваний дыхательных путей
статья

Чиркова Инна Аданисовна

В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация образовательного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей и развитию напряжения адаптационных механизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovetehnologii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ "Детский сад № 66"

Старший воспитатель

Чиркова Инна Аданисовна

Здоровьесберегающие технологии: профилактическая работа по предупреждению у дошкольников плоскостопия и заболеваний дыхательных путей

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По данным специалистов, около 87% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 33% детей, приходящих в детский сад, уже имеют хронические заболевания. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация образовательного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей и развитию напряжения адаптационных механизмов.

В связи с этим начался новый этап решения неотложных задач профилактической педиатрии и дошкольного образования, где главным вопросом выступает развитие современных здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья.

        Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, которые работают с контингентом детей и об их отношении к своему здоровью. Может ли педагог быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения? Воспитатель занимает одно из центральных мест в жизни дошкольников. Он олицетворяет для них всё то новое и важное, что входит в их жизнь в связи с посещением детского сада.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты.

Из года в год у нас проходят плановые медицинские осмотры детей и статистика показывает наличие большого процента детей с заболеваниями дыхательных путей (ЧБД) и плоскостопием. Перед педагогами встала необходимость вводить в свою работу здоровьесберегающие технологии, направленные на профилактику плоскостопия и респираторных заболеваний.

        Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

1. Изменение мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.

2. Изменение отношения воспитателя к детям. Педагог должен полностью принимать ребёнка таким, каков он есть.

3. Изменение отношения педагога к задачам образовательного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие дошкольников с максимально сохраненным здоровьем.

Практика показывает, что специальная гимнастика эффективна на любых стадиях заболевания: от первичной до тяжелой и запущенной. При условии, что она проводится регулярно, только тогда, она способна дать четкие и долгосрочные результаты.

Известно, что плоскостопие часто развивается из-за слабости мышечной системы человека, отсутствия тренировок и физических нагрузок. Физическая культура, точнее, специальная гимнастика, помогает исправить эту ситуацию. У детей с деформацией стоп она служит эффективным средством для её коррекции. Необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

Лечебная физкультура при плоскостопия у детей дает результаты только в том случае, если она проводится в системе, регулярно и в течении достаточно длительного времени. Не стоит ждать мгновенного результата: нужно как минимум шесть месяцев, чтобы достичь первого эффекта.

С появлением высокого процента патологии как у детей так и у взрослого поколения, возникла необходимость увеличения целенаправленной физической активности с использованием различных форм физических упражнений. Это необходимо для предотвращения возникновения плоскостопия.

В связи с этим было принято решение организации системы профилактической работы включая игры Александра Сергеевича Галанова.

        В своей работе мы осуществляем дифференцированный подход к детям на занятиях физической культурой: учитываем типологические особенности развития детей (темперамент), их гиперактивность и малоподвижность. С учетом представленных характеристик и возрастного подхода регулируем физическую нагрузку адекватную возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и группе здоровья.

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка.

        Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач.

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

  • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;
  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;
  • способствовать развитию произвольности выполнения дыхательной гимнастики, уметь сочетать её с различными действиями и занятиями;
  • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;
  • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,
  • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

  1. Систематичность занятий физической культурой.
  2. Дозирование по числу повторений физических упражнений
  3. Постепенность наращивания длительности нагрузок.
  4. Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
  5. Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
  6. Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

Ежедневно включаются во все занятия по выбору воспитателя следующие игры:

  • Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, гайморит, хронический
  • Общие бронхолегочные заболевания
  • Нарушение осанки
  • Плоскостопие
  • Игры после перенесенных инфекционных заболеваний
  • Для часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями

Для проведения физкультурных занятий рационально комплектуются подгруппы детей на основании медицинских показаний здоровья ребенка.

В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.

Мероприятия комплексного плана профилактической работы осуществляются педагогами и специалистами детского сада.

        В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Два правила:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна:
  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после организованнлй деятельности, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр.

Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

        Обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, применяя игровые приемы.

        В среднем дошкольном возрасте дети обучаются подгруппами или фронтально на специальных занятиях.

        В старшем дошкольном возрасте основной метод – ежедневные упражнения.

Организация оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  1. Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления: дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д. ;
  4. Ознакомление родителей с профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

Литература

1.        Игры, которые лечат (для детей от 1 года до З лет). — М.: «ТЦ Сфера», 2006.— 96 с

2.        Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

3.        Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.

4.        Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн., 2003.

5.        Электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/02/02/programma-profilakticheskoy-raboty-po-razvitiyu

6.        Электронный ресурс: https://ds14kalinkovichi.schools.by/pages/obespechenie-individualno-differentsirovannogo-podhoda-k-detjam-pri-organizatsii-fizkulturno-ozdorovitelnoj-raboty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте представлена система работы ДОУ по профилактике ДДТТ, организованная по  четырем направлениям: методическая работа, работа с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников и структурами с...

Опыт работы «Организация профилактической работы по предупреждению ДДТТ в ДОУ»

В опыте описана система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в МБДОУ....

Профилактическая работа по предупреждению плоскостопия

здоровьесберегающая педагогическая технология...

Профилактика заболеваний дыхательных путей

Профилактика заболеваний дыхательных путей...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...